Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Спасительная» миссия образования для устойчивого развития






В процессе современного развития, особенно в условиях глобализации, цивилизация становится более целостной, создаются новые блага в мировом сообществе. В то же время появляются качественно новые угрозы и опасности планетарного характера. Например, как реакция на направляемую «золотым миллиардом» стратегию развития глобализации и стандартизации оживился экстремизм и сепаратизм, приобрел планетарный размах международный терроризм, становящийся одной из самых серьезных опасностей поступательного развития человечества.


Появление качественно новых широкомасштабных угроз и особенно глобальной террористической угрозы свидетельствует о том, что выживание человечества и обеспечение безопасности в нынешней модели цивилизационного развития основано на уже изрядно устаревших принципах. Обеспечение безопасности (и тем самым выживание мирового сообщества) не может изолироваться от проблемы прогрессивного развития (социально-экономического, политического и др.) и базироваться только на защите объекта от угроз и негативных воздействий. Формируемая философия выживания и безопасности должна ориентироваться на новый тип — устойчивое развитие (УР), стратегия которого разрабатывается ООН начиная с 1992 г. В этой стратегии безопасности ее обеспечение реализуется через стратегию устойчивого развития, которое выступает в качестве инновационно безопасной формы прогрессивной эволюции 1.



Сущность устойчивого развития



Устойчивое развитие в глобальном масштабе призвано соединить в единую социоприродную систему обеспечение безопасности и дальнейшую, усиливающую свой динамизм, самоорганизацию цивилизационных процессов. С точки зрения синергетики именно социоприродная система является той основной ячейкой прогрессивной эволюции, которая способна к самоорганизации.


Распространение принципа справедливости на будущие поколения предполагает создание равных возможностей и условий для удовлетворения жизненно важных потребностей и рационально (ноосферно) ориентированных интересов и целей. Речь в этом случае идет о достижении необходимого уровня обеспечения безопасности всех людей — ныне живущих и будущих поколений, а также соответствующих им социумов и государств в их ноосферной перспективе.


Наряду с расширением принципа справедливости, речь в будущем должна идти об обеспечении «интересов» природы, а точнее, о сохранении биосферы (а также и внеземных пространств) и других природных объектов, о возможности их дальнейшей эволюции по естественным законам, об отказе от стратегии покорения природы и переходу на принципы коэволюционного взаимодействия.


Новая стратегия цивилизационного развития делает свои первые шаги, и полный переход к УР возможен лишь в перспективе XXI - XXII вв. Причем это будущее должно отличаться от настоящего иными целями, императивами, приоритетами, ценностями и идеалами. И это желаемое, более оптимистическое грядущее предполагает, что уже сейчас необходимо ныне происходящее трансформировать в устойчивом направлении, реализуя цели выживания цивилизации и сохранения биосферы.


Основная черта устойчивого будущего заключается в том, что необходимо мало связанные и стихийно эволюционирующие пути развития цивилизации соединить в одно целое, начав с экономического, социального и экологического направлений и обеспечив безопасность в этих же аспектах. Причем это не просто экологизация всей социальной деятельности и, прежде всего, хозяйственной деятельности, как это часто представляется. Такой экологический подход к УР можно понять, т. к. его концепция тесно связана с проблемой окружающей среды и развития, необходимостью предотвратить общемировой катаклизм.


Способ защиты человечества от надвигающейся глобальной катастрофы не может быть похожим на те действия, к которым прибегают сейчас в случае локальных катастроф и чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и антропогенными причинами. От стратегии устранения негативных последствий социальной деятельности необходимо переходить к предотвращению катастроф и к упреждающим мерам, что фактически и предлагает мировому сообществу стратегия УР. Одной из главных составляющих по переходу к УР должны стать опережающие решения и превентивные действия, которые позволяли бы прежде всего отодвигать катастрофу на более отдаленные времена, а со временем устранять многие угрозы и опасности. Когда негативные воздействия носили локальный или даже региональный характер, их последствия можно было ликвидировать (пусть и с огромными экономическими потерями). Но в случае глобального масштаба катастроф их необходимо предотвращать, что требует формирования совершенно новой культуры предотвращения 2. А это ведет к иному взгляду на темпоральные характеристики всей человеческой культуры и деятельности и в особенности на сущность и содержание науки и образования XXI в.


Нового гуманистического содержания УР человечества в отличие от современной модели его существования и развития пока нет, но оно должно появиться для того, чтобы цивилизация смогла выжить. Поэтому надо принимать опережающие решения и соответствующие им действия, рассчитанные на длительную стратегическую перспективу. И в этом кардинальное отличие УР. Мы видим, что происходит в экономцентрической форме развития, которая, как показывают последние экономические кризисные явления в мировом масштабе, уже не может целиком положиться на стихию рынка — ведущую идею неолиберальных теорий. Стратегическая активность в «устойчивом» направлении возможна лишь при появлении опережающего сознания, причем не просто у отдельных людей или их «элитной» группы, а у подавляющего большинства (либо некоторого критического числа) населения планеты.



Опережающее сознание как основа УР



Формирование опережающего сознания, т. е. коллективного сознания, опережающего социальное (и даже природное) бытие, а не отстающего от него, может и должно произойти на пути созидания сферы разума (ноосферы, в чем, на наш взгляд, заключается основное ее отличие от современной социосферы). Такое соотношение (в определенной части) сознания и человеческого бытия возможно лишь в будущей ноосфере, которая будет формироваться через переход к УР. Именно в ноосфере приоритетное место займет не просто разум, а опережающий целостный интеллект всего человечества, сформированный благодаря УР. Это станет возможным, если на приоритетное место будут выходить все процессы, связанные с интеллектуально информационной деятельностью, и будет формироваться интегральный ноосферный интеллект цивилизации, способный опережать социоприродное бытие.


Становление ноосферы и формирование ноосферно опережающего сознания можно считать основой будущей — второй осевой революции 3, и этим она будет существенно отличаться от первой. На наш взгляд, первая осевая революция как появление рационалистических процессов одухотворения, инвариантно универсальных для всех мировых религий, означала осознание человечеством своего бытия. И здесь появление осевой эпохи как духовного феномена осознания происходящих в планетарном масштабе неолитических трансформаций означало, что духовная составляющая этих изменений проявилась с определенным запозданием, что было закономерностью взаимоотношения сознания и бытия в модели неустойчивого развития. Причем неустойчивость развития начинается не с последних десятилетий XX в. и даже не с эпохи промышленной революции, а гораздо раньше — именно с того времени, когда завершилась неолитическая революция 4, приняв глобальные масштабы и формы своего развертывания и функционирования как основной формы хозяйственной деятельности. Становление осевой эпохи как раз и завершает этот глобальный процесс, причем не исключено, что истоки процесса глобализации (во всяком случае, в духовном ракурсе) стоит видеть именно в формировании осевого времени как выхода неолитических трансформаций за пределы своего материального бытия в мир духовный. Если это так, то «неолитическая глобализация» в своей основе носила не только предметно объективный характер (повсеместное окультуривание растений и одомашнивание животных), но также духовный (хотя и запаздывающий) характер в глобальном масштабе, на что и обратил внимание К. Ясперс 5.


Некоторые идеи, способствующие формированию глобального сознания, направленного на реализацию инновационно безопасной формы цивилизационного развития, дало учение о ноосфере (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.), которое начало складываться еще в первой половине XX в. И сейчас стало понятным, что переход к УР и становление сферы разума — это исторически взаимосвязанные процессы в материальном и духовном аспектах 6. Формирование ноосферного сознания, включая его конечную и зрелую форму — ноосферный интеллект, можно видеть как развертывание второй осевой революции. Однако если первая осевая революция появилась как запоздалый духовный отклик на неолитическую (в своей основе материальную) революцию, то вторая осевая революция как новая интеллектуально духовная революция предшествует социальным и социоприродным материальным трансформациям. Сначала она их моделирует, обосновывает на концептуально теоретическом уровне (наука) и затем привносит в сознание людей (образование в интересах УР).


Появление ноосферного качества социосферы произойдет тогда, когда основные формы коллективного и индивидуального сознания обретут свойство опережения бытия. Прежде всего речь идет о формировании ноосферного интеллекта как некоторого коллективного разума всей цивилизации, объединяющего в единое целое интеллекты отдельных личностей и средства информатизации и медиатизац