Новые горизонты юридического образования: реальность или иллюзия?
Глобализация жизни современного мира стала объективным и очевидным явлением. Она не может не оказывать своего влияния на такую динамичную сферу как образование. Сегодня уже недостаточно передать некоторый багаж профессиональных знаний студентам. Современные требования к молодому специалисту становятся все более жесткими и ориентированными на хорошо подготовленных к решению профессиональных задач выпускников. А это значит, что требуется серьезная работа по совершенствованию высшего образования в стране.
Конечно, можно говорить о том, что преждевременно ставить целью отечественного высшего образования конкурентоспособность выпускников российских вузов на европейском рынке труда, пока мы не привели в порядок разбалансированную перекосами рыночных отношений национальную систему подготовки будущих профессионалов. Но с другой стороны, упустив время, придется затем с большими трудностями догонять европейские страны, объединившие усилия по созданию общеевропейского пространства высшего образования. В этой связи, инициированное «сверху» присоединение России к Болонскому процессу и определенную растерянность профессорско преподавательского состава в отношении грядущих перемен в сфере высшего образования, но вряд ли можно расценивать только как негативные явления.
Болонский процесс
Точкой отсчета Болонского процесса считается 19 июня 1999 г. — подписание министрами образования двадцати девяти стран Европы в Болонье «Декларации о европейском пространстве высшего образования», целью которой стало сближение существующих в Европе систем образования. В 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Россия. К 2010 г. страны-участницы этого процесса должны перейти на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура), единую форму приложения к диплому, научно академическую мобильность преподавателей и студентов, общую систему оценки трудоемкости учебных курсов и др.
Согласование позиций между заинтересованными государствами на данный момент не завершено. Это должно произойти к 2010 г., что позволит заключить международный договор, учреждающий Зону европейского высшего образования. Создание такого европейского образовательного пространства, обеспечивающего конвертируемость дипломов, прозрачность в системе обучения, усиление практических аспектов в образовании, конкурентоспособность выпускников, конечно же, является вполне приемлемой перспективой.
Следует ожидать, что процесс формирования единых требований подготовки студентов в сфере высшего образования вызовет экономические, культурные и политические преобразования как в Европе в целом, так и в странах участниках процесса:
во первых, усилит европоцентристские настроения населения стран-участников;
во вторых, позволит успешно конкурировать с американской образовательной системой, также готовящей бакалавров и магистров для Европы. Будущий работник, желающий найти себе применение на европейском рынке труда, должен будет считаться с европейскими требованиями к подготовке бакалавров и магистров;
в третьих, что особенно важно, реформирование системы образования в странах-участницах Болонского процесса позволит повысить культурный уровень выпускников и качество образования.
Таким образом, мы видим, что идеи Болонского процесса, несомненно, имеют прогрессивную направленность. Но это в целом, а не в частностях. Детали же этого грандиозного проекта, на наш взгляд, связаны с необходимостью решения ряда проблем, которыми нельзя пренебрегать.
Особенности подготовки юристов в свете Болонского процесса
Одна из проблем связана с особенностями подготовки кадров, профессиональная деятельность которых неразрывно связана с национальным фактором. Таких профессий десяток, к ним относятся и юристы. С одной стороны, получение юридического образования неразрывно связанно с конкретной правовой системой, а, с другой — юридическое образование — транснациональное явление, такое же динамичное, как и вся наша жизнь в целом. Оно постоянно претерпевает изменения, отражая новые уровни политического, экономического, культурного развития общества. Но, несомненно, что при всех изменениях оно не должно потерять смысл и цель профессиональной подготовки будущих юристов, способных эффективно решать профессиональные задачи и развивать юридическую науку.
Рыночные отношения в России способствовали большей доступности высшего образования и как следствие этого — росту числа юристов. Однако в наши дни не все они на практике могут проявить высокий профессионализм и подтвердить свою конкурентоспособность, что делает проблему качества юридического образования чрезвычайно острой. Еще более актуальной является эта проблема в отношении подготовки кадров для судебной системы. На это обратил внимание Президент России Д. А. Медведев в своем выступлении перед делегатами и гостями VII Всероссийского съезда судей: «Очевидно, что на передний план здесь выходит проблема качества самого судебного корпуса, а это качество складывается из нескольких факторов: это добротное юридическое образование, высокий профессионализм и, вне всякого сомнения, безупречная репутация».
Сложившаяся система профессиональной подготовки, на наш взгляд, является одной из основных причин препятствующих трудоустройству выпускников на внутригосударственном рынке. Подобная ситуация складывается и для тех российских выпускников, которые пытаются найти работу в европейских странах. Так, например, Чехия одна из первых европейских государств с сентября 2002 г. официально отказалась признавать российские государственные дипломы. Такой была реакция на уровень знаний выпускников вузов России, которые пытались трудоустроиться в Европе.
Качественно изменить положение в сфере высшего образования можно, используя как факторы внутреннего развития, так и внешнего. Решить проблему качества образования вообще, и юридического, в частности, можно в том числе, реализуя идеи Болонского процесса. Но на этом пути немало трудностей как объективного, так и субъективного характера. Ведь известно, что правовые системы государств различаются между собой и это обусловлено многочисленными причинами. Все это говорит о том, что формирование европейской зоны юридического образования имеет свои особенности и трудности. В документах Болонского процесса нет официального понятия «Зона европейского юридического пространства». Оно было предложено на ежегодной встрече Европейской Ассоциации Юридических факультетов (European Law Faculties Association — ELFA), которая состоялась 20-22 февраля 2003 г. в Бирмингеме (Великобритания). Объективные различия между правовыми системами и системами подготовки юристов в разных странах требуют ответа на вопрос о конкретном механизме диверсификации юридического образования с точки зрения принципов и целей Болонского процесса. Различие в системах права является объективным препятствием для унификации образовательного процесса в этой области профессиональной подготовки. По существу речь идет о том, как создать механизм сближения систем высшего юридического образования, если в одних государствах акцент сделан, прежде всего, на теоретической подготовке будущего юриста, а в других — на практическую юриспруденциию.
Можно ли реализовать принцип дополнительности в отношении двух противоположных систем обучения будущих юристов? По-нашему мнению, это возможно, но не просто, так как все системы обучения юристов складывались в борьбе мнений и за ними стоит история. Возможно, европейскую зону юридического образования следует создавать не одновременно с реформированием образовательных систем в других отраслях профессиональной подготовки студентов, а позже. Это даст возможность сформировать адекватное задачам Болонского процесса правосознание граждан, подготовить условия для создания единой системы права, в которой будут присутствовать элементы разных систем права. Мы разделяем точку зрения ученых, которые подчеркивают, что европейскую зону юридического образования можно формировать, в первую очередь, в преподавании международного права.
Реформировать образования осторожно
Процесс глобализации — дань времени, однако вхождение России в Болонский процесс возможно, на мой взгляд, только после принятия соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие образовательную деятельность. При этом необходимо широко применять распространенную в международном праве практику «оговорок» к международным договорам. Например, руководствоваться положением ст. 25 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» о том, что «при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам, могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права».
Конечно, как вызов времени, необходимо поддерживать предложения, связанные с введением сопоставимых дипломов, повышением мобильности студентов, преподавателей и научных работников, развитием сотрудничества в сфере обеспечения качества образования. Но с другой стороны, возникает множество вопросов и сомнений, в частности, возможность создания системы кредитов и др. Систему кредитов в процессе изучения большинства юридических дисциплин просто нельзя рассматривать как универсальную, поскольку уголовное и административное право России существенно отличается от уголовного и административного права других государств.
Замечательно, если в результате Болонского процесса будет создана единая инфраструктура и станет возможным интерактивный доступ к информации любого характера и на любых носителях. Но прежде следует все же решить ряд проблем не только технологического плана, но и касающихся