Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Об итогах деятельности Министерства образования и науки РФ за 2010 г. и задачах на 2011 г. (по материалам коллегии Минобрнауки России 19.03.2011)

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации № 337, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г., Минобрнауки России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

  - образование;

  - научная, научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере, интеллектуальной собственности;

  - воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

  - выполнение функций госзаказчика по федеральным целевым программам; международное сотрудничество в образовании и науке.

Реализация функций Минобрнауки России в 2010 г. обеспечивалась совместно с находящимися в ведении Министерства Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Бюджетная политика

За 2010 г. в целом по субъекту бюджетного планирования, по предварительным отчетным данным, выполнение бюджета составляет 98% от доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Сформирован федеральный бюджет на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.

В федеральном бюджете обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики РФ, в т.ч.:

   - разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

  - повышение качества человеческого капитала;

  - повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

  - реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

С 1 июня 2011 г. предусмотрена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6,5%.  

За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования (высшего, послевузовского и среднего профессионального образования), кроме того, на федеральном уровне сохранено финансирование специальных профессионально-технических училищ.  

С 1 сентября 2011 г. также предусмотрена индексация стипендиального фонда обучающихся в образовательных учреждениях на 6,5%. Объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит в 2011 г. 42,1 млрд. рублей, в 2012—2013 гг. — 43,9 млрд. рублей ежегодно. Прорабатывается вопрос об индексации стипендиального фонда обучающихся в образовательных учреждениях на 9%.

Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011—2013 гг. предусматривается продолжение начатой в 2010 г. ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в 2011—2013 гг. (ПНПО) будет обеспечена средствами федерального бюджета в объеме 102,6 млрд. рублей (в 2011 г. — 43,88 млрд. рублей, в 2012 г. — 40,73 млрд. рублей, в 2013 г. — 17,99 млрд. рублей).

Дальнейшая реализация ПНПО также предусматривает продолжение мероприятий по развитию сети федеральных университетов и бизнес-школ мирового уровня, сети национальных исследовательских университетов, организации обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ.    

Сфера образования

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» организационной основой государственной политики в области образования является федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). В 2010 г. завершена реализация ФЦПРО на 2006—2010 гг., которая осуществлялась в тесной взаимосвязи с приоритетным национальным проектом «Образование». Результаты ФЦПРО и ПНПО создали предпосылки для формирования ключевых идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В части общего образования:

  - разработаны и утверждены новые стандарты начального общего и основного общего образования, в которых впервые закреплены требования к условиям предоставления образования, и проект стандарта среднего (полного) общего образования;

  - распространены эффективные механизмы развития российской школы, апробированные в 31 регионе, реализующем комплексные проекты модернизации образования (КПМО). При этом обеспечены современные условия получения образования более 70% школьников. Учащиеся 8,8 тыс. сельских школ получили возможность пользоваться ресурсами современно оборудованных базовых школ;

  - внедрены эффективные механизмы профилизации на ступени среднего (полного) общего образования и предпрофильной подготовки обучающихся;

  - обеспечено организационно-методическое сопровождение проведения единого государственного экзамена в штатном режиме, апробированы новые механизмы оценки качества образования, в т.ч. учет внеучебных достижений обучающихся (портфолио).

В системе профессионального образования:

  - осуществлена поддержка инновационных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных производств. В рамках ПНПО совместно с регионами и работодателями поддержано 320 учреждений начального и среднего профессионального образования, свыше 340 инновационных образовательных программ; на оснащение современных исследовательских лабораторий в ведущих вузах страны выделено 90 млрд. рублей;

  - начат эксперимент по созданию прикладного бакалавриата, результаты которого позволят поднять подготовку квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных инновационной экономикой, на новый качественный уровень;

  - по большинству направлений подготовки и специальностей профессионального образования приняты образовательные стандарты нового поколения, созданные с участием объединений работодателей (свыше 400 стандартов).

Впервые требования к результатам представлены в форме ключевых компетенций, необходимых для современного специалиста. С 2011 г. все поступившие в учреждения профобразования будут учиться по ним. Таким образом, в результате ФЦПРО на 2006—2010 гг., реализованной в комплексе с ПНПО и КПМО, удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования.

Сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования РФ. Принимая во внимание, что в целом задачи модернизации образования, заявленные в 2001 г. в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», решены, в предстоящий период планируется обеспечить переход от модернизации к инновационному развитию системы образования, в частности средствами ФЦПРО.  

В 2010 г. была завершена работа над новой федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 гг. (Программа), которая утверждена постановлением Правительства РФ № 61 от 7 февраля 2011 г.

На решение задач по обеспечению реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, поддержке русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также на удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом была направлена ФЦП «Русский язык» (2006—2010 гг.). В рамках программы:

  - разработаны комментарии к федеральному законодательству в части функционирования русского языка в качестве государственного в системе образования в условиях законодательно установленного двуязычия и сформированы основы, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка в условиях двуязычной образовательной среды в республиках РФ;

 - разработаны рекомендации по совершенствованию системы тестирования по русскому языку для трудовых мигрантов и лиц, желающих получить гражданство РФ;

  - осуществлена поставка учебно-методической и художественной литературы, проведены фестивали, семинары в России и странах СНГ с целью поддержки получения образования на русском языке, популяризации русского языка.

Вместе с тем в бюджетах субъектов РФ предусматривается недостаточно средств на мероприятия по поддержке русского языка, а в ряде регионов было досрочно прекращено финансирование региональных программ (например, во Владимирской, Иркутской, Калининградской, Костромской, Самарской, Саратовской областях, республиках Калмыкия, Карелия, Коми, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах).

Для повышения эффективности реализации мероприятий Программы в 2011—2015 гг. планируется усиление промежуточного контроля в целях своевременного выявления отклонений от плановых показателей и принятия необходимых корректирующих мер.  

В 2011 г. на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) завершена реализация комплекса мер по развитию дошкольного образования. Нормативно закреплены и реализуются в регионах новые вариативные формы дошкольного образования (семейные детские сады и группы, группы кратковременного пребывания, детские сады при школах и учреждениях дополнительного образования, консультационные пункты для родителей с детьми дошкольного возраста). Приняты меры по обеспечению финансовой доступности дошкольного образования (компенсация части родительской платы, установление предельного размера родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях).

Значительно пересмотрены санитарные правила и нормы. Теперь можно использовать и достраивать третьи этажи, норма количества детей в группах теперь не закреплена жестко, определена лишь необходимая площадь на одного ребенка, минимизированы нормы для семейных групп — разрешено открывать такие группы в квартирах жилых домов.  

С целью повышения роли муниципалитетов и органов государственной власти в субъекты РФ направлены рекомендации по развитию механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования, а также по введению нормативно-подушевого финансирования услуг дошкольного образования, оказываемых как дошкольными организациями, в том числе и негосударственными, так и индивидуальными предпринимателями.  

Обеспечить современные условия получения качественного образования призваны новые федеральные государственные требования (ФГТ) и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые впервые в отечественной практике должны выполнить не узкоотраслевую, а общественно-стратегическую задачу: выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все практически значимые современные запросы в сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Минобрнауки России. ФГТ обеспечивают стандартизацию содержания дошкольного образования, предоставляемого в образовательных организациях различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности; определяют, какими должны быть образовательные программы данных учреждений, чтобы обеспечить любому ребенку, их посещающему, равные стартовые условия для дальнейшего обучения в начальной школе.

В настоящее время приказами Минобрнауки России утверждены ФГОС начального общего образования, основного общего образования; ФГОС среднего (полного) общего образования рассмотрен на Совете Минобрнауки России и отправлен на доработку.

По новым стандартам 1 сентября 2010 г. начали обучение около 200 тысяч первоклассников (около 15% от их общего количества). Все остальные школы готовятся к обязательному переходу на новые ФГОС с 1 сентября 2011 г.

В целях содействия органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, в организации введения ФГОС общего образования в Министерстве создан Координационный совет. За каждым членом Координационного совета закреплено курирование конкретных субъектов РФ. В целях подготовки введения ФГОС начального общего образования Министерством была организована работа по подготовке примерной основной образовательной программы начального общего образования. В настоящее время данная программа разработана, рекомендована к использованию решением Координационного совета и размещена на сайте Министерства.

В связи с утверждением ФГОС начального общего образования в 2010 г. внесены изменения в Положение о порядке проведения экспертизы учебников и утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. Кроме того, утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Для обеспечения нового качества образования необходимо «настроить» систему и общество на востребованность достаточно высокого уровня компетентностей педагогических и руководящих работников, расширить возможности для получения услуг непрерывного профессионального педагогического образования, профессионально совершенствоваться педагогическим и руководящим работникам в соответствии с индивидуальным маршрутом профессионального развития. В субъекты РФ направлены проекты модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающие непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, учет индивидуальных потребностей работников в контексте моделей модернизации системы повышения квалификации. Проекты обсуждены участниками Летней школы кадрового резерва (г. Анапа, 28—30 июня 2010 г.).

Подготовлены рекомендации по обновлению программ повышения квалификации и переподготовки учителей, разработанные творческим коллективом учреждения РАО «Институт педагогического образования». С 1 января 2011 г. вводится в действие новый порядок аттестации педагогов, утвержденный приказом Минобрнауки России. Новый порядок станет шагом к созданию в стране системы публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом. Теперь у учителей появятся возможность и мотивация непрерывно повышать свою квалификацию, причем с учетом индивидуальных потребностей, что приведет к улучшению качества образования и повышению статуса учителя.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила аттестации также взаимосвязаны с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.  

Поддержка талантливой молодежи

Одной из задач современной системы образования является поддержка талантливой молодежи, культивирование творчества и постоянного самосовершенствования обучающихся.

В Российской Федерации сложилась инфраструктура, обеспечивающая работу по поиску и поддержке развития одаренности на федеральном и региональном уровнях. В 2010 г. с целью разработки предложений по формированию общенациональной работоспособной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи по поручению Президента РФ Минобрнауки России была создана рабочая группа, в которую вошли представители Минкультуры России, Минспорттуризма России, вузов, научного сообщества, общественных организаций.

Рабочей группой изучен мировой опыт работы с одаренными детьми, опыт субъектов РФ. В ноябре 2010 г. предложения рабочей группы были представлены в проекте доклада Президенту РФ.

Базовым элементом формирующейся общероссийской системы поиска и содействия развитию одаренных детей является Всероссийская олимпиада школьников, которая в 2009/2010 учебном году проводилась по 21 учебному предмету. Участниками Всероссийской олимпиады школьников стали более 7,5 млн. учащихся в возрасте от 10 до 18 лет. Победителями Всероссийской олимпиады школьников ежегодно становятся около 1,5 тыс. обучающихся, которые получают поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Из числа победителей формируются сборные команды РФ, успешно выступающие на международных олимпиадах.

Еще около полумиллиона старшеклассников в 2010 г. приняли участие в 87 вузовских олимпиадах школьников. Более 34 000 из них получили дипломы победителей и призеров.  

Сеть федеральных и исследовательских университетов

Проведена работа по организационному, методическому и аналитическому сопровождению формирования сети национальных исследовательских и федеральных университетов и разработке программ развития национальных исследовательских и федеральных университетов, Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета. Созданы Северо-Восточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Балтийский федеральный университет.

Федеральные университеты рассматриваются как инструмент модернизации системы высшего и послевузовского профессионального образования в целях развития регионов. Они должны взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении потребностей территориального развития российской экономики и социально-экономического развития страны и ее регионов. Ключевые задачи, отличающие федеральные университеты от других вузов, связаны с организацией и координацией работы по сбалансированному обеспечению программ социально-экономического развития регионов квалифицированными кадрами.

С целью развития сети федеральных университетов и во исполнение Указа Президента РФ от 13 октября 2010 г. о создании Балтийского федерального университета начата разработка программы развития. Тем самым сформирована основа российской сети федеральных университетов, включающая 8 университетов. По инициативе Министерства, общий объем финансирования программы развития федеральных университетов из федерального бюджета до конца 2010 г. увеличен до 18,7 млрд. рублей. Разработаны программы развития 15 национальных исследовательских и 5 федеральных университетов.  

Развитие профессионального образования

Получил развитие эксперимент по созданию прикладного бакалавриата — путем реализации экспериментальных образовательных программ, обеспечивающих профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ вузовского бакалавриата. Эксперимент направлен на формирование нового качественного уровня подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных инновационной экономикой. При участии объединений работодателей осуществлена разработка ФГОС начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования нового поколения. Стандарты включают в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ в форме ключевых компетенций (общекультурных и профессиональных), необходимых для современного специалиста.

К настоящему времени утверждены более 900 стандартов профессионального образования нового поколения (295 стандартов начального профессионального, 234 стандарта среднего профессионального и 396 стандартов высшего профессионального образования), из них около 400 стандартов — в 2010 г.

Проведена работа по организации повышения квалификации преподавателей для внедрения нового перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, а также для внедрения новых моделей непрерывного профессионального образования.

Реализован комплекс пилотных мероприятий по модернизации системы профессионального образования Забайкальского и Пермского краев, Саратовской, Тверской и Тульской областей. Разработанные модели модернизации системы профессионального образования легли в основу формирования комплексных программ развития профессионального образования субъектов РФ.

По результатам конкурсного отбора субъектов РФ в рамках ФЦПРО на 2011—2015 гг. будут выделены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для использования их с целью достижения стратегических целей инновационного развития и стимулирования взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках проектов и программ развития.

Разработан проект Концепции непрерывного образования (Концепция). Непрерывное образование рассматривается в Концепции как процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и отвечающий потребностям личности и общества. Концепция предусматривает, что непрерывное образование включает в себя процесс реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

Проведена работа по подготовке и переподготовке кадров по суперкомпьютерным технологиям с целью разработки и внедрения моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего формирование индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста. Реализованы пилотные проекты по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда по:

 - проведению эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации;

 - анализу участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обучения по программам, адекватным потребностям развития экономики и рынка труда в посткризисный период;

  - разработке и распространению моделей региональной системы опережающего обучения, определению направлений опережающего профессионального обучения, ориентированного на потребности в новых профессиях и специальностях, вызванных к жизни структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующих новые профессиональные рынки труда;

 - мониторингу и анализу структуры предложения рабочей силы.  

Активизирована работа по развитию студенческого самоуправления. В 2010 г. проведен Всероссийский конкурс «Адаптация студентов к послевузовской профессиональной среде». В декабре 2010 г. проведен Всероссийский форум по вопросам развития студенческого самоуправления, в работе которого приняло участие 180 руководителей органов студенческого самоуправления образовательных учреждений, в том числе представители региональных и городских студенческих советов, руководители проекта «Студенческое самоуправление» Российского союза молодежи.

Подготовлен проект соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Российской ассоциацией студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений на 2011—2014 гг. Предметом указанного соглашения является взаимодействие в сфере образования в части трудовых, социально-экономических прав, гарантий и интересов студентов вузов.  

В области совершенствования управления организациями высшего профессионального образования разработана методика повышения эффективности управления научно-исследовательской деятельностью образовательных учреждений ВПО и ее результатами путем их коммерциализации:

  - рекомендации по созданию в высших учебных заведениях коллегиальных органов самоуправления (советов);

  - рекомендации по разработке программ повышения квалификации руководителей высших учебных заведений в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих указанные программы.  

В рамках ФЦПРО на 2006—2010 гг. по направлению «Комплексное решение вопросов энергосбережения и ресурсосбережениядля инновационного развития отраслей экономики» были проведены мероприятия, направленные на реализацию политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в подведомственных образовательных учреждениях. Приоритетное направление модернизации и технологического развития «Энергоэффективность и энергосбережение» заявлено в качестве одного из приоритетных направлений развития исследовательского потенциала вуза в 16 из 29 национальных исследовательских университетов.

Сформированы опорные центры энергосбережения на базе 36 университетов во всех федеральных округах (обучающие центры энергетической эффективности в учебных заведениях):

  - разработана и издана отраслевая методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) в образовательных учреждениях;

  - разработано справочно-методическое пособие «Энергосбережение в зданиях и сооружениях», содержащее рекомендации по реализации типовых энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы, включая образовательные учреждения;

  - на базе вузов-координаторов создана система подготовки и переподготовки специалистов вузовских центров энергосбережения и сотрудников инженерных служб образовательных учреждений по проблемам повышения энергоэффективности;

  - разработаны учебные планы и программы подготовки студентов, аспирантов, повышения квалификации в области эффективного использования энергоресурсов (обучение прошли 350 человек из 86 вузов России);

  - в национальных исследовательских университетах, где направление «Энергоэффективность и энергосбережение» заявлено в качестве одного из приоритетных направлений развития исследовательского потенциала вуза, разработаны образовательные программы по энергетическим направлениям и специальностям, а также разрабатываются проекты по созданию и практическому применению высокоэффективных и энергосберегающих технологий и оборудования для производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии.  

Наука и инновации

Среди важнейших направлений деятельности Министерства в сфере науки находится и работа по развитию кадрового потенциала российской науки. В связи с этим в 2010 г. можно отметить следующие мероприятия.

Создание в России сети федеральных и национальных исследовательских университетов с целью выхода на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию высоких технологий.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями и общего повышения мотивации производственных предприятий к использованию потенциала российских вузов в наукоемких производствах при участии Минобрнауки России были разработаны и приняты следующие постановления Правительства РФ:

¨    от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». В целях реализации указанного постановления в 2010 г. Минобрнауки России осуществлен конкурсный отбор программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, образовательных учреждений (подано 199 заявок; победителями стали 56 вузов; заключено 56 договоров, из них: 5 вузов (9%) — федеральные университеты, 20 (36%) — национальные исследовательские университеты);

¨         от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». В целях реализации указанного постановления Правительства РФ в 2010 г. Минобрнауки России осуществлен конкурсный отбор организаций на право получения субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (подано 803 заявки от 715 организаций реального сектора экономики; победителями стали 107 организаций (112%); заключен 101 договор).

В целях усиления социальной поддержки аспирантов и докторантов государственных научных организаций и государственных образовательных учреждений был принят разработанный при участии Министерства Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 426-ФЗ, увеличивающий срок обучения в аспирантуре по отдельным специальностям технической и естественных отраслей наук по очной форме до 4?х лет, а по заочной форме — 5. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 991 аспирантам и докторантам увеличены стипендии. Данные меры должны повысить качество подготовки научных работников по востребованным экономикой страны специальностям.

ГрантыПрезидента РФ являются одним из традиционных методов адресной поддержки молодых ученых. Ежегодно на конкурсной основе Министерством осуществляется поддержка молодых (до 35 лет) кандидатов наук (800 грантов по 600 тыс. рублей в год) и молодых (до 40 лет) докторов наук (120 грантов по 1 млн. рублей в год). Государственная поддержка молодых российских ученых также осуществляется посредством поддержки исследований, проводимых ведущими научными школами, число которых в 2010 г. составило 400 (по 500 тыс. рублей).

В целях обеспечения устойчивого развития научно-образовательного сегмента российской экономики было принято постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», которым предусмотрена государственная поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских высших учебных заведениях, и выделение соответствующих грантов Правительства Российской Федерации.

В открытом конкурсе на получение грантов Правительства РФ приняли участие 507 ведущих ученых совместно со 179 образовательными учреждениями высшего профессионального образования России. В результате было отобрано 40 победителей конкурса. Общий объем средств федерального бюджета на 3-летний период, который получат победители конкурса 2010 г., составит 5,33 млрд. рублей. В 2010 г. было перечислено 603,9 млн. рублей.

Основная цель ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (ФЦП Научные Кадры) — создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сферах науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. По ФЦП Научные Кадры в пределах лимитов бюджетных ассигнований на выполнение НИОКР в 2010 г. заключено 5707 государственных контрактов, включая переходящие контракты прошлых лет, на сумму 8276,2 млн. рублей. Кроме того, к выполнению программы привлечены из внебюджетных источников средства в объеме 1049,3 млн. рублей. За 5 лет реализации Программы планируется закрепить в сфере науки и высоких технологий около 12 тыс. высококвалифицированных специалистов. В ее реализации в 2010 г. приняло участие почти 57 тыс. высококвалифицированных исполнителей (более 15% от общего числа научных сотрудников России), среди них 41,5 тыс. — молодые ученые и студенты.

Новым этапом развития сектора исследований и разработок является создание в России сети национальных исследовательских университетов (НИУ) как центров накопления и максимально эффективного использования образовательного, научного и внедренческого потенциала. Основная цель деятельности НИУ — содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны, его обеспечение высококвалифицированными специалистами.

Во исполнение нормативных правовых актов, предусматривающих установление новой категории университетов «Национальный исследовательский университет», проведены соответствующие конкурсы, и к середине 2010 г. число вузов, имеющих статус «Национальный исследовательский университет», составило 29. На развитие НИУ с 2009 г. выделено 8,42 млрд. рублей. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы направлено на повышение результативности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок. В целом по России в настоящее время действуют 58 технопарков, 63 инновационно-технологических центра, 80 бизнес-инкубаторов и 86 центров трансфера технологий. Продолжается создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. На поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в научно-технической сфере направлена деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Финансирование Фонда в 2010 г. увеличено до 3,4 млрд. рублей, на 2011 г. запланировано увеличение до 4 млрд. рублей.

В 2010 г. в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ создано более 700 малых предприятий, что позволило только на базе вузов дополнительно организовать более 2-х тысяч рабочих мест. По результатам мониторинга, проводимого Минобрнауки России, по состоянию на февраль 2011 г. зарегистрировано 767 хозяйственных обществ, из них 750 — создано в 166 вузах и 17 — в 15-ти НИИ. В этих хозяйственных обществах сегодня работают более 4 тыс. человек. Наибольшее число хозяйственных обществ создано в Центральном (216) и Сибирском (188) федеральных округах. Несколько меньше — в Приволжском федеральном округе (133), около 60 — в Южном, Уральском и Северо-Западном федеральных округах.  

Воспитание, дополнительное образованиеи социальная защита детей

Важнейшими задачами образования в соответствии с новыми ФГОС, разработанными в 2009—2011 гг., являются духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В 2010 г. в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерациина 2006—2010 гг.» разработаны научно-методические материалы для организации патриотического воспитания, проведены курсы повышения квалификации и всероссийское совещание по вопросам развития системы патриотического воспитания на современном этапе для специалистов образовательных учреждений, а также всероссийские мероприятия и конкурсы патриотической направленности. Разработаны и направлены в образовательные учреждения 200 комплектов российской символики и методические рекомендации по использованию государственных символов в образовательном процессе. В рамках реализации проекта ФЦПРО «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» разработаны Концепция и комплексная программа развития поликультурного образования; методические рекомендации по экспериментальной апробации методик и технологий поликультурного образования; программы и учебно-методические материалы по подготовке, повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров для работы в условиях поликультурного образования, а также проведены семинары для управленческих, научно-педагогических и педагогических кадров по проблемам и перспективам поликультурного образования. В трех субъектах РФ (республиках Татарстан, Северная Осетия — Алания, Чеченской Республике) осуществлены работы по научно-методическому обеспечению поликультурного образования и апробированы экспериментальные модели поликультурного образования для начальных классов общеобразовательных учреждений.

В сентябре 2010 г. в Москве проведена Всемирнаяконференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, определившая основные пути развития воспитания и образования детей дошкольного возраста в большинстве стран мира с учетом российского опыта.

В 2009—2010 гг. в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» проведен конкурсный отбор субъектов РФ на лучшую разработку региональной программы развития системы научно-технического творчества учащихся (победителями стали 25 субъектов РФ). При этом 90 учреждений дополнительного образования детей обеспечены современным станочным оборудованием и аппаратно-программными комплексами на сумму 180,0 млн. рублей.

В 2010 г. в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» продолжена работа по реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», для которой из федерального бюджета было выделено 2,5 млрд. рублей.

В целях оказания помощи субъектам РФ ежегодно в рамках ФЦПРО, федеральной целевой программы «Дети России» на 2006—2010 гг. принимались меры, направленные на материально-техническое оснащение коррекционных учреждений, обеспечение их учебно-методической и иной литературой (например, объем финансирования из федерального бюджета на издание учебников и иной литературы для слепых составил 45 млн. рублей).

Разработан Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 427 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и отдельные законодательные акты РФ в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».

В рамках реализации мероприятий ФЦПРО в 2009—2010 гг. разработаны и апробированы программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для школьников 1—4, 5—9, 10—11-х классов и учебно-методические комплексы к ним. В 2010 г. дальнейшее развитие получило движение «Школы, содействующие укреплению здоровья», участниками которого стали более семи тысяч образовательных учреждений.

Учитывая объективную необходимость повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитии двигательной активности, физических качеств, привитии навыков здорового образа жизни, в соответствии с приказом Минобрнауки России в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений всех видов и типов введен третий урок физической культуры. Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России подготовлены и направлены в субъекты РФ методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.  

Международное сотрудничество

Деятельность Министерства в международной сфере в 2010 г. была направлена на максимальное использование возможностей и механизмов международного сотрудничества с зарубежными странами и ведущими международными организациями в интересах модернизации и технологического развития экономики России.

Продолжалось совершенствование механизмов и структуры взаимодействия с ЕС, в том числе в сформированных для этих целей четырех совместных рабочих группах (по нанотехнологиям, неядерной энергетике, биотехнологиям здравоохранения, биотехнологиям продуктов питания) по подготовке соответствующих разделов нового базового соглашения (НБС) России — ЕС, а также по присоединению России в качестве ассоциированного члена к ее рамочным программам.

В рамках подготовки встречи на высшем уровне Россия — ЕС в декабре 2010 г. были переданы предложения о начале переговорного процесса об ассоциированном участии России в 7-й Рамочной программе ЕС и об участии России в Стокгольмской инициативе «Партнерство для модернизации». В рамках реализации соответствующих положений Декларации тысячелетия ООН и программы ЮНЕСКО «Образование для всех» осуществлялось сотрудничество по линии Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), кафедр ЮНЕСКО, Ассоциированных школ.

В 2010 г. Минобрнауки России обеспечивало координацию российского участия в мероприятиях ОЭСР в сфере науки и образования, направленных на совершенствование вопросов управления наукой, связи исследований с производством, создание платформы международной научно-технологической и инновационной кооперации на базе ОЭСР, отвечающей современным глобальным «вызовам». Завершена работа по проведению обзора национальной инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации по методологии ОЭСР.

Продолжало развиваться сотрудничество с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и иностранными патентными ведомствами.

Подписаны российско-швейцарское межправительственное Соглашение об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров; с США Меморандум о сотрудничестве, направленном на развитие межведомственных отношений, совершенствование систем правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в России и США.

Углубление многостороннего и двустороннего взаимодействия в рамках СНГ остается неизменным стратегическим приоритетом международного сотрудничества Министерства в сфере образования и науки. В рамках председательства Российской Федерации в СНГ в 2010 г., а также Года науки и инноваций в СНГ организовано проведение ряда мероприятий, направленных на дальнейшее углубление интеграционных процессов в научно-образовательной сфере. Продолжалась работа по совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества со странами СНГ. Обеспечено подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета СНГ по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, соглашения между министерствами образования и науки РФ и Украины о первоочередных мерах по развитию научно-образовательного сотрудничества на 2010—2012 гг.

Осуществлялись меры по обмену опытом в области модернизации систем образования государств — участников СНГ, активизации академической мобильности и развитию межвузовских связей, в том числе в рамках межрегионального сотрудничества. В связи с этим важное значение имело активное участие российских представителей в подготовке и проведении первого съезда учителей — работников образования государств — участников СНГ (г. Астана, март 2010 г.).

Обеспечено дальнейшее увеличение объемов экспорта образовательных услуг путем расширения приема иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в российские вузы, оказания поддержки деятельности российско-национальных (славянских) университетов, а также развития сети филиалов российских вузов за рубежом. В 2010 г. за счет средств федерального бюджета приняты 9021 иностранный гражданин, что на 980 человек выше принятых на обучение в 2009 г.

Во взаимодействии с фондом «Русский мир» осуществлялась поддержка изучения русского языка и литературы на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья. На проведение мероприятий в России и за рубежом, поставку учебников и научно-методической литературы в зарубежные страны были выделены средства в рамках ФЦП «Русский язык».

В подведомственных Минобрнауки России вузах по специальности «Русский язык и литература» прошли обучение около 2 тысяч студентов-русистов, учителей и преподавателей русского языка учебных заведений зарубежных стран. В целях популяризации русского языка в 26 зарубежных странах проведены научно-методические и общественно-культурные мероприятия.