О необходимости доработки законопроекта «Об образовании в РФ»
20 октября 2011 г. состоялись парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Основными докладчиками выступили глава думского комитета по образованию Г.А. Балыхин, статс-секретарь и замминистра образования и науки И.М. Реморенко и зампред думского комитета по образованию О.Н. Смолин. Обсуждалась третья версия закона
В настоящее время правоотношения, складывающиеся в сфере образования, регулируют Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Реформирование образовательной системы — структурные изменения в системе образования, внедрение новых образовательных технологий, механизмов организации образовательной деятельности — требует обновления правового регулирования отношений в сфере образования. Новый ФЗ «Об образовании в РФ» должен определить принципы, на основе которых будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности отношений в системе образования, правовые режимы, действующие на каждом уровне, и правовые механизмы.
Как сообщил Г.А. Балыхин, в последней версии учтены «рекомендации, закрепляющие в законе возможность семейного образования. Дошкольное — получило статус самостоятельного уровня образования, однако вопрос о его обязательности остается открытым. А вот уровень НПО исключен. Готовить квалифицированную рабочую силу будут в системе СПО, а начальное останется его первым уровнем».
Другим важным новшеством стало закрепление в законопроекте социального статуса учителя. Впервые в нашей истории, подчеркнул Г.А. Балыхин, «в тексте закона появится самостоятельная глава о педагогических работниках и их юридическом статусе, а также будет закреплено положение, что средняя зарплата учителя не должна быть ниже средней по экономике региона». Равным образом будет узаконена периодичность индексации стипендии и права вузов распределять стипендии социальные.
Академии в России сохранятся: свой статус каждое образовательное учреждение само будет определять и закреплять в уставе. При этом типологию образовательных учреждений из текста решено убрать.
Как заметил О.Н. Смолин, «третья версия была обречена на успех, т.к. хуже первой просто ничего не могло быть». Правда, многие изменения к лучшему могут остаться только на бумаге. Депутат опасается, что все эти социальные гарантии не закреплены в бюджете. В ближайшие годы после 2012 г. планируется не наращивать, а сокращать расходы на социальную сферу.
Обсуждение показало, что текст законопроекта по-прежнему вызывает много вопросов и нуждается в доработке. Итогом парламентских слушаний стали рекомендации Федеральному Собранию РФ и Министерству образования и науки РФ о необходимости доработать проект Федерального закона «Об образовании в РФ» с учетом поступивших замечаний и предложений.
Итоги обсуждения будут доложены Президенту РФ.
Наш комментарий
Продолжая обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ», необходимо отметить следующие скрытые в нем противоречия.
1. В настоящее время система высшего образования представляет собой совокупность двух образовательных подсистем: традиционной одноуровневой подсистемы, структурной единицей которой остается специальность, состоящая из основных образовательных программ (ООП) подготовки специалистов с присвоением квалификации, и вновь создаваемой двухуровневой подсистемы, состоящей из двух независимых совокупностей ООП — бакалавриата и магистратуры с присвоением выпускникам степени бакалавра или магистра соответственно, структурной единицей которых становится направление. Очевидно, выпускники вуза, освоившие одну из перечисленных ООП высшей школы, получают высшее образование различного уровня и различной направленности.
Вместе с тем, в новом законопроекте все выпускники вузов представлены как лица, получившие высшее образование. Более того, все они включены в единую последовательность квалификаций и степеней: бакалавр, специалист, магистр. Такая запись вызывает вопросы. Тем более что в законопроекте сказано, что бакалавр не может перейти на программу подготовки специалиста. Он также лишен права продолжить образование в аспирантуре, хотя для этого требуется всего лишь наличие диплома о высшем образовании. Тогда резонно спросить: какое высшее образование имеет выпускник бакалавриата?
2. Хорошо известно, однако, что любое высшее образование наряду с академической компонентой содержит также профессиональную составляющую. И в зависимости от соотношения этих компонент в той или иной образовательной программе высшей школы, характер высшего образования ее выпускников будет различным, обеспечивая тем самым различный уровень профессиональной компетентности как основу их будущего профессионального роста. В законопроекте не делается также различия между квалификацией и степенью, присваиваемых выпускникам вузов, хотя квалификация, как известно, это характеристика профессиональной подготовленности выпускника, тогда как степень служит характеристикой его образовательного уровня.
3. Здесь уместно заметить, что в настоящее время отечественная высшая школа обеспечивает молодежи получение высшего профессионального образования, тогда как в законопроекте рассматривается только «высшее образование». Совсем непонятно, что означает такое преобразование одного из базовых понятий системы образования: просто так взяли и заменили одно на другое без каких-либо пояснений или в этом кроется глубокий смысл? Ведь система «высшего профессионального образования» и система «высшее образование» — две различные образовательные системы со своими образовательными приоритетами. Если первая из них ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, то для второй главным приоритетом является подготовка высокообразованных граждан страны.
4. Вызывают также вопросы различия в порядке утверждения специальностей и направлений высшего образования. Если перечень направлений подготовки бакалавров и магистров утверждается Минобрнауки РФ, то утверждение перечня специальностей происходит на уровне Правительства РФ. Это очевидное недоразумение, которое при дальнейшей доработке законопроекта необходимо устранить.
5. В равной мере это относится и к порядку утверждения Государственных требований к программам дополнительного профессионального образования, по результатам освоения которых предусмотрено присвоение дополнительной квалификации. Эта форма ДПО становится особенно актуальной в условиях массового перехода вузов на образовательные программы бакалавриата. Ясно, что не все выпускники бакалавриата будут иметь возможность продолжить образование в магистратуре. И не все они будут готовы сразу после окончания вуза приступить к профессиональной деятельности того или иного вида. И здесь как нельзя кстати, параллельно с ООП, имеется возможность освоить дополнительную профессиональную программу с присвоением профессиональной квалификации, которая станет дополнительной гарантией социальной защищенности выпускника вуза на рынке труда.
Очевидно, что одновременно с доработкой законопроекта должен быть разработан «бизнес-план» его реализации, или, как принято говорить, определена цена вопроса. И не в общем, а в деталях. Так, например, возьмем преобразование аспирантуры в образовательную программу третьего уровня. Что это означает практически и во сколько такое преобразование обойдется казне?
6. Особое внимание привлекает к себе система концептуальных взглядов и идей, положенных в основу обсуждаемого законопроекта, выражающая в явной или неявной форме рыночные приоритеты в образовательной деятельности, представляя образовательную деятельность как услугу. В то же время, согласно ст. 2 ФЗ РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», услугами признается «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений». Более того, любая образовательная деятельность, кроме экономической составляющей, отражающей рыночный характер отношений между субъектами образовательной деятельности, содержит в себе правовую и социальную компоненты.
Так, согласно Конституции РФ (ст. 43): «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Другими словами, получение образования — это право каждого из нас, гарантируемое государством на определенных условиях.
Что же касается социальной составляющей образовательной деятельности, то образование выступает как общественное благо, удовлетворяющее двум основным критериям: неконкурентоспособности и неисключаемости. Неконкурентоспособность предполагает, что благо неделимо, неизбирательно и потребляется совместно. Неисключаемость общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает и не ограничивает его потребление другими членами общества [1].
Таким образом, многомерность образовательной деятельности, ее социальная значимость и правовой статус должны найти адекватное отражение в новом законопроекте «Об образовании в РФ». И конечно, при таком подходе образовательная деятельность не может быть сведена к рыночному понятию услуги.
Обсуждение надо продолжать, но даже учет высказанных выше предложений сделал бы законопроект более полезным как для высшей школы, так и в целом для общества.
В.С. Сенашенко,
д. ф.-м. н., проф.
Российский университет дружбы народов, г. Москва
E-mail: vsenashenko@mail.ru
[1] Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О некоторых тенденциях реформирования российской высшей школы // Высшее образование в России. — 2010. — № 10. — С. 29—42.