Третью версию законопроекта об образовании планируется внести в Правительство России
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» планируется в ближайшее время внести в Правительство России. Ожидается, что текст проекта может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ в весеннюю сессию.
«Идея нового закона об образовании обсуждается уже довольно давно. Проделана огромная работа. Но невозможно всю жизнь обсуждать законопроект, на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность и соответствующий документ передать законодателю и, после обсуждения и принятия закона, начать его реализовывать», — отметил Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на заседании коллегии Министерства 27 декабря 2011 г.
По словам Министра, закон имеет огромное общественное значение и именно поэтому он должен приниматься при достаточно серьезном общественном согласии. «Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены», — подчеркнул А.А. Фурсенко.
Первая рабочая версия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» была размещена в мае 2010 г. на официальном сайте Минобрнауки России и вызвала большой интерес как у профессионального сообщества, так и обычных граждан, которые представили значительное число замечаний и предложений к тексту. Большое количество предложений поступило также по результатам слушаний в Государственной Думе, Совете Федерации и Общественной палате РФ.
На основании представленных замечаний и предложений законопроект был доработан и по поручению Президента РФ размещен 1 декабря 2010 г. на специальном сайте в сети Интернет zakonoproekt2010.ru. На сайт поступило более 10 000 замечаний и предложений к тексту законопроекта; для их рассмотрения была создана комиссия, которую возглавил советник Президента РФ В.Ф. Яковлев.
Третья доработанная версия законопроекта была размещена 15 июля 2011 г. на сайте министерства, обсуждалась на региональных педагогических совещаниях, кроме того, граждане могли принять участие в непосредственной доработке и редактировании текста текущей редакции законопроекта на сайте edu.crowdexpert.ru.
«Надо принять такой закон, который, с одной стороны, обеспечивал бы реализацию Конституции, а с другой стороны, не отрывался бы от действительности и был бы реально обеспечен имеющимися в обществе ресурсами», — подчеркнул В.Ф. Яковлев. Он отметил, что «к работе над данным законопроектом удалось привлечь лучшие силы нашего общества», обсуждение было в целом профессиональным и конструктивным. «Мы достигли такого уровня обсуждения, когда можно завершать, ставить точку, дабы не испортить тот текст, который получился на сегодняшний день».
По оценке члена Общественной палаты Е.Л. Рачевского, «нынешнее образовательное законодательство напоминает криптограмму», очень трудно для восприятия, а текст последней редакции законопроекта «простой и понятный, и нужно это сохранить». Е.Л. Рачевский особо подчеркнул важность поддержки в законопроекте дошкольной ступени образования, от качества которого во многом зависят результаты в средней школе.
Директор Департамента правового обеспечения министерства М.Б. Лукашевич отметила, что «на данный момент уже 46 субъектов РФ согласовали текст законопроекта в третьей редакции, 34 субъекта в целом поддержали законопроект, при этом представили свои предложения по его доработке». Также М.Б. Лукашевич сообщила, что «со всеми федеральными органами исполнительной власти, представившими свои замечания, были проведены согласительные совещания по законопроекту, по результатам которых большинство разногласий были урегулированы». Она выделила 10 конкретных изменений, внесенных в новый законопроект.
1. Возможность получения бесплатного образования на всех уровнях образования в образовательных организациях различных форм собственности.
2. Дошкольное образование без очереди в различных формах на основе ФГОС.
3. Возможность выбирать учебные курсы как внутри ОУ, так и вне его.
4. Расширение выбора образовательных ресурсов — не только печатные, но и электронные (электронное обучение, электронные библиотеки).
5. Общедоступное среднее профессиональное образование.
6. Возможность реализации уникальных образовательных программ. Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере искусства и т.д.
7. Государственная аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов ОУ.
8. Расширение полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей, обучающихся.
9. Мониторинг всех уровней образования. Открытость информации об образовании.
10. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Справка
Подготовка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.
Проект ФЗ закрепляет основы правового регулирования сферы образования в РФ, интегрируя как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).
Законопроект направлен на:
создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами РФ в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;
комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования;
обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Принятый в 1992 г. базовый законодательный акт системы образования — Закон РФ «Об образовании» в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования.
Кроме того, за минувшее десятилетие в рамках модернизации системы образования неоднократно обновлялось законодательство в области образования путем внесения отдельных изменений в Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Чтобы решить отдельные конкретные вопросы шел постоянный процесс внесения изменений в законодательные акты, регулирующие отношения в сфере образования, который привел к неустойчивости и противоречивости норм федерального законодательства.
Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. К настоящему моменту законодательство в области образования остро нуждается в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан. Данная задача может быть достигнута путем подготовки нового единого законодательного акта, который бы комплексно урегулировал отношения в сфере образования. Им и должен стать проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в РФ.
Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в т.ч. в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, и др.). Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами.
Так, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений: отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В главе, закрепляющей правовой статус педагогических работников, подробно урегулированы их права, обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, обеспечивающих возможность как инклюзивного, так и интегрированного образования. Также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти законопроектом регулируются вопросы реализации образовательных программ в отдельных сферах (например, в сферах обороны и безопасности, медицины и фармацевтики, спорта, искусства и культуры).
В сравнении с действующим законодательством в законопроекте в определенной степени обновлены отдельные базовые институты системы образования:
— уточняется система уровней образования в РФ, а также корректируются названия отдельных уровней на основе положений Конституции РФ и с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования;
— с учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования законопроектом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда;
— упорядочиваются типы образовательных организаций: в законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.
В законопроекте нашел отражение ряд механизмов, апробация и введение в практику которых были достигнуты в рамках модернизации системы образования. В их числе следующие:
1) применение в образовательном процессе новых образовательных технологий.
В законопроекте предложен ряд принципиальных новелл, закрепляющих основы использования в образовательном процессе дистанционных и электронных образовательных технологий, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и т.д. Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
2) закрепление успешно прошедших апробацию в рамках комплексных проектов модернизации образования в субъектах РФ финансово-экономических механизмов (принцип нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, финансирования программ развития в дополнение к текущему финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений, расширение автономии образовательных организаций, их информационная открытость).
С учетом этого в законопроекте предусмотрены отдельные правовые нормы, регулирующие:
— введение принципов нормативного подушевого финансирования образовательных организаций для всех уровней образования, при сохранении единства образовательного пространства независимо от финансовой обеспеченности субъектов РФ и муниципалитетов;
— закрепление прав граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм с обеспечением равной ответственности государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций за качество образования;
— обеспечение информационной открытости образовательных организаций для потребителей образовательных услуг.
3) расширение числа субъектов системы образования (участие работодателей не только в выработке государственной политики в сфере образования (создание и экспертиза федеральных государственных образовательных стандартов, проектов нормативных правовых актов), но и в оценке качества образования, в государственной (итоговой) аттестации выпускников вузов).
В связи с этим в законопроекте устанавливаются подходы, обеспечивающие внедрение механизмов внешней оценки качества образования, как в рамках закрепления общественной и общественно-профессиональной аккредитации, так и при государственной аккредитации — в процессе ее проведения предусматривается обязательное привлечение независимых экспертных организаций и работодателей.
Также проектом федерального закона расширяется круг организаций, осуществляющих обучение, — в их число включены коммерческие организации (предприятия), имеющие потребность в организации «внутрифирменного» обучения не только по программам профессиональной подготовки рабочих, но и по широкому спектру программ дополнительного профессионального образования.