Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Модель для глобализации высшего образования. Пример Международного независимого университета Молдовы

 

В статье показана модель интеграции вуза в единое международное образовательное пространство. Проанализированы проблемы и трудности интеграции, механизмы организации учебной и научной деятельности, привлечения иностранных студентов и преподавателей. Дано обоснование необходимости расширения глобализации высшего образования.
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, высшее образование, докторантура, землячества, академическая мобильность.
 
Современный мир, включая университетское сообщество, в настоящий момент решает исключительно важную задачу — ликвидацию последствий мирового экономического кризиса. Кризис способствовал появлению новых тенденций в процессе интернационализации высшего образования, воздействовал на формы и методы его глобализации.
Так, в университетах ряда высокоразвитых стран (к примеру, Китая, Южной Кореи, Японии и др.) одновременно с модернизацией экономики началось радикальное обновление содержания недавно еще новых технологий. Это позволит обеспечить более динамичное развитие высшего образования. Отсюда необходимость приложить как можно больше усилий для ускорения национального, регионального и мирового экономического роста.
После Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, проходившей в Париже в октябре 1998 г., многие университеты мира, особенно из наиболее индустриально развитых стран, активно включились в процесс реформирования высшего образования — задолго до того, как разразился кризис. Внедрение новых информационных технологий, которые представляют собой революцию в процессе становления современного ученого и включают нано- и биотехнологии, лазерное телевидение, оптические и квантовые компьютеры, в растущей степени зависит от качества ресурсов и технологических знаний современного специалиста.
Процесс глобализации существенно изменил экономические, политические и культурные мировые структуры. Возросло значение стратегии интернационализации высшего образования, значимость человеческого капитала для повышения конкурентоспособности страны. В этом смысле особую роль приобретает взаимное признание документов о высшем образовании на национальном, региональном, континентальном и глобальном уровне.
 
Модель интернационализации ULIM              
Самый большой успех любого университета состоит в подготовке специалистов из других стран, в признании документов об образовании этих стран. ULIM в этом смысле добился немалых успехов.
Ежегодно в ULIM’е обучаются в среднем 3500 студентов, в т.ч. мастерантов и докторантов из различных стран мира. По окончании обучения дипломы получают более 800 представителей ЕС и СНГ, а также стран Азии и Африки, США. Выпускники ULIM’а в области естественных наук высоко оценены в США и Канаде, пользуются спросом в университетских центрах, международных компаниях, особенно в научно-исследовательских центрах.
С точки зрения университетского менеджмента мы добились:
договоров о межуниверситетском сотрудничестве, на уровне университетов и соответствующих министерств в странах, откуда к нам приезжает на учебу молодежь;
договоров о сотрудничестве с экономическими агентами об отборе кандидатов на учебу;
подтверждения и подписания, по нашему настоянию, органами центральной государственной власти Республики Молдовы (РМ) документов о признании дипломов, выдаваемых вузами нашей страны иностранным гражданам.
Мы осознаем, что реализовать этот механизм очень сложно, так как он варьирует в зависимости от страны, региона или континента.
 
Организационные трудности интернационализации
Для РМ в целом и особенно для ULIM’а в частности было очень сложно создать и ввести в действие этот механизм. Наш университет почти одного возраста с Республикой Молдова. Естественно, что система международных университетских и образовательных отношений в нашей стране началась с нуля, одновременно с установлением дипломатических и официальных отношений нашего государства со странами мира и международными организациями. Более того, документы о высшем образовании любого университета в нашей стране (например, ULIM’а) выдаются от имени Министерства просвещения. Поэтому ответственность двойная, не только на университетском уровне, но и на национальном. Не случайно вся гамма межуниверситетских отношений ULIM’а с влиятельными зарубежными образовательными учреждениями координируется Министерством просвещения. В качестве приватного учебного заведения ULIM, являющийся составной частью национальной образовательной системы, приложил немалые усилия для создания и развития многосторонних международных образовательных отношений РМ со странами мира и международными организациями. Мы осознавали, что таким образом продвигается имидж нашей страны и имидж ULIM’а.
 
Вуз обязан приложить существенные усилия для того, чтобы многосторонние международные образовательные отношения складывались и развивались в строгом соответствии с нормами национального и международного права.
Именно благодаря этому в ULIM’е обучается молодежь из крупнейших стран Европы, Азии и Африки, что не очень распространено в учебных заведениях стран Восточной Европы. Такая реальность не случайность, а результат настойчивой политики, проводимой для распространения этой формы образования в нашем университете в качестве основного пилона. Осознавая влияние процессов глобализации на мировое сообщество, считаем исключительно важным расширение и углубление процесса интернационализации в высшем образовании.
Накопленный личный опыт [1], как и знание реальностей Европы и других стран, с которыми сотрудничал или сотрудничаю, дал мне возможность создать модель. А именно — модель ULIM’а, которая представляет интерес не только для университетов РМ, но и для Европы. Наш опыт изучен, оценен и предложен как пример для подражания для учебных заведений нашей страны коллегией Министерства просвещения — высшим консультативным органом — учреждением, которое руководит образовательным процессом в нашей стране.
Знаменателен тот факт, что 20—21 сентября 2007 г. ULIM в лице г-жи Анны Гуцу, первого вице-ректора ULIM’а, подписал с Университетом Болоньи (Италия) Magna Charta Universitatum — важный документ, утвержденный 660 университетами из 78 стран мира. Таким образом, ULIM стал единственным высшим учебным заведением РМ, присоединившимся к этому акту. Как подписант этого документа, ULIM выступает за полную академическую свободу в направлении получения знаний и проведения исследований, подтверждая, что университет есть сообщество достойнейших эрудитов. При этом моральная идентичность университета основывается на обязательности обучения и исследования, поиска истины независимо от конъюнктуры, политических приоритетов или экономической выгоды. Университет призван служить обществу в целом, участвуя в его устойчивом развитии.
 
Примеры сотрудничества
ULIM является одной из немногих организаций в РМ, которая стала полноправным членом многих академических университетских сообществ: Международной ассоциации университетов (IAU — International Assotiation of Universities), Университетского агентства Франкофонии (AUF — Agence Universitaire de la Francophonie), Ассоциации европейских университетов (EUA — European Universities Assotiation), Международной ассоциации ректоров (International Assitiation of University Presidents), Европейской ассоциации по обеспечению качества (EAQA — European Assotiation for Quality Assuranse). Уместно отметить, что ULIM с 5 июня 2008 г. является обладателем международного сертификата качества ISO 9001:2001.
 
В регламентирующих документах этих международных университетских сообществ и в их деятельности важная роль принадлежит внедрению и развитию региональных образовательных принципов, например европеизации и интернационализации. С этой целью, впервые в Республике Молдова, ULIM добился согласия и поддержки Совета Европы, Министерства просвещения и Совета ректоров РМ по организации в декабре текущего года Международной конференции по проблемам Болонского процесса в Восточной Европе и Юго-Восточном регионе европейского континента. Мы намерены пригласить на эту конференцию ректоров более 70 университетов мира, расположенных на всех континентах, с которыми плодотворно сотрудничаем.
ULIM’у удалось, благодаря совместным усилиям ректората и сената университета, профессорско-преподавательского коллектива, в короткий срок достичь поддержки высшей государственной власти, национального общественного мнения, зарубежных партнеров и выпускников—иностранцев, разъехавшихся по всему земному шару в качестве наших вестников. Считаем, что все это, наряду с другими успехами, дает нам сегодня возможность находиться в первой трети мировой топ?классификации университетов [2], намного опережая коллег как из нашей страны, так и стран Восточной Европы, имеющих более солидный опыт деятельности. Наш опыт, увенчавшийся активным членством во многих международных университетских объединениях, стимулировал Министерство просвещения РМ инициировать серию мероприятий и радикальных реформ системы ВПО. Таким образом, интернационализация стала приоритетом не только для нашего университета, но и для всех вузов Республики Молдова, являясь существенным индикатором международной конкурентоспособности.
 
Иностранные студенты и преподаватели, финансирование обучения     
           Для ULIM’а важно увеличить количество иностранных студентов, но эта стратегия не может считаться простой. Анализируя ситуацию, а также подобные предложения многих университетов из различных стран и регионов, проходишь к выводу, что единственным нашим аргументом может стать более низкая плата за обучение, ряд преимуществ, которые касаются статуса иностранных студентов на территории РМ. Кроме того, чтобы облегчить получение высшего образования для иностранных студентов, организуются подготовительные курсы, предшествующие обучению той или иной специальности. Интерес нашего университета к притоку иностранных студентов означает развитие и реконструкцию кампуса, разработку программ и занятий на английском языке. Гибкость и университетская автономия, к которым привели реформы, позволяют ULIM’у предлагать преподавателям разнообразные выгодные контракты: это привело к увеличению нашей конкурентоспособности и привлечению в наш университет многих иностранных педагогов и исследователей из Китая, Канады, США, Италии и других стран. Конечно, зарубежные педагоги и исследователи оплачиваются лучше, но в зависимости от успеха их деятельности. Другой выгодой для иностранных специалистов является то, что от них не требуется знание молдавского (румынского) языка, т.к. курсы, преподаваемые ими студентам, мастерантам и докторантам, используют языки международного общения. В то же время высокий уровень профессионализма и общей культуры, который демонстрируют зарубежные преподаватели, способствует тому, что спустя короткое время они могут общаться и на государственном языке нашей страны.
Считаем необходимым отметить, что процесс интернационализации высшего образования РМ по-прежнему жестко регламентируется государством. Это ограничивает возможности интернационализации как ULIM’а, так и других вузов страны. Это право установлено договорами, подписанными нашей страной с международными организациями, включая требования, установленные ООН и Советом Европы. Международные организации посредством мониторинга различных глобальных проблем регламентируют процедуру принятия на учебу в разных странах и регионах, о чем известно довольно мало как в странах «большой двадцатки», так и в других государствах, оказывающих заметное влияние на международную жизнь.
 
Новая парадигма высшего образования                     
В настоящее время ни один из университетов не может существовать в национально-замкнутом пространстве. Процесс регионализации и глобализации заставляет высшее образование создавать образовательную систему нового типа, которая впоследствии может стать этапом в инновационном развитии и национальной, и континентальной экономики. Данный феномен предполагает необходимость модернизации учебных программ и университетского коррикулума в целом, включение в них новых дисциплин и специальностей. Без таких преобразований невозможно развитие конкурентоспособного высшего образования. В этом смысле ULIM использует Интернет во всем многообразии его возможностей, включая научные онлайн–конференции как на внутриуниверситетском, так и на межуниверситетском уровнях.
 
Новые специальности
По настоятельному призыву ULIM и при поддержке его сотрудников, представленных в высших органах власти, включая законодательную и исполнительную ее ветви, парламентом РМ были приняты дополнения к Перечню специальностей высшего образования. Внесены, в частности, такие новые специальности, как нанотехнологии, информационная безопасность, инженерия нефти и газа. В текущем учебном году уже идет зачисление студентов на эти специальности. На специальности «Информационная безопасность» реализуется учебная программа на втором цикле — мастерате, где будут преподавать специалисты из университетских центров стран, с которыми наш университет имеет договоры о сотрудничестве (США, Россия, Украина, Румыния и др.). В договорах предусмотрены не только академическая мобильность посредством обмена преподавателями, но и обеспечение учебного процесса по некоторым специальностям или направлениям преподавателями из университетов, где эти специальности получили большее развитие, чем в нашем вузе, и соответственно есть лучшее обеспечение специалистами. Предполагаем, что в самом ближайшем будущем мы включим в этот процесс специалистов из университетских центров Южной Кореи и Китая. Таким образом, ULIM адаптирует и внедряет те модели интернационализации высшего образования, которые уже успешно функционируют на региональном и континентальном уровнях.
 
На наш взгляд, развитие высшего образования должно опережать развитие общества и экономических отношений в целом, а университет в своем развитии опережать развитие общества и ни в коем случае не наоборот.При этом новые формы подготовки современных специалистов должны внедряться как можно скорее и наиболее гибко. Интернет доказывает: в самое ближайшее время мы столкнемся с поколением более продвинутым, выросшим в условиях раннего доуниверситетского образования, когда информационные технологии уже осваиваются в 4—5 лет. Это предполагает радикальное обновление высшее образование во всех странах мира и реформирование высшей школы в целом.
В этом направлении ULIM внедрил практику, уже существующую в США, а именно в Georgetown University. Еще в 1994 г., в ходе рабочего визита в США, автор обратил внимание на существующую в этом университете уникальную по тем временам формулу интернационализации. Речь об участии в образовательном процессе послов государств, аккредитованных в Вашингтоне. Тогда послы приходили к студентам с публичными лекциями о важнейших проблемах современности или информировали о стране, которую представляют. Идею эту мы восприняли в ULIM’е, а переняв, развили, наполнив новым содержанием в зависимости от главных феноменов современного мира — таких как европеизация, глобализация и интернационализация. Сегодня у ULIM’а подписаны договоры о сотрудничестве со всеми посольствами, аккредитованными в Республике Молдова (Россия, США, Китай, Южная Корея, Индонезия, Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Болгария, Польша, Чехия, Израиль, Чили, Судан). Эти договоры не являются юридическими документами формального характера, но содержат важные моменты для продвижения процесса интернационализации.
 
Тезаурус национальных праздников
В данном контексте, по условиям договоров, предусмотрено вовлечение послов в учебный процесс посредством специализированных лекций в объеме 2—4 академических часа согласно учебному плану, облегчение процедуры академической мобильности студентов и преподавателей, а также не в последнюю очередь открытие аудиторий стран, с посольствами которых заключены договоры о сотрудничестве. Эти аудитории — символ территории соответствующего государства в здании ULIM’а, они оборудованы современной образовательной техникой, дидактическими материалами и т.д. вплоть до знамени соответствующего государства, а на входной двери вывешены таблички с государственной символикой страны. В аудиториях проводятся различные национальные мероприятия стран, которым по договорам принадлежат соответствующая территория. Создан Тезаурус национальных праздников и других знаменательных дат каждой из стран, подписавшей договор. Тезаурус утвержден ректоратом по согласованию с главами дипломатических миссий. Этим ULIM приобрел имидж действительно международного университета не только по форме, но и по содержанию.
ULIM ежемесячно проводит 5–6 мероприятий международного значения. На этих мероприятиях присутствуют не только студенты нашего университета, но и студенты из других вузов, школьники из доуниверситетских учреждений, представители гражданского общества, а также представители центральных государственных учреждений и послы, аккредитованные в РМ. Необходимо отметить, что аудитории различных стран активно используются в учебном процессе и являются частью аудиторного фонда университета. Таким образом, мы сближаем страны и народы — как те, что находятся на краю земли, так и те, что являются нашими соседями: таково наше участие в реальном и лучшем познании народов и стран мирового сообщества.
Наряду с этими формами сотрудничества в ULIM’е организованы курсы изучения языков международного общения вне учебного плана. Изучаются и языки стран, посольства которых настояли на этом. На протяжении ряда лет, наряду с изучением специальностей на 4-х принятых в ULIM’е языках международного общения (румынском — государственном языке РМ, русском, английском и французском), изучаются также испанский, португальский, китайский, корейский, арабский, турецкий, немецкий, польский и другие языки — всего 28 в качестве предметов на лингвистических доуниверситетских курсах [3]. Эти курсы обеспечивают преподаватели из соответствующих стран, приглашенные в ULIM при содействии посольств или университетов, с которыми у нас есть договоры о сотрудничестве.
ULIM инвестирует значительные средства в обеспечение приглашенных иностранных преподавателей жильем. Как правило, это университетская гостиница «Европа» либо, по желанию приглашенных, квартиры, арендуемые университетом. Также оплачиваются расходы, связанные с обслуживанием жилья. То есть Международный независимый университет Молдовы участвует в активизации процессов интернационализации и посредством таких вот конкретных действий, связанных с довольно существенными инвестициями.
 
Другой формой интернационализации процесса обучения в ULIM’е является создание и деятельность культурных и научных центров многих стран. Центры эти функционируют независимо от содержания договоров о сотрудничестве, подписанных с посольствами. Так, еще 10 лет назад созданы Британский центр, филиал Института Сервантеса из Испании, Институт Конфуция (Китай), Центр Корейского языка и культуры и др. Гамма образовательных услуг этих центров весьма широка. В их деятельность вовлечены учащаяся молодежь из доуниверситетских учреждений РМ, студенты вузов, неправительственные организации, бизнесмены и др. Наряду с внеучебной образовательной работой организуются культурные мероприятия, просмотр фильмов с последующим обсуждением поднимаемых проблем, многие другие виды культурно-просветительской деятельности.
В том же направлении работают и созданные в университете землячества иностранных студентов. Они, как правило, включают студентов и преподавателей из конкретных стран, которые учатся или преподают в ULIM’е. Землячества посредством Музея Дружбы народов, автономной структуры, существующей в университете, организуют в дни народных или национальных праздников различные культурные мероприятия, включающие знакомство с обычаями и традициями той или иной страны.
 
Эти общества были гораздо более многочисленны до 2002 г., т.е. до прихода к власти в стране других политических сил. До этого в нашем университете училась молодежь из более чем 50 стран мира. После 2002 г. их число существенно сократилось. В настоящее время в ULIM’е обучается на всех трех циклах обучения (I цикле лиценциата, II цикле мастерата и III цикле доктората) не только молодежь, но и представители «второго и третьего возрастов», как теперь принято говорить, из 36 государств Европы, СНГ, Африки, Азии и Северной Америки. Пока у нас не было студентов из Австралии и Океании, Южной Америки. В то же время, при содействии Международной ассоциации студентов (AISEC), у нас проходят практику мастеранты из Бразилии и Венесуэлы.
 
Чрезвычайно важный сегмент в международной деятельности университета — академическая мобильность преподавательских кадров. Ежегодно преподаватели ULIM участвуют в образовательных и научных мероприятиях совместно с коллегами из многих европейских стран (Франция, Испания, Германия, Италия, Румыния и др.), а также из США и Канады. Таким образом, ежегодно около 30 преподавателей университета участвуют в программах академической мобильности, выезжали в другие университеты. В то же время в текущем учебном году на кафедрах и в научных подразделениях нашего университета работали научные и педагогические кадры из США, Канады, Франции, Турции, Болгарии, Австрии, Польши, Германии, Китая, Южной Кореи и других стран, в соответствии с договорами о сотрудничестве с университетскими центрами.
ULIM совместно с другими университетскими центрами РМ — Технический университет Молдовы (UTM), Академия экономических знаний (ASEM), Государственный университет Молдовы (USM) и с Министерством просвещения — приложил немало усилий для того, чтобы в мае 2005 г. Республика Молдова присоединилась к Единому европейскому пространству высшего образования — Болонскому процессу. Если другие страны Европы, основатели Болонского процесса в 1999 г., представляли этот организм изначально, страны, не являющиеся основателями, принимались в этот процесс согласно определенным требованиям и критериям. Республика Молдова вместе еще с 5 государствами, прежде чем присоединиться к Болонскому процессу, в июне 2005 г. была подвергнута строжайшей оценке. Сегодня ULIM самым активным образом уже участвует в продвижении ценностей как национальной, так и европейской систем высшего образования, а также ценностей международного сообщества. Мы выступаем за европеизацию университетского коррикулума, т.е. учебных планов и программ, а в сегменте, где присутствуют университетские центры, с которыми мы сотрудничаем, продолжаем выступать за интернационализацию учебных программ сначала на уровне специальностей, а затем и университетов.
В продвижении принципов интернационализации ULIM является новаторским университетом в Восточной Европе. Если в условиях экономического кризиса США и Европа существенно сократили финансирование высшего образования, то страны Восточной Азии, которых меньше затронул кризис (в первую очередь Китай, Южная Корея и Индия), наоборот, сделали крупные инвестиции в высшее образование. Что касается ULIM как составной части национальной, а также европейской систем высшего образования, то в условиях экономического кризиса отмечено его положительное экономическое развитие.
 
История создания ULIM
В 1991 г. была провозглашена независимость Республики Молдова. В 1992 г. решением правительства РМ был основан приватный университет ULIM. Подавляющее большинство гражданского общества восприняло это скептически.
Речь идет о том, что до этого, чтобы создать университет, надо было усердно работать на уровне высшего руководства страны и центральной власти, прилагать огромные усилия. В нашем случае группа преподавателей-энтузиастов, вопреки всем препятствиям, смогла добиться впечатляющего результата. Следуя американским, японским, западно-европейским и национальным моделям, основатели ULIM’а создали неповторимый образовательный симбиоз. Были использованы преимущественно кредиты банков нашей страны, предоставляемые с преференциями, а также результаты иной финансовой деятельности. Это позволило создать в рекордно короткий срок, практически с нуля, полную образовательную структуру, которая стала сегодня одним из самых значимых образовательных учреждений страны. И в то же время примером подражания для многих университетских центров в стране и за рубежом.
 
Высшая ступень университетского образования                  
Для сената и преподавателей ULIM’а ценности интернационализации ВПО не являются чем-то случайным. Наоборот, они главные образовательные принципы в продвижении университета как духовного центра образования будущего. В этих целях трехлетний цикл высшего университетского образования — докторат — организуется в строгом соответствии с образовательным законодательством и нормами, принятыми в Молдове.
В этой связи хотелось бы отметить, что образование на докторате в РМ немного отличается от форм, которые приняты в других странах мира. Если за рубежом обучение на докторате (научном) организовано в университетских центрах, а соответствующие документы об окончании образования выдаются учебными заведениями, то в Молдове регламентированием обучения на докторате занимается не Министерство просвещения, а Национальная комиссия по аккредитации и аттестации (CNAA).
Следует отметить, что Республика Молдова — одна из немногих стран мира, где существует два уровня научных степеней: I степень — доктор наук, II степень — доктор хабилитат наук. Если для получения образования на докторате и получения первой степени — доктора наук — CNAA дает разрешение на организацию обучения и создание специализированных советов по защите многим научно аккредитованным организациям (в зависимости от наличия научных кадров), то для получения второй степени — доктора хабилитат наук — процедура гораздо сложнее. В этих целях были созданы специализированные советы по направлениям, с привлечением специалистов из разных учреждений и университетов. Но т.к. число докторов наук в определенной области достаточно ограничено, было найдено адекватное решение — привлекать в специализированные советы по защите степени доктора наук и доктора хабилитат наук ученых и специалистов из других стран, владеющих румынским и русским языками, системы высшего образования которых имеют много общего в организации обучения.
ULIM и в этом пошел вперед. Поскольку образование на цикле доктората организовано на 4-х языках международного общения, сенат ULIM’а обратился в CNAA с просьбой включать в состав специализированных советов профессоров и ученых из зарубежных университетов, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, для организации защиты докторских диссертаций в области права, экономики, современных языков, психологии, инженерии и др. Просьба была удовлетворена. В специализированные советы ULIM’а включены профессора из европейских стран и США. Публичная защита работ на соискание степени доктора наук и доктора хабилитат наук проходит на 4-х языках международного общения.
Авторитет нашего вуза в этой области по достоинству оценен во многих странах Европы (Германия, Румыния, Франция, Италия и др.), Азии (Турция, Израиль, Вьетнам, Сирия), Африки (Конго, Судан, Египет), а также в США. Диплом об образовании — доктора наук или доктора хабилитат наук — выдается не университетом, а высшей инстанцией — CNAA. Диплом подписывается руководством ULIM’а и Национальной комиссии по аккредитации и аттестации.
Важную роль в продвижении результатов научных исследований играет научная пропаганда. Научные работы проводятся на базе грантов, проектов и исследований, планируемых в соответствии с направлениями научных исследований ULIM’а и потребностями компаний и фирм (как отечественных, так и зарубежных), с которыми заключаются соответствующие договоры.
Научные журналы, в которых публикуются результаты исследований, издаются в соответствии с требованиями, установленными CNAA. Состав редакционных коллегий сформирован приблизительно в равной пропорции из ученых как нашего университета и других вузов Республики Молдовы, так и ученых из других стран. Наш университет обменивается публикациями и научными изданиями с коллегами из университетских центров, с которыми мы сотрудничаем, а также с самыми известными библиотеками мира. Нашим научным публикациям присвоена категория научной значимости на основании решения высших органов, наделенных этим правом.
 
Академическое расширение университета                 
Красноречивый пример в процессе глобализации — академическое расширение. В сотрудничестве с отечественными и зарубежными престижными приватными экономическими агентами, которые организуют предпринимательскую деятельность за рубежом, ULIM подписал договоры о сотрудничестве с двумя нефтяными компаниями из Республики Молдовы и Франции, с которыми начат процесс создания и строительства университета европейского типа в Южном Судане, недалеко от города Джуба.
 
Новый университет основан в сотрудничестве с государственной властью Южного Судана. Построены два университетских кампуса, а учебный процесс организован преподавателями нашего университета и еще 7 вузов стран Европы (Германия, Норвегия, Россия, Италия и др.) и США, с которыми мы сотрудничаем. Подобный проект осуществлять весьма трудно. Тем не менее мы воодушевлены возможностью участвовать в процессе интернационализации и глобализации посредством такой важной системы, каковой является образование и подготовка специалистов для общества будущего, общества лучшего и более правильного, которое мы могли бы оставить в наследство потомкам.
 
Модель интернационализации ВПО, внедренная ULIM’м, вызвала особый интерес у коллег в Китае, Индонезии, Индии и других странах АТР. Мы не исключаем возможности, что в будущем к нашему проекту присоединятся коллеги из Тропической Африки и Восточной Азии. Не исключаем и возможности создания евроазиатского академического консорциума на Африканском континенте. При этом мы учитываем направленность усилий государствами Юго-Восточной Азии на создание образовательных консорциумов по областям интересов. Со своей стороны, мы надеемся помочь развитию этих государств — так же как развитые страны когда-то помогли нам, Республике Молдова. Очень хочется вместе с единомышленниками из университетов мира интенсифицировать процессы интернационализации.
Одновременно мы предполагаем создать национальный университетский консорциум в Республике Молдова, который развил бы академические отношения, начатые с университетами Южной Кореи и Китая. Это очень смелый проект, существующий пока на уровне внутренних дискуссий, но вполне осуществимый. По нашему убеждению, он может стать одним из первых консорциумов межконтинентального уровня.
Не менее важным представляется и совместный образовательный проект Молдова — Южная Корея. Согласно его плану, предполагается создать смешанный университет на территории Республики Молдова в сотрудничестве с консорциумом университетов из Южной Кореи. Очень заманчивый и амбициозный проект, он вполне реализуем, символизируя успешное совмещение мероприятий двух моделей высшего образования — европейской и азиатской.
 
Как ULIM видит стратегию интернационализации 
Опыт, накопленный Международным независимым университетом Молдовы за последние 20 лет, а также личный опыт автора, приобретенный благодаря многостороннему взаимодействию с мировым университетским сообществом, университетскими центрами как старого континента, так и стран Азии, Африки и Латинской Америки, позволяет выступить с рядом предложений, которые, как представляется, могли бы обогатить содержание современного высшего образования. Имеется в виду следующее.
1. Расширение разнообразных типов академической деятельности посредством мобильности студентов и преподавателей, модернизация учебных планов (коррикулумов), осуществление обмена академическими модулями — составными частями аналитических программ.
2. Выработка общих академических критериев и принципов — таких как обеспечение качества, академические стандарты, моделирование единой университетской культуры и идентичности, стимулирование международного сотрудничества, развитие многосторонних международных сетей и договоров, продвижение единой политики отбора и зачисления на учебу иностранных студентов.
3. Обеспечение гармонизации систем высшего образования на региональном и континентальном уровне посредством программ поддержки высшего образования в Европе, проектов TEMPUS, TACIS, CEEPUS и др.
4. Ориентация национальных политик на поддержку интернационализируемого высшего образования за счет финансирования профессиональных сетей, софинансирования международных ассоциаций помощи академической мобильности, грантов для развития коррикулярных программ, а также софинансирования международных исследовательских проектов с участием государства и приватного сектора, облегчение доступа к образованию иностранным студентам, развитие программ международного сотрудничества на всех уровнях университетского образования.
 
Доводы в поддержку политики глобализации
Авторитетные представители образовательного сообщества поддерживают идею глобализации высшего образования, основываясь на трех важных постулатах.
1. Необходимость консолидации национальной безопасности посредством международной безопасности.
2. Постоянное продвижение рыночных отношений и сохранение экономической конкуренции.
3. Консолидация отношений между людьми, государствами и континентами.
Вышеназванные обоснования подкрепляются следующими аргументами:
Экономический. Включает цели и эффекты долгосрочного развития экономики, в котором интернационализация высшего образования трактуется как существенный вклад в развитие человеческих возможностей, необходимых для международной конкурентоспособности государств и народов мира. Международные (иностранные) выпускники воспринимаются не только как простые информаторы о том или ином вузе, но и как важные участники международных экономических и межгосударственных связей и др.
Социальный. Определяет место и роль языка и культуры отдельной страны в контексте возможной их интеграции в иную культуру — региональную или континентальную.
Академический. Включает требования регионального или континентального уровней, направленные на выполнение задач, реализующих цели высшего образования, среди которых — содержание и качество обучения, академические международные стандарты в области исследований.
Образовательный. Производит отбор и утверждение единой образовательной структуры, которая определяет специфику системы высшего образования региона или континента.
Политический. Определяет место и роль страны, которую представляет высшее учебное заведение, для формирования единой политики безопасности, обеспечении стабильности и мира, духовности и др.
Правительственно-политический. Определяет многостороннюю политику руководства страны в контексте общей региональной или континентальной стратегии. Обеспечивает продвижение с опорой на высшее образование стратегий экономического, социального, технологического развития — сущности феномена интернационализации мирового сообщества.
И наконец, аргумент приватного сектора. Поддерживая и создавая благоприятные условия для приватного сектора в национальной экономике, он ориентирован на развитие технологичного бизнеса и системы предоставления международных образовательных услуг. Нормы национального права приводятся в соответствие с нормами права международного в целях поддержки процесса интернационализации путем создания смешанных предприятий, расширения межконтинентальной торговли, развития общей межгосударственной инфраструктуры.
 
Заключение            
Основные выводы из сказанного состоят, по мнению автора, в следующем.
1. ULIM с полным основанием можно считать генератором, творцом критериев и норм новаторских взаимоотношений в международном университетском образовании.
2.Модель университетской интернационализации, демонстрируемая ULIM, доказывает, что приватные вузы и такой небольшой страны, как Молдова, могут стать равноправными партнерами на мировом уровне, в равной мере участвуя в успешном продвижении этого феномена.
3.Интернационализация университетской системы является плодом человеческого творчества и необходима как настоящему, так и будущему мировому сообществу.
4. В этом процессе нет и не может быть более или менее влиятельных народов. Все страны и народы мира должны в равной степени пользоваться плодами общих усилий для достижения единой цели — интернационализации и глобализации высшего образования.
5. Пример ULIM подтверждает идею о необходимости продвижения новой модели менеджмента в образовании, суть которой состоит в интернационализации высшего образования.
6. Интернационализация и глобализация требуют принятия программы деятельности на внутриорганизационном, национальном, региональном, континентальном и мировом уровнях.
7. Мировой экономический кризис, демографические катаклизмы, информационная революция на планете понуждают мировое сообщество к срочным безотлагательным решениям в указанном направлении.


[1] Я связан с университетским образованием сначала в качестве преподавателя подготовительного факультета для иностранных студентов первого курса в одном из университетов бывшего СССР, а затем с 1975 г. как ректор.
[2]Аименно 4398 местов Ranking Web of World University.
[3] Правильнее говорить — курсах по начальному изучению названных языков.