Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интервью с вице-президентом РАО, д. п.н., проф. В. А. Болотовым



Интервью с вице-президентом РАО, доктором педагогических наук,
профессором Виктором Александровичем Болотовым
главного редактора журнала Л. Г. Тюриной


— Виктор Александрович, c 90-х годов прошлого века мы непрерывно реформируем российскую высшую школу, при этом наблюдается шараханье из крайности в крайность. Сначала снижали роль государства в ее развитии, включая вопрос финансирования, позволили в разы увеличить количество образовательных учреждений, в основном за счет платного обучения. Особенно в части гуманитарного образования. Теперь же намереваемся в разы сократить число вузов. Скажите, что же происходит с высшей школой и каковы, по Вашему мнению, перспективы ее развития, в чем состоит государственная стратегия руководства высшим образованием?
— Перед тем как обсуждать стратегию и перспективы развития высшего образования, я хотел бы вернуться немного назад. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», который, по сути, открыл зеленый свет диверсификации системы высшего образования за счет введения платного обучения, создания негосударственных вузов и пр. Добавим к этому ограничения, введенные законом по наличию платных студентов в государственных вузах по экономическим, управленческим и юридическим специальностям, которые в принципе сводились к соотношению: на 50 бюджетников можно было принять 50 студентов, оплачивающих свое обучение. Естественно, эти ограничения отнюдь не сбили ажиотажный спрос на эти специальности, особенно это коснулось второго высшего образования. Как следствие, в 90-х годах отмечается интенсивный рост негосударственных учебных заведений. К тому же надо помнить, что в массовом сознании еще в советские времена сложился образ ПТУ и техникума как учебных заведений, недостойных и непрестижных.
Надо также учитывать, что в те годы рынку труда выпускники школ были не нужны, поэтому рост числа негосударственных вузов не остановился. Продолжал расти и спрос на платное высшее образование в государственных вузах. Чрезвычайно увеличилось число вузовских филиалов.
В тот исторический период эта тенденция была осмысленной — все-таки какая-то социализация молодежи. Представьте себе, что юноша или девушка окончили школу, но что им делать дальше, если промышленное производство сократилось и в бюджетной сфере зарплату не платят... Особенно в малых и средних городах, в которых промышленные предприятия играли роль градообразующего фактора.
В этом плане в течение десяти лет система высшего образования решала не столько экономическую, сколько социальную задачу. Высшее образование стало реально массовым. Это неизбежно повлияло на качество обучения. Фактически количество профессорско преподавательского состава вузов практически не изменилось, в то время как численность студентов — наоборот, резко возросла. Это повлекло рост числа студентов на одного преподавателя и, соответственно, качество обучения упало.
С ростом реального сектора экономики, с увеличением заработной платы бюджетникам от вузов стало требоваться не только исполнение роли «социального сейфа», но и подготовка специалистов, способных найти себе место на рынке труда. В связи с этим в последние годы государство серьезно взялось за качество образования. Постепенно лишались аккредитации на те или иные программы подготовки специалистов десятки вузов и филиалов. Многие вузы, понимая, что Рособрнадзор начал действовать жестко, сами закрывали слабые филиалы. Образовательные учреждения стали осознавать, что при скромной прибыли они могут нести очень высокие репутационные риски.
Анализируя все эти происходящие процессы, принимая во внимание реализацию инновационных проектов (федеральные университеты, исследовательские вузы), я бы сказал, что система высшего образования в перспективе должна развиваться в направлении создания четырех типов вузов.
Первый тип — массовое высшее образование (это мировой тренд). Все больше и больше выпускников школ в развитых странах заканчивают обучение не столько в институтах, сколько в колледжах. На самом деле колледжи тоже дают высшее образование. Только не профессиональное, а общее высшее образование. Такое образование просто «ставит голову», хотя и не дает профессиональных навыков.

— Вы имеете в виду подготовку бакалавров?
— К терминам чуть позже. Итак, массовая высшая школа. Она должна быть сохранена. Второй тип вузов. К ним относятся те учебные заведения, которые связаны с конкретными рынками труда, конкретным работодателем, реализуя соответствующие образовательные программы. Специализированные вузы как в профессиональном, так и научном плане. Например, сейчас на слуху: МИФИ и атомное производство, энергетика.

— Бывшее понятие «отраслевой вуз»?
— Не совсем так. Раньше отрасль заботилась об этих вузах, а теперь у них равное партнерство. Каждый доказывает, кто кому нужен. Другой пример. В последнее время стали появляться корпоративные университеты и некоторые из них работают на хорошем уровне. Еще один пример. Это то, что пытается сейчас сделать МИСиС, тоже отраслевой вуз. Кстати, именно ректор МИСиСа Д. В. Ливанов говорил о репутационных рисках, связанных с подготовкой в его вузе юристов.
Третий тип вузов — университеты в старом, гумбольдтовском понимании, так называемые «башни из слоновой кости», которые стоят над суетой этого мира. Таких университетов может быть 10 — 15 на всю страну.
В последнее время стал формироваться четвертый тип вузов. Это исследовательские университеты, в которых реализуется такая триада: инновационные разработки; подготовка выпускников, способных работать с новыми технологиями производства современной продукции, а также обеспечивающих опытно-экспериментальное производство, участвующих в создании венчурных фирм. Необходимо понимать, что инновации — это не только подготовка высококвалифицированных специалистов и разработка уникальных проектов, но реализация этих проектов такими специалистами в реальном секторе экономики. Поэтому инновационный вуз, скорее всего, может быть организован в регионе, где имеется соответствующая производственная инфраструктура. Таких вузов также не может быть много. Чтобы стать исследовательским университетом, вузу надо быть конкурентоспособным по этим разработкам, если не на мировом, то хотя бы на российском уровне. Я имею в виду, что в этом городе изобрели не то, что давно известно миру, или обосновали, что дважды два есть четыре, а сделали реальную разработку, у которой нет аналогов.
В реальном университете может существовать комбинация перечисленных идеальных типов. Например, массовое образование, т. е. образование по отдельным программам и в то же время вуз может работать с конкретным работодателем по другим образовательным программам и т. д. Но вуз должен четко понимать, в чем его приоритеты, поскольку тактика и стратегия развития для каждого из типов разная. Кстати, на мой взгляд, существующее разделение — одна из серьезнейших проблем для недавно созданных федеральных университетов — Сибирского и Южного.

— Как такое разделение можно реализовать на практике?
— Для этого надо провести определенную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы высшей школы и при создании стандартов высшего профессионального образования.
Нужно четко сказать, что люди, получившие массовое высшее образование, получили лишь академическую подготовку. И как их будут называть, бакалавр или не бакалавр, неважно. Но чтобы пойти на рынок труда, они должны дополнительно пройти переподготовку, систему повышения квалификации.

— Вы имеете в виду подготовку под конкретное рабочее место?
— Да. Посмотрите, что сейчас происходит с выпускниками педагогических вузов, половина которых не идет работать в школы.

— Все на радио и телевидении.
— Но не готовили их в вузе к этой или другой сфере деятельности. Вы знаете, у меня в прошлом году была встреча с представителями малого и среднего бизнеса, которые говорили, что выпускники педвузов для них очень привлекательны. Чем же? Выпускники педвузов имеют образование, коммуникативные навыки у них хорошо развиты, они способны слушать и объяснить клиенту позицию фирмы. В этом плане у них хорошее общее развитие. Бизнесменов не интересует, кто он, выпускник, по специальности: физик, химик, биолог и пр. Им привлекательно его общее развитие, а для получения требуемых профессиональных умений и навыков для конкретной работы предприниматели согласны направлять их в чебно производственные центры.
Можно привести другой пример, который рассказал совладелец большой торговой сети в Москве. Так же как и в первом случае, он предпочитает выпускников педагогических вузов. Дело в том, что выпускник торгового вуза является специалистом по конкретной группе товаров — продовольственных или промышленных. Такого специалиста не поставишь на товары не по его профилю. Он часто даже не способен квалифицированно описать товар, а переучиваться не хочет. В то же время у выпускника педвуза нет жестких профессиональных установок. Сегодня он занят продовольственными товарами, завтра — промышленными. Он способен прочитать аннотацию и рассказать клиенту о товаре.

— Но проблема здесь, скорее, состоит в том, что, получив специальные знания, ты ими дорожишь. А бывший педагог осваивает новую предметную область, ему интересно и хочется знать как можно больше.
— Хочу заметить, что приведенные примеры лишь характеризуют необходимость общего высшего образования. Предпринимателю даже для торговли нужен специалист с высшим образованием, с хорошими коммуникативными качествами. Общее высшее образование — это наше привычное высшее образование без специализации. А до требуемой ему квалификации работодатель дов