Первые итоги «включения» российских вузов в Болонский процесс
В ближайшие 2—3 года Минобразования и науки РФ проведет анализ опыта первых лет реализации двухуровневой системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в российских вузах. Об этом сообщил заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки О.А. Орчаков. Он отметил, что «проведенная работа позволит четко определить преимущества и недостатки новой системы». «Переход на новые образовательные стандарты, — считает он, — позволит российским гражданам учиться по образовательным программам, сочетающимся с международными стандартами; будет способствовать повышению академической мобильности студентов и преподавателей, расширению научного обмена, открытости системы к глобальным инновационным трендам и, как следствие — участвовать в глобальной конкуренции».
По оценке директора Института развития образования ГУ—ВШЭ И.В. Абанкиной, по схеме «бакалавриат — магистратура» сегодня работают примерно 13% российских вузов. Если учитывать высшие учебные заведения, в которых бакалавриат введен только на первых курсах и только по нескольким направлениям, число включенных в Болонский процесс увеличится до 35%.
«На мой взгляд, Министерство образования не должно было ничего делать насильно. Закон о высшем образовании 1996 г. ничем не мешал участию в Болонском процессе на добровольной основе», — прокомментировал ситуацию депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин. «Я знаю, — добавил он, — что, когда была возможность выбора, только 12% вузов ввели бакалавриат, опасаясь проблем на рынке труда».
Справка
В прошлом году в силу вступила новая редакция Закона о высшем и послевузовском образовании, которая утвердила право профильного министерства определять политику вуза в части введения двухуровневой системы образования. В редакции готовящегося проекта закона об образовании это положение сохраняется.
(Росбалт)