Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование кластеров наноиндустрии в России

 

27 сентября 2011 г. в Минобрнауки России прошла презентация результатов реализации ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы» по теме «Перспективы формирования кластеров наноиндустрии Российской Федерации».
На презентации были представлены результаты выполнения проекта «Развитие информационно-аналитической инфраструктуры для проведения маркетингового анализа динамики рынков нанопродуктов на среднесрочную перспективу и разработки методических рекомендаций по формированию нанопродуктовых кластеров в Российской Федерации», выполненного ГОУ ВПО «Государственный университет управления». Руководитель проектадиректор Института маркетинга ГУУ д. э. н., профессор Г.Л. Азоев.
 
Формирование инновационных кластеров в РФ в настоящее время декларируется по 5?ти базовым направлениям:
общенациональные технологические платформы;
особые экономические зоны;
региональные кластеры Минэкономразвития РФ;
«кластерные» проекты РОСНАНО и другие формы.
Основная часть проектов нанопродуктовых кластеров не достигла основной цели — промышленного производства и коммерческой продажи, преобладают декларативная или начальная стадии реализации проектов. Большинство кластерных образований не представляют собой полные технологические цепочки изготовления конечной продукции [1].
Сравнительный (страновой) анализ создания и развития нанопродуктовых кластеров показал, что для РФ особенно важен опыт США в части формирования плотной и масштабной сети нанопродуктовых кластеров, включая глобальные и региональные мегакластеры, а также вовлечение в инновационную сферу компаний за счет создания благоприятной инвестиционной среды. Наибольшее отставание России от США происходит по масштабу вовлеченности в развитие наноиндустрии министерств, ведомств, территориальных (муниципальных) властей, а также промышленных корпораций. Принципиальной особенностью США, ЕС, Японии и Израиля является включенность основных технических и национальных университетов в развитии напопродуктовых кластеров. Например, в США кластерных стратегий на федеральном уровне нет. Там идет развитие снизу: университет является ядром кластера, вокруг которого группируются частные предпринимательские фирмы, а затем заинтересованные структуры штата.
Сравнение РФ с Китаем демонстрирует преимущества планомерной, основанной на значительных государственных инвестициях программы развития нанотехнологий, решающей задачи, аналогичные технологическим платформам ЕС. Весьма важен для РФ китайский опыт концентрации ограниченных средств в наиболее перспективных направлениях развития наноиндустрии (например, в области солнечных батарей [2]).
 
Были предложены следующие рекомендации.
1. Для придания процессу кластеризации российской наноиндустрии положительного импульса целесообразно создать и закрепить организационно-правовой механизм управления созданием нанопродуктовых кластеров. В первую очередь необходимо:
выделить конкурентоспособные российские (и, возможно, зарубежные) объекты-кандидаты (НПО, НИИ, вузы/НОЦ, ЦКП и др.) на включение в нанопродуктовые замкнутые цепочки разработки, производства и реализации гаммы нанопродуктов;
оценить конкурентоспособность территорий их расположения;
определить состав предприятий и организаций, которые необходимо создавать заново (таких объектов очень много);
разработать структуры управления и схемы взаимодействия элементов кластеров;
обосновать индикаторы их будущего развития с учетом создания правового механизма для обеспечения интеграционного процесса в наноиндустрии.
2. Кластерная модель развития наноиндустрии РФ должна строиться на масштабной институциональной политике, определяющей следующие базовые требования к кластерам:
обеспеченность рыночным и институциональным спросом на конечную инновационную продукцию;
наличие специализации и системы управления в соответствии с перспективными трендами глобального рынка нанотехнологий/нанопродуктов;
формирование на базе предприятий и организаций, образующих преимущественно полный цикл создания инновационной продукции;
координация специальным органом управления и/или институциональными рамками, задающими правила взаимодействия участников кластера;
локализация в развитой территориальной инфраструктуре;
наличие специальной конкурентной среды, стимулирующей развитие организаций кластера;
обеспеченность нормативно-правовым регулированием, а также экономической поддержкой на стадии формирования.
3. Технология определения состава действующих/создаваемых организаций, образующих интегрированное пространство нанопродуктовых кластеров построена на базе двух конкурирующих подходов к кластеризации:
объединение организаций наноиндустрии РФ, специализирующихся на группах востребованных рынком нанопродуктов со схожими областями применения («вертикальная технология») [3];
объединение организаций, специализирующихся на определенных направлениях нанотехнологической деятельности в рамках инновационно активных регионов («горизонтальная технология»).
В основу технологии положен алгоритм выделения замкнутых производственно-технологических цепочек НПО — НИИ — вуз/НОЦ — ЦКП по продуктовым группам и направлениям деятельности с определением места предпочтительной локализации в рамках федеральных округов и областей РФ.
4. В предложениях по созданию и развитию кластеров выделены кластеры с полными технологическими цепочками изготовления востребованных нанопродуктов, которые могут быть созданы до 2015 г.
 
Например. «Покрытия» (ЦФО, Москва, тонкопленочные покрытия), «Терапия» (ЦФО,. Москва; СЗФО, Санкт-Петербург; СФО, Новосибирская область, терапия, лекарственные соединения и их доставка) и др.
Среди полных цепочек по тематическим направлениям деятельности выделены кластеры организаций, в частности: наноэлектроника (ЦФО, Москва; СЗФО, Санкт-Петербург; СФО, Новосибирская область; СФО, Томская область; ПФО, Нижегородская область), наноинженерия (ЦФО, Москва; ЮФО, Ростовская область; СЗФО, Санкт-Петербург; ПФО, Саратовская область; ПФО, Самарская область) и др.
 
Выводы и предложения по созданию и развитию нанопродуктовых кластеров. Предполагаемый подход кластеризации наноиндустрии РФ будет способствовать созданию нескольких десятков замкнутых научно-технологических и производственных сетевых и территориальных промышленных агломераций, способных дать реальный позитивный импульс процессу модернизации экономики за счет:
концентрации финансовых и материальных ресурсов на немногочисленных первоочередных (наиболее перспективных и конкурентоспособных) направлениях развития наноиндустрии в форме предлагаемых кластерных образований [4];
стимулирования территорий РФ к инновационному развитию в результате использования конкурентных преимуществ регионов базирования кластеров, формирующих синергетический эффект развития выделенных территорий РФ.


[1] Доля американских компаний на рынке нанопродуктов составляет 50%, российских компаний — 3%. В то же время более 70% разработок, используемых в мире, имеют российское происхождение. Ежегодный объем продаж нанопродуктов составил $300 млрд при ежегодном приросте 17%.
 
[2] Ежегодный прирост продаж 300%.
[3] Кластеры, ориентированные на продуктах, более востребованы рынком.
[4] 86% предприятий, занятых в области нанотехнологий, говорят о необходимости концентрации ресурсов за счет слияния, коммерческого партнерства или выполнения совместных программ.