Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Рабочая встреча с министром образования и науки

 

Д.А. Медведев и А.А. Фурсенко 19.04.2011 г. обсудили пути совершенствования закона об образовании, возможности модернизации механизма проведения единого государственного экзамена.
Д.А. Медведев. Андрей Александрович, прежде чем начнем говорить по текущим делам,хотел бы вернуться ко вчерашнему президиуму Госсовета. Вчера выступал ректор, который, по сути, озвучил позицию преподавательского сообщества, ректорского и студенческого корпуса. По школьным делам мы много говорили. Хотел бы, чтобы Вы по всем вопросам вчерашней повестки дня подготовили позицию Министерства и, конечно, в кооперации с другими государственными структурами, с Министерством здравоохранения определились по тем вопросам, которые мы вчера обсуждали: будь-то введение института тестирования на предмет наркопотребления в школе, изменение законодательства о высшем образовании в части, касающейся специальных документов, определяющих статус вуза и недопустимость употребления наркотиков студентами, и другие темы, которые находятся на пересечении. К сожалению, проблема настолько огромна, что силами не только одного ведомства, вообще силами всего государства ее не решить. Это проблема, которой должно заниматься всё общество, о чем я, собственно, вчера вместе с Вами и говорил. Хотел бы, чтобы это было под постоянным контролем Вашего министерства.
А.А. Фурсенко.Я доложу Вам через какое-то время о том, что уже сделано.
Д.А. Медведев. Да-да. Просто у Вас, естественно, есть и свой взгляд, в основном совпадающий. Поработайте тоже с коллегами.
Теперь по текущим делам. Один из вопросов касается обсуждения закона об образовании. Вчера, кстати, находясь в Иркутске, я подошел к людям, и неожиданно (такие вопросы редко задают: задают вопросы по зарплатам, по пенсиям, что людей волнует) женщина спросила: «Когда закончится реформа образования?» Я сказал, что мы будем заниматься реформой образования аккуратно, поступательно, без рывков, без толчков, но, тем не менее, реформирование образования должно идти, и закон об образовании — это ключевой элемент реформирования, или модернизации, системы образования в нашей стране (здесь и далее выделено ред.). Мы с Вами запустили процесс его обсуждения. Обсуждение закончилось. Тем не менее предложения поступают до сих пор. Дискуссия, в общем, не угасла, хотя ключевые позиции уже более-менее определились. Что Вы планируете дальше сделать по этому законопроекту?
А.А. Фурсенко. Во-первых, в соответствии с Вашим распоряжением была создана Комиссия во главе с Вашим советником В.Ф. Яковлевым. Комиссия провела десять заседаний, одновременно по инициативе Комиссии проходили обсуждения практически во всех округах, было довольно активное интернет-обсуждение, поступило более 11 тысяч отзывов, сейчас в соответствии со всеми замечаниями дорабатывается закон. И сегодня подготовлен доклад, который Вам направлен. В.Ф. Яковлев ознакомил меня, в докладе целый ряд предложений, но, пожалуй, главное заключается в том, что всё-таки есть предложение продолжить обсуждение закона и использовать такую форму, как обсуждение на августовских педсоветах. В свое время Вы поручали обсудить инициативу «Наша новая школа», и, в общем, это было достаточно продуктивно. Мы в соответствии с правилами общественного обсуждения законов должны в июле завершить подготовку очередной версии. Если Вы согласитесь, то предложение Комиссии и мое предложение заключается в том, чтобы с этой версией выйти на августовские педсоветы. <…>
Д.А. Медведев. Хорошее предложение, но тогда давайте так сделаем. Вы, во-первых, по сути, дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта, которые, по всей вероятности, должны сохраниться. Это так же было, кстати, и при обсуждении Закона «О полиции», потому что его обсуждение всё-таки сводилось не к тому, чтобы его заново переписать, а к обсуждению концепции. Концепция была согласована со мной как с Президентом, точно так же и этот закон должен рассматриваться как подготовленная модель, которая должна быть улучшена. Если Вы предлагаете использовать августовские педагогические советы — я не против. Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете.
Теперь ещё одна очень важная тема, она касается Единого государственного экзамена. Тема актуальная, достаточно сложная и меняющаяся по мере накопления опыта. В общем и целом подходы к проведению ЕГЭ сформированы. В основном, подавляющее большинство, скажем так, и педагогического сообщества, и самих учащихся исходит из того, что ЕГЭ себя уже, в общем, проявил как нормальный способ тестирования знаний и ступень перед вступлением в новую жизнь, зачислением в высшее учебное заведение. Тем не менее совершенствование этого механизма должно обязательно продолжаться, потому что жизнь развивается и потому что он далеко не свободен от недостатков, мы с Вами это тоже понимаем.
Я знаю, что и у Вас были кое-какие идеи. Я не знаю, какие из них уже можно озвучить, но в любом случае к новому учебному году должна быть подготовлена необходимая база по проведению ЕГЭ. А для проведения ЕГЭ в этом учебном году, я так понимаю, что всё уже готово.
А.А. Фурсенко. Практически уже определено, кто какие экзамены будет сдавать, была проведена запись по рекомендациям Комиссии, которую Вы создали и которую возглавляет С.Е. Нарышкин.
Д.А. Медведев. Я, кстати, недавно утвердил план проведения ЕГЭ.
А.А. Фурсенко. План утвержден на основе обсуждения. И я хочу сказать, что те вопросы, которые Вы поднимали, частично решены. В частности, Вы помните, что было очень много вопросов о том, что слишком много внимания уделяется угадыванию ответа, хотя это не совсем правда, но, тем не менее, мы, чтобы снять эти опасения и как-то изменить подходы, существенно уменьшили, а в математике полностью убрали поиск выбранного ответа, то есть эту часть просто убрали. Это более или менее сложные задачи, которые надо решить.
Д.А. Медведев. То есть просто ткнув пальцем, на удачу, не решить?
А.А. Фурсенко. На удачу, в принципе, всё равно было невозможно решить, мы много раз проводили исследования, но сейчас даже мысли об этом нет, потому что просто эта часть убрана. Кроме этого сделано еще несколько вещей, мы расширили часть, где ответ носит достаточно развернутый характер, не только в математике, в разных предметах.
Д.А. Медведев. Чтобы ребята могли продемонстрировать свои знания?
А.А. Фурсенко. Ну, в общем, знания и так, и так можно показать, а тут есть возможность показать мышление, как это всё происходит.
Вы помните, какие были претензии к ЕГЭ? Сегодня не к самому ЕГЭ, а именно к проведению есть претензии, что не везде экзамен проводится честно, есть опасения, что кто-то использует не совсем честные подходы. Мы вводим в этом году перекрестные проверки развернутой части. Это означает, что методисты, преподаватели из одного региона проверяют работы другого региона. Это то, что предлагалось, и Вы поднимали вопрос, почему бы не сделать? Сейчас есть электронные базы, всё это достаточно просто. Почему бы не обменяться работами? Вот мы, в пилотном режиме, в этом году впервые попробуем.
Д.А. Медведев. То есть речь пойдет о том, чтобы работы, допустим, Москвы проверялись…
А.А. Фурсенко. В Санкт-Петербурге, например.
Д.А. Медведев. Это не самый сложный вариант. Мне кажется, гораздо важнее, чтобы работы из тех регионов, где наибольшее количество вопросов, это некоторые регионы Северного Кавказа, проверялись абсолютно независимыми специалистами из других регионов. Это хорошо, давайте сделаем.
А.А. Фурсенко. Дальше мы в пробном режиме (это для ГИА 9-го класса, сейчас во многих регионах она идет) будем в этом году впервые смотреть, как принимать экзамен: на компьютерах или на бумаге и на компьютерах. Вы говорили об этом, вроде бы это естественно, но это не так просто. Мы технологически проверим, если для девятиклассников это сработает, то мы будем предлагать распространить эту практику на выпускников. Кроме этого, мы предлагаем сейчас дополнить экзамены по иностранному языку устным экзаменом. То есть помимо письменного экзамена в апреле те, кто хочет, проходят устное собеседование, с тем чтобы эти две части складывались. Это тоже пробный, пилотный проект для 9-го класса.
Д.А. Медведев. Это правильное, наверное, направление, потому что нас достаточно долго учили навыкам письменной иностранной речи, что, откровенно говоря, большинству людей абсолютно не нужно, и абсолютно не учили навыкам устной речи. Сейчас нужно эту ситуацию поменять.
А.А. Фурсенко. Я хочу сказать, что те рекомендации, которые выдавались и о которых Вы упоминали, когда обсуждался вопрос ЕГЭ, реализуются. Они, конечно, реализуются не одномоментно, но, может быть, это не так плохо, потому что люди уже привыкли к каким-то методикам.
Д.А. Медведев. Менять даже существующие [методики] нужно аккуратно, просто чтобы не создать другого неприятного эффекта, когда люди уже как минимум имеют какие-то представления, как сдавать, а мы постоянно это всё перелопачиваем и перелопачиваем. Но это не значит, что не нужно вносить конструктивных изменений и в само содержание ЕГЭ, и в методику проверки его результатов, как то, о чем Вы сказали.
А.А. Фурсенко. Я специально хочу сказать еще раз, чтобы это не было в прессе неправильно понято, что пилотные режимы, которые мы пробуем, — это не для 11-го класса, это пока для 9-го класса. И только если это хорошо сработает, мы будем предлагать распространить это на выпускной класс.
Д.А. Медведев. В том числе и по проверке?
А.А. Фурсенко. Нет, проверка — это уже для 11-го класса.
Д.А. Медведев. Знаете, еще договоритесь с иностранцами.
А.А. Фурсенко. Это следующий шаг, не такой простой.
Д.А. Медведев. Естественно, это не может носить сплошного характера, но какую-то группу просто интересно было бы отдать, договориться с тем или иным университетом, где понимают наш язык, с близкой языковой группой. Естественно, математика везде универсальный характер носит. Так что подумайте.
А.А. Фурсенко. Я принял, мы попробуем.
Д.А. Медведев. Будет такая международная верификация нашего ЕГЭ.
А.А. Фурсенко. Если можно, еще одну вещь хочу сказать. Начала понемножку увеличиваться доля ребят, которые сдают физику, другие естественные дисциплины. Вы помните, что их было, к сожалению, мало. Потихонечку начался процесс, я считаю, что этот процесс связан с тем вниманием, которое сейчас уделяется инженерному образованию, точным наукам, потому что ребята начали двигаться в сторону предметов, которые позволяют им поступать на инженеров.
Д.А. Медведев. Хорошо, если действительно эта тенденция неслучайна и это проявление общего внимания к отрасли, к естественным и точным наукам и, в конечном счете, к инженерному труду, к модернизации в целом.

(Пресс-служба Кремля)