Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

К вопросу о комплексном характере антинаркотических мер в студенческой среде

Совет Российского союза ректоров на заседании, посвященном участию вузовского сообщества в профилактике наркомании в молодежной среде, отметил несколько ключевых моментов, необходимых для реализации антинаркотической программы в вузах:

¨                      проблема наркозависимости коренится в комплексе социальных, материальных и психологических аспектов, которые сводятся к недостаточной вовлеченности молодежи в проекты, способствующие их личностной самореализации;

¨                      меры чисто полицейского характера не дадут положительного результата;

¨                      ранняя диагностика потребления наркотиков путем специального тестирования, однако тестирование должно быть добровольным;

¨                      сфера профилактики наркомании должна обеспечиваться соответствующей системой нормативных правовых актов;

¨                      система вузовских молодежных объединений должна обеспечить создание внутренних стимулов отказа молодежи от наркотиков.

 

Обратимся к сайту «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ», на котором имеется немало материалов, подготовленных экспертами не только в области российской политики, но и зарубежной. В связи с введением практики тестирования учащихся на наркотики особого внимания заслуживает статья «Антинаркотическая политика: зарубежный и национальный опыт» [1].

Авторы отмечают общую для всех стран тенденцию перехода от либеральной политики в отношении наркотиков к репрессивно-рестриктивной в зависимости от критичности ситуации: с витком новой эпидемии либеральная политика теряла позиции.

Вот что пишут авторы:

«Исторический анализ формирования стратегии государственного контроля за оборотом наркотиков в различные исторические периоды и в различных странах мира показывает, что на форму антинаркотической политики влияют следующие факторы:

¨    напряженность наркоситуации в стране;

¨    опыт страны по злоупотреблению наркотиками;

¨    толерантность общества к проблеме злоупотребления наркотиками.

 

Поэтому при выборе стратегии государственного контроля за оборотом наркотиков в нашей стране необходимо учитывать особенности наркоситуации в сопоставлении с имеющимся историческим зарубежным и национальным опытом эффективности применения различных моделей социального контроля за наркооборотом. От того, каким из вариантов антинаркотической политики в ближайшем будущем решит руководствоваться Правительство РФ, будет зависеть эффективность предпринимаемых мер в отношении противодействия незаконному обороту наркотиков».

 
Законодательный аспект   

Необходимо отметить законодательный момент, отражающий инициативу государства в области антинаркотической профилактики. Обратимся к законодательству США.

Федеральные законы
 

The federal Drug Free Workplace Act of 1988

Основное требование закона — часть подрядных организаций, выполняющих работы по госзаказу, а также все организации и индивидуальные лица, получившие гранты, обязаны обеспечить рабочее место, свободное от наркотиков. Что характерно, требование это не распространяется на все предприятие в том случае, если только часть его сотрудников занята в госпроекте.

В случае выявления нарушений финансирование может быть приостановлено или прекращено, а организация-нарушитель лишена возможности получения грантов и контрактов на срок до 5 лет.

Письменное соглашение с условиями закона считается нормой при заключении госконтракта или получения гранта от государства.

 

Следующий закон является, по сути, продолжением вышеуказанного закона в приложении к высшим учебным заведениям.

 

The Drug-Free Schools and Communities Act Amendments of 1989

Согласно ему, институты и другие учебные заведения, претендующие на какую-либо форму финансирования от государства, обязаны предоставить документы, свидетельствующие о принятии и осуществлении программы по предотвращению незаконного хранения, употребления или распространения наркотиков и алкоголя студентами или сотрудниками.

 

Практика вузов в Европе и США

Описанные выше законы стимулируют развитие профилактических мер, принимаемых высшими учебными заведениями.

В сущности, все университеты США ссылаются на федеральные законы либо на законы конкретного штата. Помимо санкций со стороны университета, наркоман может быть подвергнут санкциям со стороны федеральных законов и законов конкретного штата, о чем университеты предупреждают отдельно.

В уставах университетов прописан запрет на употреблние / хранение /продажу наркотиков.

Колумбийский университет: студенты и/или преподаватели, которые уличены в нарушении политики Университета по отношению к наркотикам, могут быть исключены или уволены, а также принуждены к прохождению реабилитационных программ в течение 30 дней со дня получения жалобы.

Университет штата Иллинойс: то же самое, кроме того, в уставе подчеркивается, что человек может быть принужден к сдаче теста на употребление наркотических средств, если того требует федеральный контракт с работодателем.

Кроме того, университет имеет собственные организации, куда наркозависимый может обратиться за помощью.

Кембриджский университет активно проводит социальную работу по разъяснению вреда от употребления алкоголя и наркотиков.

Примерно такую же политику проводит Ноттингемский университет (Великобритания): студентов не только предупреждают о последствиях злоупотребления алкоголем, курением или наркотиками, но и выкладывает в открытом доступе информацию о видах наркотических препаратов, и куда можно обратиться в случае, если после принятия неизвестного и потенциально-наркотического препарата появляются симптомы интоксикации.

Что показательно, политика университета вовсе не запрещает употреблять алкоголь, а настоятельно рекомендует соблюдать меру и напоминает о простых, но необходимых правилах, соблюдая которые можно избежать проблем.

Некоторые университеты, например Гейдельбергский (Германия), публикуют статистику выявленных нарушений, в т.ч. по наркотической зависимости.

 

Вместе с информацией об основных видах принимаемых наркотических средств, о симптомах отравления наркотиками и настоятельной рекомендацией не употреблять их, многие университеты публикуют адреса учреждений, которые работают с наркозависимыми людьми. Так, сайт Кембриджского университета пишет о семи местах, где можно получить не только психологическую, но и медицинскую помощь в отказе от наркотиков.

Итак, можно выделить следующие общие черты системы противодействия наркотикам:

¨    внимание направлено не только на лечение самой зависимости, но и на поиск причины (психологические, учебные или личные) ее вызывающие;

¨    организации, предоставляющие помощь, обязуются соблюдать конфиденциальность — это едва ли не главное условие, при котором помощь зависимому человеку действительно принесет пользу, а не вред, в отличие от простой констатации факта зависимости;

¨    продвигается политика доверия: студенты могут обратиться за помощью к своим же родителям или преподавателям, а не в службы.

 

Здоровая среда в кампусах

Профилактическая деятельность многих организаций направлена на формирование здоровой среды в кампусах. Примером может служить Higher Education Center — Центр профилактики алкоголизма и других форм наркоманий, основан департаментом образования США в 1993 г., оказывает поддержку всем высшим учебным заведениям страны по развитию и внедрению программ по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и насилием среди студентов. Стратегии Центра носят превентивный характер: задача — создать благоприятные социальные условия в студенческих городках и общежитиях и сформировать у студентов настрой на здоровый образ жизни.

Все организации, занятые в оказании помощи наркозависимым, гарантируют анонимность данных пациентов.

 

Тестирование как профилактическая мера                  

Тестирование на употребление наркотиков проводится как в высших, так и в средних учебных заведениях, однако его цель — не наказание, а выявление людей, которым требуется помощь, которым еще можно помочь. В основном для анализов берут мочу и слюну.

Тестирование дает и дополнительный шанс учащимся отказываться от давления со стороны сверстников: учащийся может открыто сказать, что ему куда более ценны участие в проекте и спортивные достижения, чем вероятность сомнительного удовольствия от разбирательств с родителями или куратором.

Чтобы обеспечить лояльность и понимание со стороны студентов и их родителей, организации дают возможность ознакомиться с процессом.

 
История

Случайное (выборочное) тестирование (RandomDrugTesting) получило распространение после войны во Вьетнаме (начало 1980?х гг.). Тогда тестирование стало обязательным для всех занятых в военном деле. Позже федеральное правительство расширило обязательное тестирование на наркотики на все сферы деятельности, которые связаны с общественной безопасностью: транспорт, исследовательские работы, нефтяное производство и т.д. В конце 1980?х практика случайного тестирования получила распространение во многих частных и правительственных организациях. Тогда же школы, как общественные, так и частные, вдохновленные успехом этой практики, включили тестирование в систему предупреждения употребления наркотиков. В 2004 г. президент США оказал широкую поддержку этой практике. Выборочное тестирование отличается от тестирования на основе подозрения.

Случайное тестирование может быть мандатным и волонтерским. В первом случае все студенты из сформированной группы подлежат тестированию. Это студенты-спортсмены, водители, студенты, занятые во внеучебной деятельности. Во втором случае студенты сами и с согласия родителей выбирают, участвовать ли им в этой программе.

Среди программ по тестированию можно отметить следующие.

Random Student Drug Testing (RSDT)
Девизпрограммы: «Prevention not Punishment»
Целипрограммы:
¨    предупредить и предотвратить случаи употребления наркотиков;
¨    способствовать другим принимаемым мерам, направленным против наркотиков;
¨    выявить студентов, нуждающихся в помощи;
¨    подготовить студентов к тестированию на будущем месте работы.

Случайное тестирование отличается от тестирования на основе подозрения. Последнее подразумевает, что студент регулярно употребляет наркотики.

Информация о результатах теста доводится только до родителей учащегося и до специального консультанта. Результаты анализа заверяются Medical Review Officer. В случае выявления положительного результата обязательно проводится повторная проверка для исключения ошибки, например, в том случае, если вещество, определяемое как наркотик (например, амфетамин), было выписано по рецепту лечащего врача. Что важно, результаты не идут в полицию и вообще законодательно к студенту санкций не применяется. Однако учебное заведение вправе отстранить студента от занятий на неопределенный период времени, пока не удостоверится, что студент «завязал». И только если и последующие тестирования дали положительные результаты, к учащемуся применяются меры наказания.

Что характерно, эта программа работает отдельно от устава учебного заведения, который может устанавливать свои меры наказания за употребление алкоголя и наркотиков.

 

Пропаганда отказа от наркотиков идет и в  медиапространстве. TheNationalYouthAnti-DrugMediaCampaign — федеральная программа, которая была создана и финансируется Конгрессом. Распространяет информацию в печатных СМИ, на телевидении и радио, в Интернете посредством социальных сетей типа Facebook, Youtube.com.

Подытоживая, можно констатировать: все профилактические и реабилитационные программы направлены на людей, которые сознательно хотят отказаться от наркотиков, но не в состоянии сделать это своими силами.

 

Материал подготовлен Ю.А. Гальченковой

 


[1] Т.Б. Дмитриева, директор ФГУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России», профессор, академик РАМН; Т.В. Клименко, руководитель отделения судебно-психиатрических экспертиз при наркоманиях и алкоголизме ФГУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России», д. м. н., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин и криминалистики Российской правовой академии Министерства юстиции РФ; А.А. Козлов, подполковник полиции, заместитель начальника 2 отдела Медицинского управления ФСКН РФ, к. м. н., доцент, старший научный сотрудник Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минздравсоцразвития России.