Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Электронные образовательные ресурсы нового поколения

 

В 2011 г. было разработано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов в рамках реализации проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e?learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».
«Основная цель реализации проекта — качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс», — отметил директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Минобрнауки России А.В. Пронин на заседании коллегии Минобрнауки России 27 декабря 2011 г. Директор департамента сообщил, что среднемесячная посещаемость Федеральной системы информационных образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru и др.) за последние три месяца составила более 850 тыс. «Надеемся, что в следующем году удастся превысить показатель в 1 млн. посещений в месяц», — подчеркнул А.В. Пронин.
Руководитель отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров С.М. Авдеева отметила, что «наиболее актуальной задачей на данный момент является методическое сопровождение и повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования ЭОР». Также она сообщила, что к 1 сентября 2012 г. ЭОР для начальной школы будут готовы для использования, что станет очень значимым результатом реализации проекта.
Первый заместитель директора Федерального института развития образования А.Н. Лейбович ознакомил членов коллегии с ходом апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников. Он отметил, что «отобрано 25 школ в регионах, в которых используются технические устройства с предустановленным образовательным контентом: 57 учебников для 6 и 7 классов и литература для внеклассного чтения». А.Н. Лейбович особо отметил, что в рамках апробации проводится как исследование учебно-методических возможностей использования электронных учебников, так и анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
 
Справка
 
Проект «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» реализуется в 2011—2012 гг. и направлен на обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Основные результаты проекта, достигнутые в 2011 г.:
1.                  разработаны 700 ЭОР, созданных в соответствии с новыми ФГОС НОО для всех 4 систем учебников для начальной школы из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ; 500 из них прошли апробацию в условиях реального учебного процесса в 1?х и 2?х классах начальной школы, остальные проходят апробацию;
2.                  разрабатываются и готовятся к апробации в условиях реального учебного процесса основного общего образования творческие конструктивные среды по математике, физике и биологии, которые позволят повысить эффективность освоения учащимися естественно-научных дисциплин, за счёт использования интерактивных виртуальных лабораторий и практикумов;
3.                  разработаны 430 ЭОР для дошкольного образования по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», из них 70 ЭОР прошли апробацию в детских дошкольных учреждениях, остальные проходят апробацию;
4.                  разработаны 1020 ЭОР культурно-познавательного характера по следующим направлениям: «Природно-экологические комплексы России», «История освоения космоса Россией», «Мир современной техники», «Сокровища российских музеев»;
5.                  разработаны и прошли апробацию 400 сценариев уроков с использованием ЭОР для начальной школы и 300 сценариев уроков с использованием ЭОР для основной школы (сценарии включают методические рекомендации и информационно-технологические материалы для учителей);
6.                  проведено обучение более 700 тьюторов из всех регионов Российской Федерации (при плановом значении — 500) по программам повышения квалификации учителей-предметников в области использования ЭОР в учебном процессе общеобразовательных учреждений;
7.                  подготовленными тьюторами ведется обучение более 26 тыс. учителей по программам повышения квалификации в области использования ЭОР в общеобразовательном процессе основной ступени общего образования, закончили обучение 24 438 учителей, из которых аттестацию успешно прошли 17 134 человека;
8.                  организована постоянная методическая поддержка учителей, использующих ЭОР.
Результаты проекта к концу 2012 г. должны обеспечить:
— создание целостной системы разработки, внедрения и поддержки в процессе использования ЭОР, обеспечивающей возможности для индивидуализации образовательного процесса с учётом стартового уровня знаний, умений и навыков учащегося, его особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации;
— качественное изменение процесса обучения, повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс;
— существенное увеличение количества учителей начального и основного общего образования, уверенно владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании ЭОР;
— рост не менее чем в 2 раза (до 95%) числа общеобразовательных учреждений, использующих ЭОР в образовательной деятельности;
— рост не менее чем в 2 раза (до 28%) доли учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых будут обеспечены возможности обучения с использованием ЭОР (в случаях, когда рекомендовано дистанционное обучение и нет противопоказаний к работе с компьютером), от общей численности учащихся.
В пяти регионах РФ (Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Кемеровской, Калининградской и Московской областях) начата апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ), которая реализуется по поручению Президента РФ. Главная задача апробации ИМЭУ заключается в ответе на вопросы, может ли мобильное электронное устройство заменить комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формированию межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения, а также способствовать реализации новых ГОС.