Опыт формирования креативной личности в зарубежных странах (аналитический обзор)
В последнее время во многих странах мира интенсивно разрабатываются инновационные образовательные технологии, соответствующие новой модели образования. За доминанту инновационно-организованного образовательного процесса принимается развитие креативной личности в самом широком смысле, включая ее когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностную составляющие.
Процесс развития креативности — это долговременный, непрерывный процесс, важнейшим этапом которого является период получения образования. Очевидно и то, что современное массовое образование пока не в состоянии обеспечить условия для реализации креативности личности в процессе обучения и воспитания (по большому счету, такая задача и не ставится). Привычная репродуктивная образовательная модель продолжает транслировать знания, формировать репродуктивные умения и навыки и контролировать их овладение. Безусловно, на выходе мы получаем определенный процент креативных людей, в судьбе которых счастливо сошлись моменты, благоприятные для развития их творческих способностей. Сошлись скорее случайно, чем закономерно, и их креативность в рамках традиционной образовательной парадигмы — скорее исключение, чем правило.
Именно поэтому во многих экономически развитых странах мира в последние десятилетия постоянным спросом пользуются услуги компаний, которые проводят корпоративные тренинги и семинары по развитию творческих способностей персонала фирм, действующих в самых различных отраслях экономики. На таких сессиях специалисты с помощью креативных техник (mindmapping, brainstorming, problem solving и др.) пытаются реанимировать исходную, «детскую» креативность, погребенную под завалами приобретенных в образовательных учреждениях знаний, умений и навыков. Но для реализации завоевывающей всё большую популярность идеи о построении креативного общества недостаточно «разбудить» креативность менеджеров. Безусловно, более продуктивным решением является ориентация на креативный подход образования, которое в идеале должно диагностировать, поддерживать и развивать творческий потенциал каждой личности.
Представленная проблема актуальна практически для всех образовательных систем в мире. Весьма жесткую оценку дает американской системе образования Т. Питерс: «Для нашей школы характерно плохо скрываемое стремление подавить креативность. Она учит тому, «что есть», и совсем не умеет учить тому, «что может быть». Несоответствие современной жизни — вот в чем главная причина сегодняшнего кризиса школы»[1].
Видный ирландский политик Майкл Д. Хиггинс, возглавлявший в свое время Министерство культуры, считает, что «корни креативного общества следует искать в общем образовании. Нынешнее поколение молодых людей — это в большей степени поколение узких специалистов, нежели творцов будущего. Следует так изменить методы обучения, чтобы студенты стремились не только «знать как» («know how»), но и «знать, почему и зачем» («know why»)»[2].
А вот слова К. Крапез, доктора политических наук Университета Париж-IХ-Дофин: «Традиционная педагогика, характеризовавшаяся отношениями, основанными на авторитете учителя и принципе передачи знания от учителя к ученику, готовому его воспринять, в настоящее время всё менее применима к современной школе»[3].
Такие оценки, представляющие мнение самых широких кругов общества вынуждают развитые страны мира предпринимать серьезные меры по изменению образовательных стратегий.
Правительство Великобритании ставит перед своей системой образования «амбициозную, но выполнимую задачу превращения страны в мировой центр креативности»[4]. На основе успешно опробованных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей учащихся и студентов, планируется сформировать основу стратегии креативности в образовании, где большое внимание будет уделяться личностному развитию молодых людей для подготовки их к жизни в новом столетии.
В докладе «Развитие креативности молодежи», который был подготовлен Министерством культуры, средств массовой информации и спорта совместно с Департаментом образования и представлен правительству в июне 2006 г., основная цель образовательной системы страны формулируется предельно конкретно. Это — содействие в построении конкурентоспособной экономики и открытого общества через обеспечение возможностей для формирования индивидуального образовательного маршрута, раскрытия творческого потенциала личности с целью наиболее полной самореализации, достижения наивысшего качества образовательных стандартов и уровня профессиональной подготовки[5].
За вполне узнаваемыми формулировками стоит масштабная программа действий, опирающаяся на убеждение, что «все дети и молодые люди могут быть креативными и должны иметь возможности креативного развития независимо от расы, пола или специальных образовательных потребностей»[6]. Основная роль при этом отводится образовательным учреждениям, для которых важно осознание значимости и преимуществ креативного подхода, поскольку развитие воображения, целеустремленности, индивидуальности учащихся будет мотивировать их к образовательной деятельности. Интересно, что при этом креативность и результаты обучения не противопоставляются, а рассматриваются как две стороны одной медали — креативность воспринимается как путь к достижению очередной ступени в освоении знаний. Данная позиция весьма близка взглядам А. Маслоу, который акцентировал внимание на самом процессе творчества, самой креативной установке, непосредственно на креативной личности.
В различных регионах Великобритании существуют проекты, которые финансируются правительством и патронируются созданным в 1998 г. Национальным консультативным комитетом по креативному образованию. Среди них такие инициативы, как:
- «Творческое партнерство» в Англии,
- «Креативное партнерство молодежи» в Северной Ирландии,
- «Творчество имеет значение»,
- «Учить и учиться будущему» в Шотландии и др.
Логично, что значительная часть таких проектов связана с совершенствованием педагогического образования и привлечением учителей к внедрению креативного подхода в педагогическую практику. Палитра этих программ весьма разнообразна. Часть из них реализуется в университетах:
- специально разработанные модули по креативному образованию в Лидском университете (The Fryer creative education programmes);
- курсы по креативности в Открытом университете, которые изначально были разработаны для образовательных программ МВА, но теперь могут включаться также в учебные планы подготовки учителей (MA in education, MA in open and distance education);
- блок, связанный с изучением креативности и ее развитием в процессе обучения, включен в аспирантские программы Университета Дарема.
Кроме этого, существуют проекты, направленные на развитие сотрудничества учебных заведений с различными организациями для поддержки учителей и развития творческого потенциала учащихся и студентов («Театральная инициатива», «Будущее = творчество», «CAPE UK»).
Не везде в Европе существуют такие масштабные разносторонние программы, как в Великобритании, однако, безусловно, и в других европейских странах есть достойный внимания продуктивный опыт, связанный и с развитием креативности учащихся, и с организацией особой образовательной среды, способствующей комфортному пребыванию в учебном заведении и раскрытию индивидуальности каждого ученика. Примером тому может служить французская школа Рош (Ecole de Roches) — уникальное в своем роде заведение, созданное без малого два века назад.
По другую сторону Атлантики в США, где традиционный экономический перфекционизм является мощным двигателем развития страны, очень четко осознается задача реализации креативного потенциала общества для сохранения и укрепления главенствующих позиций в глобальном пространстве. Особенную актуальность это направление приобрело в последнее десятилетие на волне научного, технологического и экономического прорыва стран Юго-Восточной Азии. В данном контексте новое столетие рискует превратиться в век большой интеллектуальной битвы, участниками которой предопределено стать сегодняшним школьникам и студентам. Не случайно А. Паркер, бывший помощник Министра труда США, заметил, что одной из основных задач образовательной системы страны является «подготовка детей к жизни в XXI в., к тому, чтобы они могли контролировать силы глобализации, стремительно прогрессирующее развитие новых технологий, демографические и социальные сдвиги, которые стали реальностью сегодняшнего дня»[7].
В США существует свое видение стратегии развития креативности в образовании. Ключевым направлением данной стратегии является расширение преподавания искусств и гуманитарных наук на всех образовательных уровнях. С учетом того, что существует масса дефиниций понятия «гуманитарные науки», ориентиром для реализации указанного направления избрана формулировка, приведенная в Акте Национального фонда искусств и гуманитарных наук от 1965 г.: «Термин «гуманитарные науки» включает в себя, но не ограничивается изучением следующих областей знания: языки, как современные, так и классические; лингвистика; литература; история; юриспруденция; философия; археология; сравнительное религиоведение; этика; история и теория искусств; те аспекты социальных наук, которые имеют гуманистическое содержание и оперируют гуманистическими методами; а также изучение и применение гуманитарного знания в контексте общественного развития с особым акцентом на рефлексии нашего многообразного наследия, традиций, исторического опыта и на значимости гуманитарных наук для современного развития нации»[8]. И если насыщение образовательных программ гуманитарным содержанием сегодня уже нельзя считать чем-то новаторским, то внедрение в них овладения основами изобразительных и исполнительских видов искусств, бесспорно, является существенным шагом в развитии креативности образования.
Данная программа, разработанная и продвигаемая Национальной Ассоциацией гуманитарного образования, основана на понимании того, что «креативное мышление, эффективную коммуникацию и работу в команде следует сегодня рассматривать в качестве компетенций, необходимых трудоспособному населению наряду с традиционными навыками в чтении, письме и счете. Образование в области искусств и гуманитарных наук развивает культурную компетентность, отражающую наряду с умением воспринять чужое или создать свое произведение искусства, способность к постижению себя и других в широком культурном контексте»[9].
Национальные и культурные традиции, несомненно, являются важнейшим фактором формирования образовательной стратегии. В этой связи мы обратимся к опыту развития креативности молодежи в стране, которая в условиях глобализации образования и наступления западных ценностей успешно сохраняет традиционную для нее образовательную парадигму и одновременно на протяжении нескольких десятилетий удерживает лидирующие позиции в области высоких технологий. Речь идет о Японии.
Ш. Тацуно в книге с символическим названием «Создано в Японии: от имитаторов к инноваторам мирового класса»[10] отмечает, что в отличие от изобретательского, генерирующего новые идеи творчества американцев, японцы акцентируют внимание на улучшении, переделке, максимально эффективном использовании того, что уже есть. Однако при этом японцы могут достигнуть высочайшего уровня креативности и изобретательства, сохраняя укорененность в своей традиционной культуре.
Стратегия креативности в образовании, таким образом, основана на культивировании того стиля познания, который сложился в Японии на протяжении тысячелетий и для которого характерны раннее включение в познавательную деятельность, созерцательность, использование интуиции, образного мышления, эмпирического опыта. Еще одна особенность японского образования, способствующая непрерывному творческому развитию личности, — это культ учебы, который сохраняется всю жизнь и выражается в интенсивных внутрифирменных программах обучения, в обучении дома и в повседневной жизни.
В условиях строгой регламентации образовательного процесса, присущей японской системе образования и предусматривающей контроль министерства за содержанием образования, а также за формами и методами обучения, немногие учебные заведения страны имеют учебные планы, разработанные целенаправленно для развития креативности учащихся. Что касается школ, то это в основном образовательные учреждения, прикрепленные к университетам, в которых ведутся исследования креативного развития (Университет Шицуока работает с двумя начальными и тремя средними школами). Более широко образовательные программы по развитию креативности распространены на уровне среднего и высшего (в т.ч. педагогического) профессионального образования. Более чем в пятидесяти технологических школах постоянно организуются творческие курсы и конкурсы по изобретениям в области робототехники, использования солнечной энергии, компьютерного программирования и др. В университетах Тойо, Мусаши и Шицуока образовательные программы подготовки учителей расширены за счет включения в них специальных курсов, посвященных теории креативности и методике ее развития.
В целом же в Японии сосуществуют два подхода к креативному образованию: один из них ориентирован на североамериканскую научную школу креативности и сфокусирован на стимулировании способности к изобретательству и открытию, другой базируется на традиционной для Японии философии познания.
Выводы. Мы рассмотрели лишь небольшую часть подходов к развитию креативности. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются друг от друга. Несомненно одно — усилия, предпринимаемые в разных странах в контексте разных образовательных систем, направлены «...на создание нового человека, столь необходимого нам, человека процессуального, креативного, импровизирующего, доверяющего самому себе, отважного и автономного» (А. Маслоу).
Подготовила Е.В. Конова
Тульский ГПУ им. Л.Н. Толстого
e-mail: tgpu@tula.net
[2] Higgins M.D. Drifting Towards A Homogenised Future. — The AISLING Magazine, 2000. — Issue 27.
[3]Crapez K. La pedagogie moderne au secours de 1'ecole pour tous. —Label France, 2004.
[4] Purnell J. Making Britain the World's Creative Hub: Speech at Institute for Public Policy Reasearch, June 16th, 2006.
[5] Roberts P. Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy. — London: DCMS, 2006.
[7] What Work Requires of Schools: A SCANS Report for America 2000. — Washington, DC: The Secretary's Commission on Achieving Necessary Skills, 1991.
[8] National Foundation on the Arts and the Humanities Act of 1965. — Public Law 89—209, 20 U.S.C. — P. 951 etseq.
[9] Galligan A.M. Creativity, Culture, Education and the Workforce. — Center for Arts and Culture, 2001. — 36 p.
[10] Tatsuno Sh. Created in Japan: From Imitators to World-Class Innovators. — Ballinger Pub Co., 1990. —240 p.