Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам (Аналитический обзор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании)

 

Открытые образовательные ресурсы (ООР)[1] — это размещенные в открытом доступе материалы, предназначенные для процесса обучения, авторы которых дали согласие на их свободное использование и переработку.
 
Справка
Термин «открытые образовательные ресурсы» получил широкое распространение после Конференции «UNESCOForumontheImpactofOpenCoursewareforHigherEducationinDevelopingCountries», организованной в 2002 г.
В 2001 г. Массачусетский технологический институт приступил к созданию первого крупного репозитория ООР в рамках проекта MIT Open Course Ware (OCW). При финансовой поддержке некоммерческой организации William and Flora Hewlett Foundation в сети Интернет было опубликовано свыше 9000 учебных и методических материалов по широкому спектру дисциплин, изучаемых в университете. Важным шагом стало использование открытой лицензии на использование материалов проекта, допускающей копирование, распространение, модификацию и перевод ресурсов на другие языки, а также их использование для разработки новых образовательных ресурсов. Аналогичный подход получил ранее широкое распространение применительно к распространению и использованию программного обеспечения с открытым кодом.
 
За прошедшие годы к ООР присоединились многие представители научно-образовательного сообщества. Если в рамках исследования ОЭСР в 2007 г. было выявлено свыше 3000 открытых образовательных курсов в более чем 300 университетах в разных странах мира, то сегодня их число оценивается десятками сотен тысяч. Число репозиториев ООР постоянно увеличивается за счет новых проектов, инициируемых на международном, национальном, институциональном и индивидуальном уровнях.
Университеты — наиболее авторитетный источник ООР. Свободный доступ к своим учебным материалам предоставляют ВУЗЫ, занимающие лидирующие позиции в мировом рейтинге: Йельский университет, Принстонский университет, Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, Университет г. Нагоя, Нотингемский университет, Университет Южного Квинсленда и др.
Открыли доступ к своим ресурсам и другие ведущие вузы: открытые университеты Великобритании и Нидерландов, Парижский технологический университет, университеты ООН (UNU-MERIT) и многие другие. Ресурсы, размещенные на университетских порталах, проходят рецензирование, что обеспечивает их высокое качество и соответствие современному уровню научного знания и образовательных методик.
 
Для интеграции образовательных ресурсов и координации усилий по их созданию университеты объединяются в национальные и международные консорциумы. Примеры — OpenCoursеWare Consortium, в состав которого вошли вузы 46 стран мира, или японский OCW Consortium, члены которого открыли доступ к 1500 курсам (1285 из них на японском языке).
Благодаря активной поддержке инициатив в области ООР правительствами США и Великобритании, стало возможным не только формирование крупных репозиториев ООР в этих странах, но и создание вокруг них сообществ преподавателей, создающих открытые ресурсы и активно использующих ресурсы коллег. Консорциум Gateway to Educational Materials объединяет государственные агентства США, образовательные учреждения, некоммерческие организации и компании, предоставляя пользователям свободный доступ к 50 000 учебных материалов. Образовательная сеть Австралии EdNA (Educational Network Australia Online), созданная при поддержке правительства, предоставляет пользователям доступ к образовательным ресурсам, структурированным по уровням образования. Бесплатный репозиторий JORUM создан для поддержки преподавательского состава высших учебных заведений Великобритании.
Одним из оснований для создания крупных региональных репозиториев ООР (например, африканских инициатив — African OCW и UCT Open Content, реализуемых в университетах ЮАР, и OER Africa, осуществляемая при поддержке Южно-африканского института дистанционного образования) стала региональная общность охваченных стран и, соответственно, минимальная необходимость локализации образовательных ресурсов.
В глобальном масштабе наблюдается преобладание ООР на английском языке. Поэтому с позиций поддержки языкового многообразия большой интерес представляют репозитории, содержащие ресурсы на различных языках. Кроме JOCW, это французский проект PLUME, а также проекты CORE и UNIVERSIA, переводящие ресурсы с английского языка на китайский, испанский и португальский языки, а также осуществляющие разработки ООР на этих языках.
Основная цель проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Открытые образовательные ресурсы» —  содействие распространению идеологии открытого образования и ООР в СНГ, государствах Балтии и других странах. Исследование условий и предпосылок к развитию ООР в этих странах было решено начать со стран СНГ, которые в силу исторических причин имеют определенную общность: схожие системы образования и близкие педагогические традиции. В этих странах до сих пор часто используется русский язык, а в некоторых случаях он является вторым государственным или официальным языком, что объясняет высокую востребованность русскоязычных ООР в СНГ.
Исследование подтвердило, что идея открытого образования пока не получила широкого признания, и странам СНГ предстоит долгий путь прежде чем они будут интегрированы в глобальное ООР?сообщество. В результате исследования выяснилось, что лишь к очень незначительной части ресурсов, опубликованных в открытом доступе в СНГ?сегменте Интернета, применимо определение ООР, принятое ЮНЕСКО: «ООР — учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами».
 
Проведенный ИИТО[2] ЮНЕСКО анализ распространения ООР в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, РФ, Украине и Узбекистане подтвердил:, несмотря на то, что вопросам информатизации систем образования в этих странах уделяется серьезное внимание, в большинстве из них идеи и принципы открытого образования и ООР пока недостаточно широко известны, а их потенциал для расширения доступа к образованию и повышения его качества остаются недооцененными. В каждой из этих стран имеются виртуальные коллекции и хранилища образовательных ресурсов, к которым возможен свободный доступ через Интернет. Однако крупные репозитории, количество ресурсов в которых превышает тысячу, пока немногочисленны. Крупные порталы, созданные в рамках федеральных программ в РФ, являются основными источниками качественных ООР для школьного образования в России и странах СНГ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов содержат электронные ресурсы, подготовленные профессиональными разработчиками совместно с методистами-предметниками, соответствующие образовательным стандартам и программам.
Важным источником образовательных ресурсов для высшего профессионального образования во многих странах СНГ являются сайты вузов и научно-образовательных проектов, посвященных определенной предметной области. Значительное количество учебно-методических материалов, подготовленных в вузах, размещено в свободном доступе на страницах сайтов отдельных подразделений вузов — факультетов, кафедр, лабораторий, научных групп, а также на персональных страницах преподавателей. Это, как правило, небольшие подборки (от нескольких единиц до нескольких десятков и сотен ресурсов).
Наряду с ресурсами, являющимися электронными аналогами печатных изданий, все большее распространение получают такие электронные образовательные ресурсы как виртуальные учебные модули, лабораторные практикумы, программы для компьютерного моделирования, интерактивные учебные пособия, аудио- и видеолекции, компьютерные демонстрации и онлайн-тесты.
Следует назвать ряд причин, по которым большинство электронных образовательных ресурсов можно отнести с категории ООР (в терминологии ЮНЕСКО) только с определенной долей относительности.
 
Основополагающий принцип ООР — размещение в открытом доступе на основе лицензий, разрешающих их бесплатное использование или переработку другими пользователями. До сих пор определенная доля образовательных ресурсов «открыта» только пользователям внутри конкретной страны и недоступна пользователям, IP?адреса которых идентифицируются как зарубежные. Значительное количество ресурсов доступно только после регистрации или соответствующей авторизации, часто ресурсы вузов открыты только для преподавателей и студентов этих вузов. Электронные ресурсы, создаваемые для систем дистанционного обучения, в большинстве случаев предназначены для бесплатного использования только студентами и преподавателями данного вуза или направлены на поддержку платной образовательной деятельности вузов. Правовые аспекты использования образовательных ресурсов во многих случаях не определены. Наиболее часто встречающиеся формулировки: «Все права защищены. Копирование и распространение информации допускается при наличии письменного разрешения владельца сайта» или «Допускается использование материалов в образовательных целях при условии ссылки на данный сайт». Иногда присутствуют указания на допустимость скачивания и использования ресурса для личных целей, но недопустимость полного или частичного копирования информации или ее размещения на других сайта, или указывается, что допустимо любое некоммерческое использование ресурса с обязательной ссылкой на авторов и сайт-первоисточник информации. Сайты, на которых имеются указания на открытые лицензии, в виртуальном пространстве СНГ, весьма редки.
 
Возможность применения лицензии Creative Commons в юрисдикции Украины, Армении и Азербайджана находится в стадии изучения. В России также активизировались дискуссии об альтернативе свободным лицензиям и механизме «самоограничения права». Несомненно, необходимы активные действия, чтобы определить статус и правила использования огромного количества материалов, опубликованных в Интернете.
В целом, требуется дальнейшее развитие нормативно-правового поля, чтобы оно в полной мере регламентировало процесс разработки и распространения и обеспечивало высокое качество открытых образовательных ресурсов.
Важным свойство ООР является их предназначенность «для … использования и адаптации сообществом пользователей для некоммерческих целей». В связи с использованием возникает сразу несколько проблем. Серьезным препятствием продолжает оставаться «культурный» барьер. Использованию и модификации чужих материалов препятствуют: опасение нарушить права интеллектуальной собственности других авторов и быть обвиненным в плагиате; представление, что материалы не соответствуют местным особенностям и потребностям или их качество недостаточно высоко. Во многих учебных заведениях СНГ по-прежнему ценится контент собственного производства и считается нецелесообразным тратить усилия на преподавание курсов, включающих результаты чужих разработок.
Помимо психологической подготовленностью, для эффективного использования новых информационных технологий в сфере образования и, в частности, ООР, необходим адекватный уровень квалификации педагогического и административно-управленческого персонала вузов как в области ИКТ в целом, так и в части применения новых технологий в практической деятельности. На сегодняшний день можно констатировать, что ООР пока используются недостаточно активно не только в силу указанных выше причин, но и в силу недостаточной осведомленности работников образования об их наличии и возможностях.
 
Использованию ИКТ и электронных учебников в учебном процессе все еще отводится вспомогательная функция как усовершенствованному техническому средству. Важнейшим фактором, определяющим масштаб и успех практического использования образовательных ресурсов, является наличие методической поддержки, т.е. разработанных и апробированных методик работы с открытыми ресурсами. Педагогические методики еще предстоит адаптировать к использованию ООР. Определение технических и учебно-методических требований к процедурам оформления и распространения электронного авторского контента — тоже задача на перспективу.
 
Статистические данные (табл.) свидетельствуют об очень неравномерном развитии информационных технологий и охвате ими населения стран СНГ. Правительствам часто приходится затрачивать огромные усилия на создание и обновление ИКТ?инфраструктуры. Поэтому стратегии информатизации образования лишь в редких случаях стимулируют разработку ООР. В тех случаях, когда уровень развития инфраструктуры и коммуникационных услуг не позволяет обучение в режиме онлайн (широкополосный доступ школ к Интернету пока еще не очень широко распространенное явление) решением проблемы становится тиражирование и распространение образовательных ресурсов на CD.
Несмотря на то, что система поощрения и стимулирования внедрения ООР в образовательную практику требует дальнейшей разработки, число ООР в СНГ-сегменте Интернета постоянно увеличивается. Среди факторов, побуждающих педагогов создавать и использовать ООР, эксперты в первую очередь назвали интерес к новым технологиям и созданию инновационных ресурсов. Многие энтузиасты руководствуются желанием расширить доступ студентов и коллег к своим материалам или сделать свой вуз более видимым. Иногда руководство вузов применяет административные рычаги и вменяет разработку ООР в обязанность преподавателей. Это может иметь положительные результаты, если такая деятельность обеспечивает дополнительное вознаграждение или учитывается при аттестации преподавателей.
Не следует рассматривать ООР только как средство для сокращения финансовых затрат на производство новых курсов за счет устранения дублирования и использования бесплатного контента. Они могут сыграть очень важную роль для систем образования стран СНГ, претерпевших в последние годы существенные изменения, которые привели к появлению новых услуг на рынке образовательных услуг. В условиях появления доступного бесплатного образовательного контента перед пользователями встает вопрос их качества, а перед вузами — вопрос о трансформации используемой модели — от предоставления контента к предоставлению качественного педагогического сопровождения контента. Опыт ведущих западных университетов — Массачусетского технологического института и Открытого университета Великобритании, открывших доступ к своим образовательным ресурсам и учебным курсам — еще одно свидетельство смены парадигмы в высшем образовании.
В настоящее время наиболее распространены три модели финансирования инициатив в области ООР — государственное финансирование, финансирование благотворительными организациями и самофинансирование. В РФ и некоторых других странах СНГ ресурсы для общего образования создавались в рамках государственных программ. Федеральные порталы были созданы в России при поддержке Минобрнауки. Ресурсы для ВПО в основном создаются в вузах в рамках плановой учебно-научной деятельности в инициативном порядке или в рамках программ развития национальных исследовательских университетов. Существенное внимание уделяется подготовке новых образовательных программ и поддерживающих их образовательных ресурсов. Ряд инициатив реализован при поддержке иностранных и российских негосударственных фондов. Например, по инициативе и при финансовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина создан ресурс «Преподаватель онлайн», объединяющий преподавателей ведущих вузов, который предоставляет возможность доступа к образовательным и научным материалам.
Преимущества и возможности, предоставляемые использованием ООР, неоспоримы. Однако для развития этих ресурсов и интеграции стран СНГ в глобальное ООР-сообщество необходимы усилия как со стороны правительств, так и со стороны самого образовательного сообщества. Необходимы стратегические решения на национальном уровне, поддержка на уровне администрации образовательных учреждений, активные действия педагогов и студентов.
Развивая рекомендации, сформулированные в исследовании ОЭСР Giving Knowledge for Free, можно сказать: важно «обеспечить на всех уровнях осознание того, что научные и академические результаты, а также природное наследие, ставшие доступными в цифровом формате благодаря государственному финансированию, должны быть предоставлены для целей образования бесплатно». Причем не только в рамках одной страны, но и в глобальном масштабе. В силу общих образовательных традиций для стран СНГ особенно актуально открытие национальных репозиториев образовательных ресурсов для всех стран Содружества.
В заключение хочется поддержать инициативу, сформулированную в резолюции I съезда учителей и работников системы образования государств-участников СНГ, прошедшего в Астане в 2010 г., и направленную на содействие «созданию и развитию электронных ресурсов, на которых будут созданы условия для обобщения накопленного в странах-партнерах педагогического опыта по обсуждаемым проблемам; размещения на нем видеотеки лучших уроков, различных методических разработок и учебных материалов». В условиях, когда десятки и сотни тысяч ресурсов рассредоточены по тысячам сайтов, важную роль для организации доступа к ним играют каталоги ресурсов. Самый крупный и наиболее развитый специализированный каталог образовательных ресурсов Рунета находится на портале «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru).
К сожалению, в некоторых странах СНГ пока отсутствуют каталоги образовательных сайтов и ресурсов. Создание единого портала, на котором будут доступны электронные учебники стран СНГ, методические пособия и новые образовательные методики будет способствовать развитию Единого образовательного пространства и продвижения открытых образовательных ресурсов.


[1] Англ. Open Educational Resources (OER).
 
[2] Институт по информационным технологиям в образовании.