Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века
О двух путях развития человека
Как считают современные философы, мироздание, в т.ч. и наша Земля, развиваются по закону эволюции. Однако теория Ч. Дарвина о естественном отборе (борьба за выживание) как одна из идей эволюционного закона, на наш взгляд, является только низшим уровнем его понимания. Человеческое общество, как и мир природы, всегда стремились развиваться по восходящей линии путем созидания: камень, жертвуя собой, давал жизнь растению, растение — животным, животные — человеку, который стремился к Истине, Добру и Красоте. Земля развивается в соответствии с высокими духовными целями космоса. И, следовательно, эволюция жизни связана с космическим законом любви и помощи.
В современном мире существуют два наиболее распространенных пути понимания жизни человека на Земле. Первый путь направлен на развитие человека, стремящегося к удовлетворению личностных интересов и материальных благ. Там гуманистические ценности провозглашаются формально и не являются личностными смыслами и ценностными ориентирами. Незаинтересованность многих людей в оказании помощи нуждающимся, а только потребность в личном благосостоянии и удовлетворении своей гордыни продолжают нести миру разрушения, вражду. Этот путь ущербный, потому что направляет колоссальный источник жизненной энергии на самоудовлетворение, что в рамках человеческого общества непременно приводит к конфликтам, войнам, кризисам, депрессиям и др. Это тупиковый путь развития человечества.
Второй путь — это путь созидания, как определено во всех религиозных учениях, идеях великих философов: Сократа, Платона, Пифагора, Канта, русских философов-космистов и др. Новое воспитание — это создание условий для устремленности человека к расширению своего сознания, саморазвитию и помощи в развитии других. В результате качество жизни человека будет определяться как генетически заданными возможностями, так и условиями окружающей среды. Тогда социальное воспитание должно быть направлено на создание условий для развития социокультурных способностей, способствующих раскрытию талантов личности.
Второй путь, несмотря на развитие гуманистических идей в социальном мире, не получил должного развития, так как удовлетворение витальных потребностей человека гораздо более притягательны для человека, понятны ему и непосредственно демонстрируют материальные блага и способы удовлетворения ими. Позитивные идеи советского общества на определенных этапах (например, 20-е годы или «оттепель» 60-х годов ХХ в.), направленные на развитие и саморазвитие во благо других для построения светлого коммунистического общества (которые сродни христианским идеям) создавали импульс радостного и светлого движения, но при этом идеи личностного развития считались нарушением коллективистской идеологии. В результате в конце 1980-х годов в связи с социально-экономическими и социально-политическими изменениями рождается идеология индивидуализма и воспитания индивидуальности, отвергающая теорию и практику коллективного воспитания.
Детско-взрослая общность
Как же все-таки воспитывать детей, если мы знаем, что человек все равно будет стремиться, первоочередно, удовлетворить, в соответствии с современными параметрами жизни, свои материальные потребности- Современные проблемы человечества открыто демонстрируют пагубность первого пути. Поэтому родители, педагоги, средства массовой информации в процессе воспитания человека должны переориентироваться на цели развития и саморазвития нового сознания, при этом, подчеркивая, что материальные блага есть только условия, помогающие движению по пути созидания. Жизненные цели и духовные ценности человека должны быть направлены на духовное самосовершенствование, профессиональное творчество, реализацию творческих идей во благо общества. Коллективное воспитание в контексте идеологии созидания необходимо рассматривать как воспитание детской, детско-взрослой общности.
Детско-взрослая общность образовательного учреждения — это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) ОУ на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг другу с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка.
Методологической основой исследования феномена детско-взрослой общности ОУ является концепция субъектности В.И. Слободчикова, которая определяется как способность и возможность преобразования реальности и выстраивания в окружающем мире своей собственной действительности — как формы и средства самоактуализации и самореализации человека во взаимодействии с другими людьми, культурными традициями, объектами и явлениями природы [5].
В этом суть социального воспитания, ориентированного на гуманистические ценности, основу которого составляет социально-педагогическая поддержка учащегося в процессе социализации.
Сущность социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова) [6]. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.) [3], другие — для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка, третьи — для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова) [6].
Социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.
В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе [2]. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенка — педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и др.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация в данной статье рассматривается как возможность раскрытия индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.
Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.
Социально-педагогическая поддержка, которая является сущностным понятием социального воспитания и социальной педагогики, основана на гуманистических ценностях.
Компоненты социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов.
Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента лежит решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социально-педагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и др.). Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности вариантов разработки программы развития внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.
Диагностико-проектировочный компоненториентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, способствующей успешности процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием — деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.
Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности, исходя из потребностей ребенка.
На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических), позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.
Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.
Духовно-нравственный компонен — развитие гуманной этической позиции субъектов образовательного учреждения, в т.ч. доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности. Духовно-нравственное развитие школьников активно формируется и развивается в процессе деятельности: принятия коллективных решения, дискуссий, КВН, театрализованных действий, конкурсов, познавательных, ролевых, имитационных игр, благотворительной деятельности и др.
Духовно-нравственный компонент школы включает: мировоззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного сообщества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность и на формирование миропонимания, которое реализуется в работе и общении в урочное и внеурочное время.
Интерактивно-коммуникативный компонентвключает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствующую его успешной социализации. Этот компонент предполагает:
интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуникативной);
интеграцию внутренней среды учреждения дополнительного образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и др.) для организации исследовательской, творческой работы школьника;
интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста.
Вариативность проявляется в выборе форм, технологий деятельности педагога и ребенка.
Задача педагога заключается в организации процесса деятельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления.
Однако есть общие аспекты:
практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий);
личностно-ориентированный характер (определение содержания, форм, методов воспитания исходя из интереса ребенка);
разнообразие форм занятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студиях и др.), праздников и иных мероприятий;
отсутствие оценочной системы.
Педагог в образовательном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с преобладанием индивидуальных и групповых форм работы.
Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при поддержке педагога через создание продукта самостоятельной работы в избранной им сфере науки, культуры, искусства.
В общении и коммуникации между взрослыми и детьми утверждаются гуманные и равноправные отношения, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном интересе, уважении к чужому мнению, на договоре, демократических принципах, цивилизованном (правовом) решении конфликтных ситуаций.
Интерактивно-коммуникативныйкомпонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятельности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.
Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анализе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях — деятельности ребенка, коллектива учащихся, педагога, учреждения — по итогам которого определяется программа коррекционных мер.
Оценивая деятельность ребенка, педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Педагог помогает ученику провести самоанализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.
Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.
Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого — в определении путей коррекции своей деятельности.
На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной и целевых программ; деятельности методической и психологической служб по повышению профессиональной компетентности педагогов, по разработке и реализации программы мониторинга, его инструментария (экспертиза образовательных и воспитательных программ и др.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероприятий.
Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав. А.С. Макаренко в своих работах указывал на необходимость соблюдения дисциплины, введения законов о защите слабых, младших, «новеньких», а также формирование у детей саморегуляции, оптимизма [1].
Такой подход созвучен с нашими представлениями о социально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.
Нормативно-правовой компонент — определение прав ребенка в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения в школе учителей, родителей и учеников; владение нормативно-правовыми документами разного уровня — от государственных законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, направленных на защиту прав ребенка; просвещение детей в их правах и обязанностях, организация навыков нормотворчества в образовательном процессе, просвещение педагогов и родителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.
Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализации.
Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогическом сопровождении или характеризуют средства социально-педагогической поддержки. Самопознание и творчество — это сферы социализации, обеспечивающие активность процесса самореализации.
Виды социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды.
Социальный вид социально-педагогическая поддержки предполагает:
оказание помощи ребенку в установлении дружеских контактов, освоение способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений;
принятие норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества;
развитие интеллектуальных, эстетических, этических способностей;
развитие качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворчества (коллективная разработка правил и законов жизни коллектива и их поддержание) и др.
Материальная социально-педагогическая поддержка характеризуется как:
оказание материальной помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей;
воспитание уважения к материальным ценностям;
организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей.
Психологическая социально-педагогическая поддержка — это совокупность способов и мер, которые направлены на:
оказание помощи в психологической стабилизации личности, избавление от комплексов, развитие психологической защищенности;
поддержание положительных эмоций, оптимистического взгляда на мир;
развитие психологической устойчивости личности;
развитие творческой активности личности, способности понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, защищать свою уникальность.
Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:
действия, направленные на психологическую стабилизацию личности, на успешное преодоление и прекращение негативных, травмирующих ребенка переживаний;
использование новых способов воспитательных воздействий, нового уровня отношений, создание определенных условий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т.е. с появлением новых психических особенностей личности;
создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде и индивидуальную работу по формированию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки.
Физическая социально-педагогическая поддержка — это:
помощь ребенку в своевременном выявлении заболеваний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение;
помощь в овладении основами физической культуры (физические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа);
помощь в овладении способами защиты в случаях природных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероприятиях, использовании здоровьесберегающих технологий в работе.
Процесс развития социально-педагогической поддержки зависит от ряда факторов: внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое или косвенное воздействие на эффективность процесса. Важное значение для развития социально-педагогической поддержки школы имеют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к оказанию помощи, поддержке и защите ребенка, педагогические способности и качества, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку, взаимодействие субъектов и др. Социокультурные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие социально-педагогической поддержки школы.
К основным культурно-образовательным факторам по результатам исследования отнесены:
государственные решения в области помощи и поддержки ребенка;
уровень развития науки в стране, свидетельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы;
уровень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности по данной проблеме;
особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструктуры.
Итак, социально-педагогическая поддержка как основа социального воспитания характеризует целенаправленный процесс социально-педагогической деятельности, основанный на гуманистических ценностях, и, тем самым, отражает целевое назначение социальной педагогики как науки и практики.
Направления социального воспитания
Какими тогда являются направления социального воспитания- Их четыре. Это — физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание, основанные на гуманистических ценностях. При этом воспитание жизненной активности — воли, оптимизма, уравновешенности (внутреннего покоя) — являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания.
Физическое воспитание
С точки зрения социального воспитания физическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровлением возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и др. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.
Социокультурное воспитание
Связано с целенаправленным созданием условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных и иных социальных способностей. В данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова «нравы», т.е. усвоение норм и ценностей данного общества. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение, и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции в процессе жизнедеятельности.
Умственное воспитание
По сути — это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиску интересов ребенка к познанию и интеллектуальному развитию, что помогает в реализации первой программы — развитии внимания ребенка. Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности детей, развитие способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитическим, обобщающим, различительным и иным интеллектуальным способностям. Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом ребенка. При этом умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.
Воспитание жизненной активности
Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка. Однако педагоги констатируют, что усиливается тенденция остановки фантазирования на уровне созерцания своих мыслеобразов и отсутствие потребности перехода их в план творческой деятельности, когда требуются усилия в ее осуществлении. Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. Эти качества важны и для других способов успешного развития и саморазвития личности. Если важность поддержания интереса ребенка в процессе его развития очевидна, то оптимизм, воля и усердие требуют дополнительных объяснений. Рассмотрим их подробнее.
Волевые качества личности. К ним относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание. С.Л. Рубинштейнпишет, что инициативность как умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. В инициативности важное значение имеет интенсивность и яркость побуждений, а также интеллектуальные данные. Это свойственно, например, так называемым «генераторам идей». От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.
Самостоятельность — независимость как особенность воли. Подлинная самостоятельность воли предполагает ее сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является подлинным проявлением собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.
Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и в твердости, с которой оно сохраняется. Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом. Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип необязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей над ней силой сознательного контроля.
Но также как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели. Подлинно ценным качеством энергия становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения — необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем. Волевые действия появляются у ребенка очень рано; совершенно неправильно изображать хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, у которого нет и зачатков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности [4].
Оптимизм — это восприятие мира жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны, это надежда на благоприятный исход, вера в непрерывный прогресс. В религиозно?метафизических представлениях присутствует понимание оптимизма жизни, вера в духовное просветление человечества. В античной философии Платона, стоиков, рационалистов оптимизм представлен как вера в безграничную силу рассудка и познания. Эти же идеи поддерживали просветители, Г. Лейбниц («Теодицей»), Гегель (панлогизм). Существует учение перфекционизма, которое рассматривает способности человека и человечества как движение по пути своего совершенствования (Г. Лейбниц, Э. Кант, Ж. Ренан и др.). Э. Гартман писал о бездеятельном оптимизме, который ведет к квиентизму (полной отрешенности, пассивному поведению), и оптимизме, связанном с действиями — к активности.
Итак, действенный оптимизм характеризует активность личности. В истории педагогической мысли многие выдающиеся педагоги-гуманисты выступали с верой в человека и необходимость воспитания оптимистических качеств у ребенка. А.С. Макаренко в своих педагогических трудах неоднократно обращался к этой теме. Для педагога, считал он, важно всегда искренне верить в ребенка, в его лучшие человеческие качества, видеть силу и красоту подростков и молодежи. Макаренко говорил о необходимости идти к ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. с верой в его лучшие качества, возможности развития. А.У. Хараш, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, психолог, подчеркивал, что каким мы воспринимаем ребенка, таким он и становится.
А.С. Макаренко считал, что важным фактором в развитии оптимизма у детей является среда обитания ребенка, состояние общества. Если в данном сообществе поддерживается оптимистический взгляд на мир, то и ребенок будет впитывать в себя это качество [1].
Воспитание оптимизма у А.С. Макаренко осуществляется на основе безграничного доверия и уважения к человеку и, одновременно, проектирования лучшего у ребенка («Мои педагогические воззрения»). В лекции «Педагогика индивидуального действия» он говорил о необходимости поддержания интересов детей, многообразия их увлечений, которые возникают чаще всего в разновозрастных коллективах. Это ведет к активности и подвижности детских сообществ, что характеризует их оптимизм. Еще одним из способов развития оптимизма у детей А.С. Макаренко считал использование близкой, средней и дальней перспективы, которые повышают оптимизм перспективного чувства. Воспитатель, по его мнению, всегда должен поддерживать у ребенка стремление воспитывать в себе качества счастливого человека, быть веселым и бодрым, презирать несчастье [1].
Еще одно качество личности — усердие. Этимологическое значение этого слова связано с активной деятельностью, осуществляемой в соответствии с «сердцем», т.е. желанием не просто выполнить быстро и качественно работу, но и наполнить ее нравственным смыслом в сочетании личностных и коллективных интересов. Это понятие качественно отличается от понятия «трудолюбие» (желание и умение хорошо и много трудиться). Мы используем понятие усердие для того, чтобы подчеркнуть нравственную составляющую данного активного качества личности.
Поэтому социальному педагогу необходимо направить свои усилия на оказание помощи и поддержки ребенка в развитии волевых и нравственных качеств личности, оптимистического взгляда на мир, креативности, усердия, которые он осуществляет путем создания условий для организации продуктивного общения, социально и личностностно значимой деятельности.
Методы работы социального педагога
На практике деятельность социального педагога в соответствии с должностной характеристикой направлена на оказание помощи и защиту ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации или имеющего проблемы в развитии. Какое отношение имеют к его профессиональной деятельности вышеперечисленные направления воспитания? Ответ заключается в том, что социальный педагог должен себе представлять на ЧТО нацелена его деятельность. Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей; в процессе профилактической работы с детьми осуществлять воспитательную деятельность с учетом тех программ, которые были заявлены выше; установить контакт с другими воспитателями, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию этих направлений воспитания.
Рассмотрим методы работы социального педагога, направленные на развитие вышеперечисленных качеств и способностей ребенка.
Методы социально-педагогической поддержки здоровья
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы: метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время; метод увлечения весельем — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни; метод поощрения и похвалы путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом) — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желание делать еще лучше; метод самонаблюдения своих эмоций — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, оптимизма.
Методы поддержки физического здоровья ребенка: метод оптимального режима жизни; метод постепенности — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям; метод физических упражнений и занятия спортом; метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма.
Методы социально?педагогической поддержки психического здоровья ребенка: метод угашения отрицательных переживаний — способ «размысливания» таких эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций; метод устранения плохих привычек; метод выработки хороших привычек и положительных черт характера; метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы социально-педагогической поддержки развития духовных и нравственных качеств
Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка: увлечение добрым делом; увлечение героическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этот метод возбуждает чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывает мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности; метод традиции — творческое использование положительного личного и общественного опыта; увлечение красивым — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь их; увлечение загадочным — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры; личный пример — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
Методы укрепления чувства ответственности: доверие — развивается вера в свои силы; просьба — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка; беседа—размышление — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий; поручение — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Методы социально-педагогической поддержки
развития способностей
Методы поддержки развития аналитико?рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный анализ деятельности, размышления; рефлексия — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; сравнительные характеристики; интервью; тестирование и анкетирование.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей: метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности на свои способности; метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятельности — создание воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод деловой игры — при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.); метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок.
Методы поддержки развития организаторских способностей: метод творческого выполнения задач; метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); метод упражнения повторения, закрепления, упрочения и совершенствования ценных способов действий;
Методы поддержки развития коммуникативных способностей: метод создания воспитывающих ситуаций — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по установленным параметрам — «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и др.); метод творческого поиска.
Заключение
В основе предложенной модели социального воспитания находится социально?педагогическая поддержка ребенка, осуществляемая не только для решения проблем ребенка, но и нацеливающая на продуктивное социальное развитие личности, способствующая самосовершенствованию человека и созидательному развитию общества.
Литература
1. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. — М., 1958.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2006.
3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. — М., 2005.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Т.1. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995. Т.2. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.
6. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дисс… д. пед. н. — Челябинск, 2007.