Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Итоги развития национальных исследовательских университетов (по материалам коллегии)

 «Программа развития национальных исследовательских университетов (НИУ) позволила выделить действительно лучшие вузы страны, которые взяли на себя серьёзную ответственность за модернизацию всей системы российского высшего образования», — отметил Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко на заседании коллегии министерства 24 мая 2011 г.

Согласно выводам экспертной комиссии под председательством О.К. Дергуновой по оценке эффективности реализации программ развития НИУ (первая очередь) в 2009—2010 гг., отобранным вузам удалось обеспечить достижение заявленных показателей и продемонстрировать целесообразность сделанных государством инвестиций. Отмечая как очевидные успехи, так и имеющие место отклонения в управлении программами развития, создании инфраструктуры, реализации НИОКР, комиссия уделила особое внимание необходимости повышения информационной прозрачности деятельности НИУ. С одной стороны, это создаст возможность для регулярного экспертного аудита. С другой, — позволит скорректировать имеющийся сегодня информационный разрыв внутри НИУ, когда в полной мере понимание целей программ развития существует в основном у руководства вузов. Министр поддержал данный вывод, подчеркнув, что «только при наличии такого понимания у всех вовлечённых участников, в т.ч. у студентов, удастся создать волну, способную определить развитие высшей школы на ближайшие годы».
Директор РНЦ «Курчатовский институт» М.В. Ковальчук обратил внимание, что НИУ следует ещё более серьёзное внимание уделить организации тесной связи образовательной и научной работы. Именно это позволит вузам одновременно успешно готовить кадры по перспективным направлениям развития экономики и эффективно конкурировать в научной среде. Только так вузы, получившие статус национальных исследовательских университетов, смогут в полной мере оправдать возложенные на них общественные ожидания.
«Национальные исследовательские университеты призваны быть интеллектуальными лидерами технологической модернизации страны, — напомнил А.А. Фурсенкои обратил внимание, что работа в этом направлении должна быть усилена. — На сегодняшний день ряд НИУ не достигают заявленных в программах развития показателей. Ответственность за это в значительной мере лежит на ректорах, которые либо не уделили должного внимания выполнению поставленных задач, либо изначально для повышения привлекательности своих программ брали недостаточно обоснованные обязательства». В этой связи должен быть проведён серьёзный анализ. Министр отметил, что существует целый ряд вузов, которые благодаря эффективной работе демонстрируют высокие результаты и в случае ротации претендуют на вхождение в число НИУ.
Внешний мониторинг деятельности национальных исследовательских университетов будет продолжен на постоянной основе. Следующее заседание, посвященное анализу деятельности НИУ, состоится в конце 2011 г.
 
Справка
Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ сроком на 10 лет. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен категории «национальный исследовательский университет».
Указом Президента России Д.А. Медведева от 7 мая 2008 г. в рамках пилотного проекта были созданы Национальный исследовательский ядерный университет (на базе Московского инженерно-физического института (государственного университета)) и Национальный исследовательский технологический университет (на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»).
Первый конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет», был объявлен 1 августа 2009 г. В конкурсе участвовали программы развития 110 университетов. Все программы развития прошли независимую экспертизу: по два эксперта оценивали каждую заявку на основе специально разработанной методики. По каждой заявке были составлены экспертное заключение и оценка, позволяющие сформировать рейтинг участников конкурса. По итогам обсуждения путём тайного голосования были выбраны 12 вузов-победителей, которые наряду с Национальным исследовательским ядерным университетом и Национальным исследовательским технологическим университетом вошли в состав НИУ первой очереди.
Второй конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», был объявлен 15 февраля 2010 г. В конкурсе участвовали программы развития 128 университетов. В результате отбора из 15 вузов-победителей был сформирован список НИУ второй очереди.
Таким образом, в настоящее время сеть НИУ состоит из 29 вузов, среди которых 9 классических университетов, 17 вузов технического профиля, один  университет медицинского профиля, один университет экономического профиля, а также научно-образовательный центр нанотехнологий РАН.
Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятия по созданию сети национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за период 2009—2010 гг., составил 12 149,5 млн. рублей. В 2011 г. финансирование данного мероприятия за счет средств федерального бюджета предусмотрено в объеме 10 747,1 млн. рублей.
 
Системное развитие научно-исследовательских и инновационных процессов
За период с 2009 по 2010 гг. объем финансирования научных исследований НИУ увеличился на 27% (с 7933. до 10 074 млн. руб.).
Эффективность работы аспирантуры и докторантуры составляет 37,7% в среднем по сети НИУ (максимальное значение — 57,0%, минимальное значение — 23,3%). Количество человек, принятых в очную аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по приоритетным направлениям развития НИУ в 2010 г. составило 636 человек, что на 12% больше по сравнению с 2009 г. (568 чел.).
Коллективами научно-педагогических работников НИУ поставлено на учет в качестве нематериальных активов по приоритетным направлениям развития в 2010 г. 183 объекта интеллектуальной собственности (в 2009 г. — 137).
В 2010 г. преподавателями, научными работниками, студентами, аспирантами и докторантами НИУ подготовлено 11 927 статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования). Это значение выше на 23% по сравнению с 2009 г. (табл. 1). Наибольшую активность (более 1000 публикаций) в 2010 г. показали Новосибирский ГУ, Томский политехнический университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, Казанский технологический университет, ННГУ. Наибольшее количество публикаций на иностранных языках имеют НИЯУ «МИФИ», МФТИ, НГУ, Томский ГУ.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом России Д.А. Медведевым в 2010 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в части укрепления и расширения сотрудничества с российской диаспорой за рубежом, НИУ продолжают работу по развитию партнерских связей с учеными-соотечественниками, проживающими за границей, одновременно решая вопросы интеграции вузов в наукоемкий сектор мировой экономики. В частности 8 НИУ «первой волны» стали победителями конкурсного отбора с предоставлением 15-ти из 40 грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования[1].
 
Таблица 1
Количество статей в научной периодике,
индексируемой иностранными и российскими организациями
 (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования)
 
 
 Продолжается работа по вхождению НИУ в создаваемые в РФ технологические платформы, в том числе в национальную космическую технологическую платформу (МАИ), технологическую платформу «Материалы и технологии металлургии» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), технологическую платформу «Технологии добычи и использования углеводородов» (РГУ им. И.М. Губкина) и др.
Национальные исследовательские университеты активно участвуют в программах инновационного развития (ПИР) компаний с государственным участием (все 14 НИУ представлены в ПИР). Наиболее «востребованными» среди вузов являются МГТУ им. Н.Э. Баумана (17 компаний), МФТИ (12 компаний), МАИ (11 компаний).
 
Развитие кадрового потенциала
В 2010 г. число докторов и кандидатов наук, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность в 14 НИУ, увеличилось на 4,2 % (16,5 тыс. человек в 2010 году против 15,9 тыс. человек в 2009 г.).
В рамках реализации мероприятий по развитию системы стажировок, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно- педагогических и инженерно-технических работников НИУ в 2010 г. в ведущих мировых научных и университетских центрах прошли стажировку (с получением соответствующего документа) 3299 аспирантов и научно-педагогических работников НИУ (для сравнения, в 2009 г. — 2377 чел.) (табл. 2).
Количество молодых ученых в возрасте до 35 лет из сторонних организаций, прошедших в НИУ профессиональную переподготовку или повышение квалификации по приоритетным направлениям развития в 2010 г. составило 13 699 человек (в 2009 г. — 12 500 чел.).
В НИУ реализуются различные программы и проекты развития персонала, включающие усиление селективных материальных стимулов работников. Так, в ТПУ реализуется проект «Кадровый резерв», целью которого является выявление молодых лидеров университета, способных в ближайшей перспективе сыграть ведущую роль в научной, педагогической и административной сферах деятельности вуза. В состав кадрового резерва включаются молодые сотрудники университета, способные защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в возрасте до 30 лет, доктора наук — в возрасте до 40 лет. Всего в 2010 г. через систему обучения в рамках проекта прошло 122 молодых сотрудника. С каждым из включенных в «резерв» заключается дополнительное соглашение к основному трудовому договору, имеющее в приложении индивидуальный план развития сотрудника, направленный на профессиональный рост в научной, педагогической и административной сферах.
 
 
Таблица 2
Количество научно-педагогических работников, прошедших стажировку в ведущих мировых научных и университетских центрах
 
 
 Реализация в НИУ специальных программ и проектов по формированию и подготовке кадрового резерва, стимулированию научной и инновационной активности научно-педагогических работников и аспирантов способствует закреплению научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, образования и высоких технологий, привлечения к преподавательской деятельности кандидатов наук в возрасте до 30 лет.
 
Модернизация систем управления
В 2010 г. вузами велась работа по:
реализации проектного подхода к выполнению программ развития; развитию инфраструктуры информационно-коммуникационной среды;
разработке и внедрению информационно-аналитических систем управления вузами;
обеспечению доступа к российским и международным информационным ресурсам;
формированию новых подразделений и проектных структур, позволяющих обеспечить интеграцию кадрового и материально-технического потенциала для реализации образовательной деятельности, проведения актуальных научных исследований и коммерциализации их результатов.
 
Проблемы, выявленные по результатам оценки эффективности
реализации программ развития НИУ
Первый блок проблем связан с процедурой мониторинга реализации программ развития национальных исследовательских университетов. Ряд индикаторов и показателей деятельности НИУ требует пересмотра, в том числе с учетом пункта 2 Перечня поручений по итогам встречи Президента РФ с молодыми учеными 8 февраля 2011 г. от 19 февраля 2011 г. № Пр-412, предусматривающего корректировку показателей с учетом привлечения к преподавательской деятельности молодых кандидатов наук в возрасте до 30 лет.
Второй блок проблем относится к оценке эффективности использования финансовых ресурсов и привлечения внебюджетных источников к реализации программ развития, в том числе в связи с отсутствием утвержденной методики оценки. Для решения обозначенной проблемы необходимо разработать соответствующее методическое обеспечение на основе актуализации и корректировки имеющейся нормативно-методической базы с учетом специфики предмета регулирования.
Третий блок проблем касается развития сетевого взаимодействия национальных исследовательских университетов на разных уровнях: региональном, федеральном, международном. Для повышения российской и международной кооперации вузов необходимо проведение регулярного бенчмаркинга (сравнительных исследований) с лучшими университетами мира и с их подразделениями.
Четвертый блок проблем связан с недостаточным уровнем конкурентоспособности научных исследований и международной репутации вузов, который можно повысить путем создания электронных архивов (репозитариев, библиотек) по открытому доступу к научным публикациям и онлайновых научных журналов открытого доступа, а также реализации комплекса мер по включению национальных научных журналов в международные системы цитирования (Web of Science, Scopus).
Пятый блок проблем связан с повышением эффективности управления программами развития национальных исследовательских университетов. Перспективным представляется формирование на базе национальных исследовательских университетов отраслевых прогностических групп, прогностических центров, ориентированных на получение прогнозных оценок, на построение долгосрочных перспектив различных отраслей. При этом НИУ, развивая собственные подразделения научного прогнозирования, должны активно включиться в работу по разработке и согласованию долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов как базы для планирования развития системы непрерывного профессионального образования.
 


[1] Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220.