Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Завлекать студентов в науку деньгами и обеспечить их работой

 

Для того чтобы стимулировать интерес российских студентов к науке, необходимо наделить дополнительными правовыми полномочиями студенческие союзы, изменить систему распределения стипендий между студентами, а также продолжить политику денежной поддержки студентов, активно вовлеченных в научную работу, заявил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко на пресс-конференции, посвященной открытию Первого всероссийского фестиваля науки.
 
Научная «зарплата» для студента
По словам министра, назвать сильно ослабленным интерес российских студентов к науке все-таки нельзя. Так, многие из студентов-старшекурсников уже имеют возможность получать достойную «зарплату» за проделанную научную работу. «Во многих московских вузах от 20—30% до 100% студентов активно участвуют в научном процессе. В МФТИ, к примеру, зарплата старшекурсников составляет порядка 10, 15, 20 тыс. рублей. Считаю, что данную политику нужно продолжать в дальнейшем», — сказал А.А. Фурсенко.
Однако это далеко не единственная панацея против нехватки научных кадров. По мнению министра, нужно также оживить систему работы студенческих союзов и наладить правильную систему распределения стипендий между студентами. «Студенческим союзам необходимо дать больше прав, они лучше понимают, кого из студентов действительно надо содержать. Должна меняться система распределения стипендий между студентами. Есть, к примеру, такие студенты, которые не нуждаются в стипендии, а для других она жизненно необходима. Это надо учитывать», — завил А.А. Фурсенко.
 
Вопрос денежного обеспечения учащихся вузов особенно остро встал после заявления 19 января т.г. помощника президента РФ А. Дворковича о том, что стипендии необходимо отменить. Данное предложение вызвало волну негодования в студенческой среде. Так, одним из первых с резкой критикой в сторону «инновационной идеи» А. Дворковича выступил Российский студенческий союз (РСС): представители студенческой организации заявили тогда, что намерены провести пикет у здания Минобрнауки. Однако митинг не состоялся: А. Дворкович провел рабочую встречу с представителями РСС, на которой сказал, что отменять стипендии никто не собирается. «Дворкович заявил, что его слова просто-напросто были неправильно истолкованы. Он считает, что надо делать систему распределения стипендий более эффективной», — сказал председатель РСС А. Хромов.
По мнению А. Хромова, вносить изменения в систему регулирования правовой поддержки студенческих организаций действительно необходимо. «Должна быть достигнута легитимность для студенческих самоуправлений», — сказал он. А вот распределять стипендии по системе «талантам всё, а другим — ничего» А. Хромов считает неразумным. «Студент в любом случае должен на что-то существовать. Возможно, необходимо выстроить систему поощрения для особо активных студентов, но лишать при этом денежных выплат остальных, на мой взгляд, неразумно. Причем, поощрять нужно, как со стороны государства, так и в рамках частного партнерства. Корпорации, которые заинтересованы в хороших специалистах, должны организовывать студенческие практики», — отметил председатель РСС.
Впрочем, некоторые вузы действительно смогли выработать грамотную систему по организации труда будущих специалистов. «Например, в Бауманке сильно развита система частного государственного партнерства, когда крупные предприятия делают заказ на будущих специалистов», — приводит пример А. Хромов. А В МГУ им. М.В. Ломоносова существуют так называемые «ярмарки вакансий».
По словам ректора МГУ В.А. Садовничего, «подобные ярмарки действительно эффективны» и многие студенты находят себе «пристанище» именно там. «Я не знаю ни одного студента, который бы пришел и сказал, что окончил МГУ и остался без работы. Хотя не все из них, конечно же, работают по специальности», — сказал ректор.
Однако «опекать студентов» готовы далеко не все вузы. «Дело в том, что у нас нет четко прописанной базы для участия будущих студентов в научном процессе. К примеру, у нас есть Сколково, но нет каких-то молодежных институтов, которые могли бы туда продвигать студентов», — считает А. Хромов. По его мнению, для того чтобы вызвать интерес к науке среди молодежи, одних стипендий недостаточно, необходимо также гарантировать ей хорошее трудоустройство и жилье. «Об интересе к науке в России можно судить по статистике уезжающих за границу молодых научных сотрудников. Поверьте, у нас многие готовы работать за идею, но, к сожалению, не видят возможностей для реализации этих идей, поэтому и уезжают за рубеж», — считает председатель РСС.
 
О судьбе аспиранта
Не секрет, что жертвами «хилой» организации стипендиальной системы являются не только студенты, но и аспиранты. Разговор на тему повышения аспирантских стипендий до каких-либо серьезных сумм, достаточных для нормального существования, а не «выживания», идет уже достаточно давно, однако никаких положительных тенденций пока не наблюдается.
«Аспиранта надо обеспечивать, хотя бы на каком-то минимальном уровне, чтобы он смог жить, а не выживать. Сейчас, отчасти, судьба аспиранта и его финансовая поддержка зависит от его научного руководителя. Я считаю, что это не совсем правильно. Необходимо давать возможность аспирантам реализовывать свои проекты, а для этого повышение стипендии необходимо. И государство уже вплотную занимается этим вопросом», — сказал В.А. Садовничий.
 
Ранее Минобрнауки заявляло, что улучшение благосостояния учащихся в аспирантуре может быть увеличено за счет сокращения общего числа их мест. По мнению ректора МГУ, просто сократить количество мест в аспирантуре — не совсем верный путь. «Нужно понимать, насколько востребовано то или иное направление науки, также необходимо оценивать качество защищаемых диссертаций. У нас, к сожалению, во многих областях наблюдается перепроизводство кадров. Вот там, безусловно, количество бюджетных мест надо урезать и перебрасывать их на более востребованные места», — считает В.А. Садовничий.
По мнению ректора МГУ, одного только повышения студенческих стипендий для повышения интереса к науке и обучению в целом недостаточно. «Студенты стали относится к учебе с меньшим интересом, и тут одной стипендии в качестве стимула, конечно же, недостаточно. Здесь, скорее, вопрос времени, нужно менять философию жизни. Безусловно, требования снижать к студентам нельзя, но и палкой их не заставишь, ведь это взрослые люди», — говорит он.
(GZT.RU)