Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Лицей сквозь годы. Мнения и сомнения ( к 200-летию Царскосельского лицея)

           Как-то незаметно наша страна приближается к юбилейному событию, которое стало знаковым в истории мирового образования. 19 октября 1811 г. был открыт Царскосельский лицей — центр духовных исканий выдающихся умов России, символ педагогической поэтики, романтической мечты, сбывшихся и несбывшихся ожиданий школы будущего.

Всматриваясь в прошлое, мы стремимся ощутить ориентиры движения вперед, еще раз проникнуться смыслом ностальгических настроений А.С. Пушкина:
 
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
 
Лицей — достояние свободного общества. И тем важнее понять, стали ли лицеи «новой волны», открытие которых оказалось возможным 20 лет тому назад, воплощением чаяний народа, разорвавшего цепи тоталитаризма.
В 1991 г. на волне демократических перемен волею Министерства образования разнеслась, почти по-советски, желанная команда: «Можно!», и по всей безграничной территории постсоветского пространства стали учреждаться лицеи. Лишь для некоторых из них новый статус — «лицей» — стал продолжением инновационных исканий, родившихся в «педагогике сотрудничества» и творческом поиске многих учителей-новаторов, их стремлении постичь образование как явление культуры.
200 лет Царскосельскому лицею — 20 лет искушению раскрыть его тайну в современной России. Взойдя однажды на образовательном небосклоне, лицейское образование не один раз встречало закаты. Но возрождалось вновь, как только пленительный дух свободы овладевал умами современников. Сейчас, к сожалению, в новой редакции закона «Об образовании» лицею не находится достойного места в видовой классификации образовательных учреждений. Он не ликвидирован, но лишен ресурсов жизнеобеспечения и погружен в стихию платных образовательных услуг.
(Л. Лурье)
 
 
 
200-летие Царскосельского лицея и 20-летие российских лицеев «новой волны» являются основанием для анализа целей и ценностей лицейского образования. В статье указаны сущностные характеристики лицея, его свойства как феномена культуры. Рассмотрены трудности развития лицейского образования на современном этапе, проблемы преемственности в системе «лицей — университет», возможная роль лицея в Болонском процессе.
Ключевые слова: лицейское образование, культура, модернизация образования, педагог, университет.
 
 
О необходимости современного анализа лицейского образования
 
Царскосельский лицей — это особенная страница российской истории. Он возник не в центре Москвы, а в удалении от нее, где простота и значимость российской жизни, ее затаенный глубинный смысл по-своему высвечивались. Лицей уникален в масштабах России. Он самобытен и, как явление региональной российской действительности, обнаруживает себя как колыбель романтизма, свободы и братства. Возвышенные умонастроения его воспитанников вот уже почти два века питают умы передовой молодежи и служат источником вдохновения для тех, кто выбрал путь служения науке, культуре и общественному прогрессу. Сегодня мы вновь возвращаемся в своих исканиях к первому в России лицею — Царскосельскому, давшему миру столько замечательных людей. Уместно вспомнить слова Н.М. Карамзина о том, что «история есть завет предков потомству». Пушкинский лицей служит нам заветом на путях обновления образования.
Мечта о будущем, прорастающая из ностальгии о прошлом, всегда будоражит сознание, встраивая во внутренний мир человека чуткие, но неписаные критерии духовного совершенства. Квинтэссенция духа генерирует энергию для будущих поколений. Царство идей, воплощенных и незаслуженно преданных забвению, сама история нравов и уклада жизни образовательных сообществ возносят педагогическое искусство и мастерство на олимп предельных проявлений человеческого духа, превращая их затем в неотъемлемое свойство профессии.
 
Что следует считать свидетельством успешности лицея? Возможно, это отношения, сложившиеся в лицейском сообществе. «Прекрасен наш союз», — подчеркивал А.С. Пушкин. В этой интегративной оценке есть еще почти неуловимый момент. В лицейском пространстве учащиеся, педагоги раскрывают свою душу, талант, свои самые сокровенные чаяния. Чтобы человек — ученик или учитель — смог почувствовать себя открытым, даже позволить себе быть беззащитным, должно возникнуть нечто исповедальное, обращенное и адресованное лицейскому союзу, величию человека земного: прекрасного в своих несовершенствах и страстного в чувствах и устремлениях. Святость лицейского духа, как Святость божественная, возвышается к лучшим душевным проявлениям человека. Понять чужую боль и облегчить страдания, зажечь другие сердца в поиске истины можно, веруя в человека, осознавая в нем особую потаенную суть и возможность испытать счастье и восторг от дел земных, великих в своей повседневности, бесконечно разнообразных в проявлениях красоты.
 
По оценкам международных экспертов, образование Царскосельского лицея признается одним из лучших в истории цивилизации. Но оно не нашло глубокого научно-педагогического анализа с позиций современности и, как правило, представлено поверхностно даже в солидных энциклопедических изданиях. Лицейское образование (начальное профессиональное или же общее полное среднее — не имеет значения), вновь возродившись в России, стало в сущностных своих проявлениях носителем духовности, принятой современниками как культурная традиция прошлого. Взаимоотношения субъектов образования лицея — всех тех, с кем связана его жизнь, — больше обретают характер диалога носителей различных образовательных культур. Исторически Россия, как ни одна другая страна мира, сумела обеспечить образованию вариативность, многообразие форм проявления его культурообразности, а значит, защитить нравственность, оберегающую культуру от антикультуры. Это мощный ресурс демократических преобразований в стране.
 
Сущностные характеристики лицея
 
Определений понятия «лицей» — множество, однако чаще всего они схожи между собой. Приведем хотя бы два из них. Лицей «во Франции — средняя школа, учреждаемая по инициативе правительства для подготовки к университету» [1]. Лицей — «тип среднего или высшего учебного заведения в РФ и Белоруссии с начала 1990-х годов. Название принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю» [2]. Эти определения не раскрывают цели и ценности лицейского образования, не выражают его главных свойств — уникальности, культурологической направленности, обращенной к различным сторонам жизнедеятельности, стремления в подготовке социальных и профессиональных лидеров обнаружить новую идею развития государства.
Действующая типовая и видовая классификация образовательных учреждений не всегда позволяет выделить их сущностные характеристики. В современном обществе образовательная деятельность всё более обретает культурологический характер. Различные типы и виды образовательных учреждений занимают определенные ниши во взаимосвязанном образовательном пространстве страны. Социальная активность субъектов образования вовлекает в его развитие различные ведомства и слои общества. Стихии, которым подвержены участники образовательного процесса, формируют уклад жизни, придают стандартизуемому образовательному процессу уникальность и своеобразие, вырабатывают ментальность социума. Отсюда и вытекают идеи индивидуализации обучения, придания ему направленности, гармонизирующей интересы личности, государства и общества.
При наличии сегодня в России значительного количества лицеев до сих пор не удалось прийти к устойчивому определению своеобразия и сути лицейского образования. Устанавливая его сущностные характеристики, необходимо сказать, что это вид образовательного учреждения, которое призвано осуществлять уникальную образовательную деятельность в целях:
  • формирования социокультурного пространства для решения средствами образования приоритетных проблем общественно-экономической жизни города, региона и всей страны;
  • отражения ментальности всего российского социума, самобытности и многообразия путей исторического развития его народов, соразвития ученика и учителя в процессе совместной творческой деятельности;
  • утверждения общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях между людьми.
 
Лицей как педагогическая система выражает связь эпох, соединяя гуманистические традиции с ценностями современного демократического общества; он становится центром духовного притяжения для молодежи и педагогической общественности, выступая самостоятельно или же являясь частью системы подготовки специалистов, ориентированной на достижение выдающихся результатов в науке, производстве, культуре и образовании.
Столь высокий уровень предназначения лицея предполагает стремление к высокому качеству образования, постоянному поиску нового, что всегда сложно и интересно. Лицейское образование принципиально нетехнологично. Оно пробуждает «чувства добрые лирой» и не терпит хирургического административного вмешательства чиновничьего произвола. Лицей призван стать центром духовного притяжения различных поколений, он бросает вызов обществу непредсказуемостью «личностно ориентированных образовательных траекторий», нарушая идиллические перспективы профессионального самоопределения спонтанным озарением и неожиданностью жизненно важных решений.
Для лицейского образования неприемлемы традиционные нормативные показатели качества. Их необходимо дополнить оценками и в пространстве культуры. Анализу подлежит синергетический эффект такого образования. Он должен быть экстраполирован на многообразие непохожих друг на друга путей личностно профессионального роста лицеистов после получения образования. Многочисленные попытки унифицировать этот особый вид образования, стремление создать «систему Станиславского» в образовательной деятельности обречены на неудачу. Уникальность лицейского образования не есть претензия на его исключительность, это акт доверия региональных сообществ готовить узкий, элитарный круг специалистов. Такие кадры нужны прежде всего в регионах. Они способны возглавить и увлечь различные профессиональные сообщества и различные возрастные когорты для проведения социально-экономических преобразований. Лицей дистанцирован от профильности обучения прежде всего своей культурологической устремленностью, предполагающей решение той же самой задачи профессионального самоопределения выпускника школы средствами различных культур, которые создают круг общения, сохраняющий свою притягательность под воздействием лицейского образования на протяжении многих лет. И в этом его миссия. Творческий процесс формирует особую ментальность личности — ищущей, сомневающейся, способной улавливать контекстное звучание многих фундаментальных идей общественного развития. Нужны ли единые государственные экзамены, стандарты, подушевое финансирование и многое другое — всё это вторично. Главное — должна быть востребована культура. Культура — это дар. Его наследуют и обретают. Образование — способ постичь и обрести культуру, необходимую для созидания жизни.
 
О взаимоотношениях учителя и ученика
Учитель и ученик готовятся к встрече. Дети и родители живут предвкушением того, что эта первая встреча окажется судьбоносной: ребенок встретит доброго наставника и сможет обнаружить свои интересы в мире знаний. Задача учителя сложнее. Он стремится донести результаты своих размышлений о жизни, оставаясь в пространстве предметной заданности, пытается понять характер каждого конкретного ученика в процессе, казалось бы, обычной учебной деятельности, старается сплотить класс неким единым духовным началом.
Встреча ученика и учителя — акт судьбоносный. В большинстве случаев учитель не выбирает себе учеников, а ученики — учителя. Будучи не знакомы друг другу, они призваны стать соратниками в сложном и противоречивом процессе познания мира и самих себя. Если даже подобный выбор был бы возможен, то он не внес бы большей определенности в их отношения. Встречаясь впервые, они, кажется, хотят оставить в прошлом те трудности, с которыми сталкивались раньше, полагая, что учебный процесс — это определенный этап движения по жизни, озаренной светлыми устремлениями и надеждами.
Сколько замечательных встреч Ученика и Учителя даровал Царскосельский лицей. Они получали свое продолжение через всю жизнь — воспоминания о прошлом усиливали остроту, точность восприятия современности. Вполне возможно, «педагогика сотрудничества», заявившая о себе в конце 80—90-х годов прошлого века, питала свои истоки в лицейском образовании тех далеких времен.
Атмосфера школы состоит из «шумов». Их интегральная тональность обусловлена влиянием одних детей на других. Стиль поведения в классе задают единицы, являющиеся неформальными лидерами. Иногда этот хор подчинен одному дирижеру — отдельный ученик способен повести за собой класс. Сколько диалогов рождается в школьной среде! Некоторые из них навеяны житейскими проблемами и никак не относятся к темам уроков. Но есть проблемы, которые, как-то возникнув на занятии, продолжают жить в умах и сердцах участников образовательного процесса. После занятий за пределами школы человек возвращается к ним многократно и каждый раз воскрешает в памяти то, что требовало испытания временем, а в те далекие годы вызывало лишь внутренний протест. Учитель находил нужные слова, а жизнь подвергает испытаниям сказанное. Диалог с учителем с годами преобразуется в диалог с самим собой, формируя стремление понять свой внутренний мир, докопаться до сути происходящего.
Талант педагога, воплощенный в слове, образе, вырабатывает нормы человеческих взаимоотношений. Проницательный взгляд педагога обнаруживает в сложной организации процессов и многоплановости явлений действительности способности ощущать происходящее, видеть в нем истоки будущего, философствуя, всматриваться в людей и прислушиваться к самому себе. Только так рождаются фундаментальные достижения в педагогике. В.В. Краевский высказывает опасения: «Попытки игнорировать философско-методологические основания педагогики неизбежно приводят к печальным результатам. Из педагогики исчезает рефлексивный слой, выявляющий методологическую специфику науки об образовании как гуманитарной дисциплины. Это исчезновение выражается, прежде всего, во внешнем подражании математической символике, придании философско-мировоззренческим и социально-гуманитарным рассуждениям формы, характерной для точных наук» [3. С. 80—81]. Опасности в другом. Избыточность формальных подходов нивелирует эмоционально-чувственное восприятие образовательной реальности, умерщвляет в педагогической догматике образное, живое восприятие сложной и противоречивой действительности, в которой не находится однозначных ответов даже на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Педагог вызывает в образовательной деятельности онтологический импульс: «Знание формируется и развивается усилием прорастания бытия в сердце человека, усилием ума и души», — считает Г.Л. Тульчинский [4. С. 118].
Сердца учащихся особенно трогает неравнодушие к их проблемам. Возникает педагогическое эхо, отражающее чувства и переживания учителя в учениках. Складывается последействие восприятия учениками мира под влиянием учителя. Как часто многое, о чем думает учитель, будучи формально правильным, оказывается не принятым классом, существует вне потока времени и сознания — нет душевного контакта, безусловной необходимости для понимания!
Реакция на шум в классе означает многое. Она, как первоначально может показаться, свидетельствует о безразличии к происходящему. На самом деле напряженная неопределенность доминирует в чувствах и поступках учеников. Быть может, они по-своему правы. Учитель ищет нужные слова для достижения душевного согласия. Требуется некий исходный уровень миропонимания, выводящий учеников за рамки обыденного в пространство эстетического опыта с тем, чтобы хаос мнений приобрел упорядоченность, обобщенный смысл. Для этого учителю необходимо улавливать настроения учеников и всего класса, спешить проникнуться пониманием тревог и печалей в жизни детей.
 
Царскосельский лицей бросил вызов стереотипам, мифологемам той, прошлой современности начала XIX в. Впервые была выдвинута цель — подготовка социальных и профессиональных лидеров, которая требовала новых ценностей — человека творческого, свободного, энергичного, нравственного. Основой образовательной среды служили высокие духовные ориентиры, не помутненные массовой культурой нравственные перспективы общественного развития. Результаты образования оказались неожиданными: общество не приняло в качестве своих лидеров людей свободолюбивых. Их бесконечная преданность России не могла быть воспринята общественным сознанием, поскольку власть, основанная на тщеславии, тоталитарном мышлении, не допускала инакомыслия. Лицей оказался опасен для власти, а потому обречен на гибель.
Лицеи «новой волны», в начале 90-х годов прошлого века, оказались востребованы временем. Волна демократических перемен требовала воспитания нового типа личности, способной преодолеть предрассудки советского образа жизни, возглавить либерально-демократические преобразования в стране. Система образования жила идеями обновления. Легко нашлись технологии обучения, которые позволили лицейское образование считать феноменом культуры — настолько мощным был прорыв от коммунистической системы подготовки кадров к образовательной парадигме, в центре которой — человек, со всем многообразием индивидуальных, присущих ему проблем развития.
 
В лицее удивляет учение без поучения. Полнота пробуждаемых образованием чувств воздействует на лицеистов сильнее жестких требований аттестационных мероприятий. Лицей, как вожделенная мечта, погруженная в суровую реальность прагматичного бытия, стремится понять красоту мира, объяснить тупики общественного развития. Отношение окружающих к лицею — барометр, по которому можно судить о многих болевых точках социума. Размышляя о природе любви к лицею, начинаешь по-другому воспринимать современную реальность, по-новому ощущать жизненные процессы.
 
Трудности развития лицейского образования на современном этапе
 
Чтобы рассказать о современном лицее, необходимо понять, приобрел ли он сегодня некоторую завершенность, осуществлен ли изначальный замысел его создания? Может ли он быть предметом анализа и обобщения? Наконец, что из жизни лицея уже сейчас уходит в прошлое и становится достоянием истории? Какими видятся очертания его будущего? Эти вопросы рождают поток мыслей, сложных, противоречивых, иногда тревожных, но все-таки обнадеживающих.
 
Сама постановка проблемы обнажает остроту противоречий. Выдающиеся педагогические откровения лицейского образования позволяют ощутить полноту жизни, красоту проявлений человека. Спектр настроений, переживаний и страстей, навеянных лицейским образованием, возбуждает у современного человека стремление к самосовершенствованию, служению народу, осуждение проектно-образовательной детерминированности, заблаговременно определяющей его роль и место в истории. Многообразие путей и неопределенность возможностей жизненного самоопределения обретают философский смысл и приносят понимание манящих перспектив и реальных трудностей свободного развития.
Новая российская национальная идея еще не сложилась. Представления о ней, по мнению политологов, находятся больше на уровне подсознания. Становится ясным, что она, уже общероссийская, так или иначе будет включать в себя совокупность представлений о свободе, справедливости, духовности, федерализме; формировать принципы развития нашей государственности, конституционного порядка и т.д. Ее рождает и совершенствует сам народ, определяя глобальные политические интересы и ценности образования. И вновь востребован романтизм. Желание рассказывать о красоте окружающего мира, преодолевать сосредоточенность на его уродствах.
Российской ментальности свойственны потребности жить во власти идей, объединяющих коллектив; трудиться, радуясь совместной инициативе, проявленной на пути к достижению трудных целей; глубокая эмоциональность, предполагающая стремление чувствовать и сочувствовать, действовать и содействовать, переживать и сопереживать. Эти свойства стали смысловыми доминантами человеческих отношений. Они отразились в образовании, особенно лицейском, где потребность слушать и способность слышать — основа образовательного взаимозаинтересованного диалога Ученика и Учителя, основа, позволяющая ощущать пульс интеллектуальной жизни на ранних этапах формирования личности. Еще неясно, что важнее — «усиление прикладной направленности» пока еще непрочных, отрывочных теоретических знаний или же способность сомневаться и обобщать, высказывать фантастические гипотезы и строго логически мыслить, так свойственные российскому образованию? Следуя традициям культуры и многообразию ее проявления, модернизация образования должна быть ретроспективной в недавнее и отдаляющееся прошлое.
 
Лицей сосредоточен на том, что еще не выкристаллизовалось в образовании. Задача этого вида образовательного учреждения — поиск глобальных идей развития образовательного процесса. Он призван бросать вызов состоявшимся, но несостоятельным нормам образования. Лицей лечит образование. Он заставляет думать и пробуждает желание двигаться на волнах памяти вперед сквозь стандартизацию, универсализацию и унификацию; интеллектуально трудиться и получать от этого удовольствие; учиться и создавать ауру своего образования. Лицейское образование оказывается игрой многочисленных смыслов в многообразии представлений о развитии личности. Взращивание человека, исполненное любовью и добротой, стало новым пониманием воспитательного процесса. Лицей воспитывает человека и, как человек, воспитывает себя.
Былое придает смысл современному. Царскосельский лицей стал педагогическим символом времени. Чем острее кризис, тем острее осознание необходимости перемен. Современное лицейское образование чувствительно к пульсу общественной жизни. Становясь другим, оно сохраняет внутренние константы. Некоторые виды образовательной деятельности не могут быть всеохватывающими: их локальность предопределяется уже педагогическим замыслом. Совершенно очевидно, что камерность лицейского образования не есть замкнутость. Воздействие лицея на всё образовательное пространство огромно. Лицей стал символом не только в образовании, но и всюду, где востребованы высокие идеалы нравственности и культуры. Он приобрел притягательную силу для многих инновационных процессов общественной жизни.
Но, к сожалению, советская идеология не отступила. Сегодня, охваченное идеей «равенства образовательных возможностей», «подушевым финансированием», «новой системой оплаты труда» и многими другими лжеинновациями, управление образованием отказывается даже от видовых различий учреждений общего полного среднего образования. Лучшие образовательные учреждения именуются теперь «брендовыми». В ряд «брендяшек» встроены образовательные учреждения основного и дополнительного образования, очень непохожие друг на друга. Их объединяет только одно: они выдают «образовательные услуги» и родители «готовы платить за них большие деньги». Лицею же не находится места в современном «ландшафтном дизайне» учреждений образования.
За внешней чередой событий и явлений всегда ощущается напряженный дискурс преломления былого к непохожему на него настоящему, в котором стремительно меняется и обретает непредсказуемые формы всё, что охватывает человеческий разум. Обнаружение в обыденном фундаментальных идей миропонимания, универсалий культуры формирует единую картину мира. Но не как широкоформатное полотно со статичным ландшафтом или сценами библейской идиллии, а как многомерное пространство знаков, символов, ассоциаций, метафор, слагающих образ, требующих взгляда под определенным ракурсом, свойственному человеку культуры. Понять роль лицея в современном образовании оказывается не менее значительно, чем всё образование в жизни общества. Лицей — это чувствительный нерв общественных отношений, это способ увидеть в меняющемся мире ростки нового. Взгляд из гущи лицейской жизни проницателен. Ученые-педагоги, связанные с лицеем профессиональной деятельностью, видят грани жизни, ее антропологический след, который не дано понять ученому-управленцу, спускающему свои решения в массы и довольно часто испытывающему лишь раздражающее равнодушие.
 
Миссия образования
Прошлое выступает как воплощенное настоящее. Однако важна история несбывшихся инноваций, которым в силу случайных причин не суждено было изменить ход событий. Прошлое, воскрешаясь через систему ценностей современного человека, перечитывается многократно. Открытия возникают путем особого прочтения вечных истин. Испытания временем сближают эпохи. Их диалог складывается между новым поколением и ушедшим, оставившим для нас лишь культурные памятники, предания и воспоминания. Репрезентативное историческому периоду ищет свое выражение при смене вех, смене реальностей. Причем эти обобщения часто оказываются не те, что виделись в свое время современникам. Образование призвано помочь различить сущее, выразить культурный след эпохи.
Достижения цивилизации далеко не бесспорны. Они несут и коварную комфортность, и умиротворяющее благодушие. Но довольно часто требуют титанических умственных усилий, отрешенности сознания, находящегося в плену утвердившихся парадигм. Информационные технологии гасят эмоциональность и чувственность, характерные для живого общения. Мощь науки и техники открывает невиданные перспективы, но, как и многие годы тому назад, человек остается ранимым и беззащитным. Условности поведения с трудом позволяют обнаружить сущее, повергая при этом в смятение общество и самого индивида, приоткрывающего через завесы конформизма свой внутренний мир. Недосказанность оказывается важнее определенности. Правда может быть и не одна. «Единственно верный путь» приводит к обману. «Рафинированное» знание, очищенное от драматических хитросплетений судьбы, его породившего, становится образовательным суррогатом. Действительность выглядит иначе, чем наши представления о ней. Истина и нравственность развиваются часто в параллельных мирах, вызывая кризис. Человек, который теряется в глобальном мире, оказывается одинок. Утверждая себя, он становится агрессивен. Зависть порождает ненависть. Отчаяние провоцирует террор.
 
К сожалению, в последние годы вновь появилось реальное отчуждение лицейского образования от поддержки и покровительства государства, рождаемое «борьбой за равенство образовательных возможностей». Это, по сути своей, является симптомом возникающей социальной болезни. Она выражается в том, что характерный для лицейского образования напряженный систематический труд, требующий воли и глубокой самоотдачи в освоении фундаментальных представлений о мире, остро необходимый в интересах государства для развития наукоемких производств, создания высоких технологий во многих сферах жизнедеятельности общества, подменяется лоскутками платных образовательных услуг.
Возникают парадоксы, отражающие пагубность пути, на который толкают образование: платное образование вводится для неплатежеспособного в своем большинстве населения; базисный учебный план не обеспечивает фундаментальных основ образования — первоисточника личностного развития; нормативное регулирование препятствует развитию инновационных процессов; массовость и унификация лицейского образования убивает уникальность его как явления культуры. Содержание образования становится гомогенным, лишается вариативности, перегружается «курсами-завлекалочками», полезными для организации досуга, но размывающими его сущностное ядро. Гуманитаризация образования не коснулась естественно-математических знаний, а привела к перенасыщению учебного плана гуманитарными предметами. Укладу лицейской жизни грозит потеря его основополагающих принципов: поиска духовных символов времени, напряженной работы души и воли во имя нравственных идеалов.
 
О специфике преемственности традиций лицейского образования
 
Модернизируя образование, мы спешим внедрить готовые решения, предполагая, что придание современного облика означает приближение к некоей идеальной институциональной организации как желаемой цели. Мы беремся изучать «передовой опыт» стран, где есть единый государственный экзамен, стандарты образования «всё более и более нового поколения», вживляемые в стремительно меняющуюся образовательную среду, не успев осознать стандарты предыдущих эпох. При этом обнаруживаются глубокие различия выбираемых для подражания объектов. Это и понятно: лучшие образцы образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегда уникальны. В их основе — свободное развитие личности, реализуемое в невероятном многообразии форм и условий социокультурной среды. Ценностью развития оказывается не соответствие кем-то прописанной норме, а скорее расхождение с традиционным, уже существующим образом когда-то воплощенной «модернизации»; несоответствие, возникающее в результате совмещения процессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых. Перенять опыт Царскосельского лицея не так-то просто, недостаточно принять правила лицейского поведения и перенять образцы лицейской жизни. Необходимо соединить педагогические искания прошлого с современной жизнью, столь непохожей в деталях и единой в своей сути с теми далекими временами в главном — душевной красоте и щедрости. Это требует прокладывать культурологический дискурс образовательным линиям, связывающим прошлое и современность.
 
Создание лицея — сложный процесс. Выдающееся достижение прошлого и жизнь современная, очень непохожая на ту, что была в начале XIX в., вступают в незримый диалог. Неполнота представлений о том и другом времени создает множество интерпретаций, при которых истина может остаться в стороне. История не терпит сослагательных наклонений, а душевная смута, страсть и азарт творчества неумолимо строят модели, «примеряя» виртуальную реальность к современности. Осознанию пробуждаемых лицеем чувств вопреки унылому типовому однообразию проектов современных зданий прилегающих территорий, как и в прошлые времена, может способствовать лицейский парк. В его оформлении интересны артефакты пушкинской эпохи, герои басен, сказок, а может быть, и современных популярных мультфильмов, миниатюрные спортивные тренажеры и площадки, беседки, аллеи, музеи региональных памятников архитектуры, природы. Для лицея важны здоровьесберегающие технологии, использующие региональные традиции здорового образа жизни, и лучшие достижения физической культуры.
Преподаватели лицея в большинстве своем должны быть учеными-исследователями, носителями различных научных культур. Важна новая генерация педагогов. В их числе приятно встретить тех, кто, будучи лицеистом, достигнув профессиональных высот, желает проявить себя в пространстве лицея уже в качестве преподавателя. В лицее нужны совместители, представляющие различные виды деятельности. «Текучесть кадров», избыточность, разнообразие человеческих и творческих индивидуальностей благотворно сказывается на молодежи. Современному лицею необходимо глубоко воспринимать образовательные традиции и создавать собственные.
 
Социальный фон не всегда положительно влияет на личность. Как следует изменить отношения людей в обществе, их уклад жизни, чтобы в процессе социализации возбуждались, вырабатывались нравственные нормы, поддерживались моральные принципы? Именно здесь проблема воспитания трансформируется в глобальную социальную проблему прав человека, построения гражданского общества. И тогда образование окажется способным выполнить свою главную миссию — стать источником добродетелей, моральных и нравственных устоев жизни.
Лицей нового времени увлек не просто безразличных ранее к судьбе образования людей, он заинтересовал тех, кто отрицал саму возможность его перерождения. Духовное обновление образования становилось надеждой демократических перемен, барометром того, что происходит в политической общественной жизни государства. Так же, как и 200 лет назад, с лицеем в начале 1990-х годов связывались идеи возрождения. Может быть, поэтому лицейское образование неподвластно времени?
 
О месте лицейского образования в системе «лицей — университет»
 
Лицейское образование устремлено в своем продолжении к университетскому. Это происходит не только оттого, что с ним связаны перспективы новых научных открытий и подготовка высококлассных профессионалов. Университет — это центр духовных исканий, хранитель культурных ценностей. Он способен инициировать в обществе сложнейшие глубинные процессы, воздействовать на ментальность социальных групп, ответственных за принятие масштабных государственных решений. Наконец, он приводит в движение средствами культуры и науки внутренние ресурсы образовательного пространства, все общественные силы, заинтересованные в его развитии.
Система непрерывного образования «школа — вуз» чувствительна к духу времени, чутко реагирует на ложные и истинные ценности. В этой связи возникает противоречие, особенно остро проявляющееся в воспитании молодежи: традиционная система воспитательных мероприятий, осуществляемых по единообразным планам, ею отвергается. Влияние возникших неформальных организаций и объединений на процесс воспитания весьма сомнительно и неоднозначно. В этих условиях особую значимость обретает не только авторитет педагога-воспитателя, но и система взаимоотношений в образовательном социуме, формирующая новые культурологические основания образовательной деятельности. Педагог-ученый выполняет особую роль — носителя культуры. Воспитательное воздействие тем самым трансформируется от прямого давления на личность к формированию культурных традиций образовательного социума. В дальнейшем этот социум, контактируя с внешним миром, осуществляет воспитательное воздействие, гармонизирует общественные отношения, определяя социальные и нравственные нормы всего общества.
Лицейское образование нуждается в активности общественного мнения, спорах о путях развития образования в стране и мире. Оно становится медиатором в сложных проблемах инновационной деятельности, когда пресс навязываемых реформ грозит уничтожить хрупкие начинания, рождающиеся в недрах образовательной жизни.
Предчувствие, предвосхищенность рождения нового объективно требует каскада инициируемых в обществе созидательных идей. И только раздвинув горизонты традиционного педагогического мышления, мы приобретаем перспективу его научного развития. Вот почему педагогическое творчество начинается, усиливается и поддерживается массовым педагогическим сознанием. И оно требует наукоориентированного профессионального педагогического мастерства, чтобы многочисленные крупицы инновационного педагогического опыта стали тенденцией развития педагогической науки на основе концептуальных идей.
Лицей как образовательная система по своей сути инновационен, он учит систему образования, обязывая ее быть современной, нести в себе духовный опыт прошлого, высокие устремления мыслителей того времени и чувствовать свою причастность к создаваемому будущему. Это задача непростая, поскольку возможность совместить прошлое с настоящим дана только тем, кто способен выводить из факта основополагающую идею, из события — сущностную природу явления, из душевного порыва — чувственный опыт мировосприятия. С лицеем трудно увязываются словосочетания «старинный лицей», «современный лицей» — есть нечто значимое, что определяет лицей как таковой. Более того, не всякий из современников, даже и научных работников даст определение лицейскому образованию. Лицей отличают следующие характеристики:
  • непохожесть на другие виды образовательных учреждений;
  • несводимость лицейского образования к заданным стандартам и образцам, непредсказуемость личностного развития лицеистов;
  • внешняя необъяснимость, а порой «чудаковатость» лицейских традиций и уклада жизни, невозможность клонировать лицейское образование — создавать по известному образцу ему подобное;
  • недостаточная предсказуемость образовательных исканий, находящихся иногда даже в сфере педагогического риска.
Из всего этого многообразия «не», тем не менее, складывается органическое единство пространства лицея со всем образовательным пространством, потому что, как утверждал Б. Рассел: «Свобода слова и мысли — это великие покровители свободного общества, где исследователь может позволить истине вести его, куда она пожелает. Это не означает, что у всех будут одинаковые мнения обо всем, но гарантирует, что ни одна дорога не будет закрыта из-за искусственных ограничений» [5].
Лицейское образование способствует развитию личности. Созданное для талантливой молодежи, оно призвано востребовать предельные возможности человека в познании мира, которые оказываются далеко за пределами стандартизированных требований Роспотребнадзора. Радость учения и творческого поиска придают силы, воспитывают волю к преодолению трудностей. Многие школьники не справляются с действующими программами общего полного среднего образования (куда более простыми, чем в 60—70-х годах прошлого века) — нет интереса к учебе. Должно быть признано, что недельная нагрузка учащихся — величина индивидуальная для каждого из них. Тогда обучение приобретет свойства личностно ориентированного. Оно окажется нелинейным по темпам освоения нового материала, разновозрастным, непрерывным на протяжении всей жизни. Отдельные профильные курсы в лицее могут быть построены на уровне бакалаврской подготовки.
Требуется интеграция школьной и университетской образовательных сред. Мотивация к исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса является новым фактором взаимодействия лицея и университета. В условиях Болонских реформ лицей мог бы соответствовать уровню Advanced Level, принятому в Западной Европе, что позволило бы добиться преемственности довузовской подготовки в России и университетской за рубежом. Необходимо напомнить: Царскосельский лицей охватывал частично уровень университетского образования, в нем преподавались основы математического анализа, созданные И. Ньютоном и Г. Лейбницем и утвердившиеся как наука всего лишь за век до открытия Царскосельского лицея. Современная наука такова, что даже университетское образование не всегда позволяет приблизиться к передовым рубежам ее развития. Только система «лицей — университет» потенциально способна находить таланты и стремительно их продвигать на передние рубежи науки.
 
Образовательное пространство современной России парализовано путами «равенства». Оно становится всё более безликим, а также — тенденция последних лет  — теневым. Дешевизна «равного для всех образования» призрачна. Средства, сэкономленные на выполнении куцего базисного учебного плана, многократно перекрываются затратами на предотвращение преступности, поддержание резко снижающегося здоровья учащихся. В социальных науках еще не получил оценки феномен патриотизма рядового учителя, продолжающего вопреки невероятным трудностям «сеять разумное, доброе, вечное».
 
Лицей как феномен культуры способен «лечить» общество, парализованное социальными недугами, поскольку пестует в своих воспитанниках человеческое достоинство, уважение к правам человека. Не следует насаждать «Правила поведения лицеиста» — важно понимание сути событий, причем в пространстве эстетического опыта, который способен выработать лицей. Лицей способен стать колыбелью не только высоких образовательных технологий, но и духовного возрождения общества.
Развивать интеллект на пределе креативных возможностей — удел немногих. Это — не привилегия, не элитарность, а дар, который может стать национальной гордостью. Это — забота государства и его ответственность за реальную модернизацию социально-экономической жизни в стране. А потому талант одаренных следует взращивать, любить и лелеять. Это — национальное достояние. Поэтому лицейское образование никак не сводимо к платным образовательным услугам.
Лицей по природе своей — не массовое образование. Его эксклюзивность основана не на льготах и привилегиях, не на показной «комфортности». Общение, диалог в лицейском сообществе раскрывали новые горизонты познания мира, неповторимость личного сознания, свободного и окрыленного творчеством. Раскрывая личные способности, лицеи должны поощрять инициативу в освоении различных видов профессиональной деятельности, если даже такой поиск не станет в дальнейшем сакраментальным актом жизненного самоопределения. В.Г. Щукин считает: «Самовыражение мыслящего субъекта реализуется в той сложнейшей многоуровневой среде, в которой живой человек — и как детище природы, и как детище культуры — волей или неволей выражает свое отношение к самым разным проявлениям этой среды» [6].
Монологи, диалогические связи лицейского сообщества, споры, оттачивающие ораторское мастерство, рождали философию повседневности, исполненную высокими устремлениями. Символы красоты получали свое продолжение в игре воображения, фантазиях, даже в тишине, приобретавшей одухотворенный смысл. Эмоционально-чувственная наполненность учебного процесса превращали учение в праздник, который рождался в муках познания.
 
Поиски смысла жизни сопровождают человека всегда. Если З. Фрейд видел в них признаки психической болезни, то Н.С. Имянитов подходит к определению смысла как «внеположенной сущности явления (события), оправдывающей его существование, связывая его с более широким пластом реальности (контекстом)» [7. С. 92]. Это означает, что поиск смысла жизни явно или неявно охватывает всё время человеческого существования. Можно говорить об эволюции и трансформации смыслов лицейского образования, которое не должно утратить сокровища бесценного педагогического опыта прошлого. Более того, можно говорить о том, что лицеи, возникшие в Европе в начале XIX в., привели к формированию единого общеевропейского пространства, которое охвачено инновациями в рамках Болонского процесса.
Л.В. Карасев подметил: «Смех и стыд — сущностные черты человека. Без смеха и стыда человек перестает быть человеком. Перестав смеяться и стыдиться, человек теряет свою свободу, и прежде всего, свободу мыслить. Высшая форма мыслительной свободы — фантазия, без которой человек превращается в существо, лишенное онтологической перспективы» [8. С. 61]. Вот почему эпиграмма, дружеский, а иногда язвительный смех создавали полюса стыда и смеха, в которые укладывались смыслы миропонимания лицеистов. В иерархии смыслов, которые формировала лицейская среда, присутствовали мировоззренческие позиции, жизненные ценности, разделявшие добро и зло.
Лицейская среда позволяла преодолеть «конфликт» зрения и слуха, о котором пишет Л.В. Карасев, отличая исходный смысл трагедии шекспировского Гамлета: «Почти всё, что Гамлет слышит, это ложь. Почти всё, что он видит — это правда. Однако ложь слов спасительна, она помогает жить, тогда как истина зрения смертельна» [Там же].
 
Лицей не суетен в профессиональном самоопределении. Лицеист способен стать поэтом, дипломатом, чиновником и др. Важно, что лицейское образование возбуждает духовные искания человека, считающего мир не просто божественным явлением, а наполненным глубинным смыслом человеческого бытия. Реальное течение жизни оказывается богаче возможностей профессионального самоопределения, предлагаемого образованием. Представления о профессии смещаются на выбор желаемого образа жизни. А выбор профессии становится порой дерзким вызовом избранному первоначально профилю обучения и профессиональному самоопределению, предусмотренному образовательными программами. Несоответствие первоначальной заданности образования не есть ошибка лицеиста или же недоработка педагогов лицея — это, может быть, открытие новых граней внутреннего мира человека, талант которого высветился в совершенно неожиданном ракурсе, благодаря атмосфере лицея. Вот почему лицей стремится придать образованию мировоззренческий характер.
 
Таким образом, современный лицей вырабатывает новое чувство мира, в нем присутствует не только холизм — идея живого мира, возникает глубинная  экология, востребованная постиндустриальной цивилизацией и развитием науки. Обнаруживается тотальная взаимосвязь процессов и явлений меняющегося мира. В его моделировании научные образы соединяются с художественным видением. Именно в лицее проявляются и контуры образования будущего как явления культуры, понимание управления которым не всегда может быть успешным в логике построения бескомпромиссных экономических схем. В организации лицея присутствует нестандартность и системность как хрупкий баланс между синергетическим хаосом, «бушующим» в лицейском сообществе и задаваемым глобально общественным развитием, определяющим переход к новому состоянию. Современный лицей целесообразно создавать «как школу полного дня», где свободная образовательная среда преодолевает замкнутость классно-урочной системы и включена в региональную жизнь с множеством социальных связей и контактов, формирующих мир коммуникаций. Отсюда и возникает глобальное видение мира.
 
Выводы                   
1. Нужна классификация учреждений образования как явлений культуры. Важно не только содержание программ, но и их контекстный смысл, культурологический дискурс, выводящий из предметных знаний представления о мире, отношение к нему, позволяющее понять самого себя. Эта первообразная образовательного процесса может быть основой его стандартизации. В современном мире лицейское образование приобрело культурологическое звучание. Можно говорить о культурах образования — гимназической, школьной, университетской и т.д. За каждой из них стоит определенная направленность развития личности, стиль педагогического труда, особенности образовательной среды.
2. Важно, чтобы современные университеты — федеральные, исследовательские и другие, не имеющие столь монументальных названий, создавали на базе лицеев сети профильных школ, выпускники которых обладали бы метакомпетенциями — способностями к смыслообразованию на основе полученных компетенций в широком спектре проблем современной жизни.
3. Лицейское образование, благодаря своей углубленности, культурологическому подходу к обучению, может восполнить разрыв в продолжительности общего полного среднего образования России и западноевропейских стран, открыть путь, в соответствии с Болонским процессом, российским выпускникам лицеев к поступлению в университеты Европы.
 
Заключение            
Лицеи «новой волны» современной России к началу этого века убедительно доказали свою важность для процесса модернизации образования. Они, достигнув ярких результатов в инновационной деятельности, напоминают сейчас красивый цветок, который поместили в глубокий холод. Он, кажется, сохранил свое великолепие. Но ожидаемое тепло ему уже не поможет — оттаивает неживая ткань. Смерть лицея — явление знаковое, оно выражает отступление нашей системы образования к тоталитаризму, означающей неспособность принять обновляющийся мир. Быть может, оживет какой-то новый росток как символ надежды на возрождение.
А пока, на очередном этапе модернизации образования, за чередой актов, насаждающих бизнес-компилятивное образование, уподобляющееся товарному производству, педагогическое сообщество замерло в ожидании команды: «Можно!», чтобы вновь и вновь «жить под покровительством партии и правительства» и надеяться, что идеалы лицейского образования удастся отстоять.
 
Литература
1. Вебстерский новый международный словарь. — Изд. 3-е для колледжей. — Кливленд; Нью-Йорк, 1989.
2. Ранацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. — Минск, 2001.
3. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании // Вопросы философии. — 2009. — № 3.
4. Проективный философский словарь.
5. Рассел Б. Мудрость Запада. — М., 1998.
6. Щукин В.Г. О диалоге и его альтернативах. Вариации на тему М.М. Бахтина // Вопросы философии. — 2006. — № 7.
7. Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. — 2006. — № 7.
8. Карасев Л.В. «Мы» Е. Замятина: опыт нумерологии // Вопросы философии. — 2006. — № 7.