Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию
5-8 июля в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Всемирная конференция по высшему образованию. В работе форума, ставшего самым представительным международным мероприятием в области образования за последние десять лет, приняли участие около 1000 представителей из около 150 стран мира от правительственных (более 60 министров образования), научных и деловых кругов, общественных институтов и СМИ.
Всемирная конференция проводится ЮНЕСКО один раз в десять лет и определяет не только стратегию развитию высшего образования в мире на текущее десятилетие, но и всего современного общества. Редакция посчитала необходимым ознакомить широкий круг научно педагогической общественности с наиболее интересными темами и документами, обсуждаемыми и принятыми на конференции, и представляет обзор этих материалов читателям журнала.
Конференция открылась 5 июля с призывом предпринять усилия с целью направить высшее образование на решение глобальных проблем развития. «Высшие учебные заведения играют стратегическую роль в поиске решений острейших проблем современности в области здравоохранения, науки, образования, возобновляемых видов энергии, водоснабжения, продовольственной безопасности и охраны окружающей среды», — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.
Выступившие на церемонии открытия подчеркнули роль образования в поиске решений по преодолению глобального экономического кризиса и отметили необходимость равного доступа, качества и развития международного сотрудничества, являющихся критически важными задачами в области высшего образования для правительств всех стран. «Президент Обама, придавая высшему образованию важнейшее значение в планах администрации по оживлению американской экономики, очень быстро приступил к осуществлению мер по поддержке студентов и их семей», — заявила Джилл Байден, супруга вице президента США Джо Байдена, сама — преподаватель педагогического колледжа.
Президент Словении Данило Тюрк призвал к тому, чтобы высшее образование в полной мере служило достижению целей Декларации тысячелетия, «являющихся наиболее значительными целями современности», а также укреплению диалога цивилизаций. Премьер министр Намибии Нахас Ангула заявил, что «высшее образование должно использовать новые подходы, чтобы работать на благо общества» и «готовить новых лидеров, которые руководствовались бы при принятии решений не столько краткосрочными интересами, сколько соображениями морального порядка».
Высшее образование переживает «истинную революцию», заявил Генеральный директор ЮНЕСКО, указав на наличие четырех движущих сил, под воздействием которых происходит его трансформация. Первая из них — рост потребности, выражающийся в том, что по сравнению с 2000 годом количество зарегистрированных студентов выросло на 51 миллион. Вторая — диверсификация высших учебных заведений, студенты высших учебных заведений новых типов сейчас составляют сейчас до 30% мирового контингента. Третья — это воздействие информационных и коммуникационных технологий. Наконец, четвертая — это глобализация, «проявляющаяся в том, как мы преподаем, узнаем, изучаем, исследуем и общаемся». В этой связи, он заявил, что «мы должны добиться правильного соотношения между сотрудничеством и соревнованием с тем, чтобы содействовать наиболее широкому распространению наилучшего».
Улучшение доступа — задача всех стран. «Я нахожусь среди вас потому, что вижу в своей работе со студентами, как образование открывает горизонты, — заявила д-р Байден. — Независимо от материальной обеспеченности человека, его пола, расы, религиозной или этнической принадлежности, каждый из нас имеет право на возможности, которые открывает перед нами образование».
Д-р Байден говорила о том, как она любит свою работу преподавателя, о том, какую роль играют в американской системе высшего образования колледжи, в которых занимается по крайней мере половина всех получающих базовое высшее обучение студентов США. Она пояснила, что для студентов с ограниченными материальными возможностями эти колледжи являются наилучшим путем получения высшего образования, «открывающим для них возможность найти работу в таких областях как зеленые технологии, здравоохранение, преподавательская деятельность информационные технологии».
Чем более диверсифицированы источники финансирования, тем шире становится доступ к высшему образованию, заявил Анхель Гурриа, Генеральный секретарь ОЭСР. Ссылаясь на обзор высшего образования, проведенного его Организацией, он заявил, что «хорошо продуманная модель, в соответствие с которой студент платит за высшее образование, является наилучшим способом обеспечения его эффективности и создания благоприятных условий для учебы. При этом мы должны быть очень осторожны и предлагать финансовую поддержку в форме кредитов или грантов, оказывать поддержку и в обеспечении бытовых условий». Он подчеркнул, что политика в сфере высшего образования должна учитывать практическую значимость того, что изучают студенты, бороться с безработицей среди молодежи. «Те, кому повезло с возможностью учиться, испытывают затем крайнее разочарование от невозможности найти работу». Выступавшие подчеркнули важность международного сотрудничества для повышения качества подготовки студентов в условиях роста их мобильности и расширения трансграничного образования. Президент Тюрк, бывший профессор международного права, подчеркнул тесную связь между повышением качества и практической значимости образования с обеспечением академических свобод.
Бенита Ферреро Вальднер, Европейский комиссар по внешним связям, привлекла внимание участников конференции к программе Еразмус, в рамках которой обучается более 150 000 студентов из европейских стран. Она отметила, что необходимо создавать учебные курсы, которые в большей степени отвечали бы потребностям рынка труда, поощрять университеты к поиску дополнительных источников финансирования. По мнению президента Тюрка, необходимо усилить роль Европы в научных исследованиях. «В Европе слишком мало ученых, и их работа не вознаграждается должным образом». Г-жа Пирлетт Луизи, Генерал губернатор Санта Люсии, поделилась мыслями в отношении положения в малых государствах. «Следует уделять больше внимания небольшим развивающимся странам, если мы хотим, чтобы они вносили вклад в мировое сотрудничество в качестве надежных партнеров», — заявила она, призвав к укреплению национального научного потенциала и развитию исследовательских возможностей, использующих внутренние ресурсы.
«Мы разделяем взаимную заинтересованность в развитии творческой и инклюзивной системы высшего образования, — заявил г-н Мацуура. — Такая система обладает большим, потенциалом содействия миру, международному взаимопониманию и сотрудничеству. Нынешняя конференция предоставляет нам историческую возможность на практике продемонстрировать нашу коллективную ответственность и желание превратить высшее образование во всех странах в реальный фактор развития и международного взаимопонимания во втором десятилетии XXI века».
Всемирный доклад по образованию: новые данные свидетельствуют о смене тенденций в мобильности студентов
В 2007 г. более 2,8 миллиона студентов обучались в высших учебных заведениях за пределами своих стран, что составило рост в 53% по сравнению с 1999 г. Из каких они стран? В какие страны они больше всего стремятся поехать? Какой уровень образования и какую область знаний они хотят освоить? Как половая принадлежность влияет на мобильность студентов и избранную область знаний? Ответы на эти и другие вопросы, играющие важную роль в принятии политических решений, содержались во Всемирном докладе по образованию, ЮНЕСКО, 2009 (ВДО).
Данные по мобильности студентов, подготовленные Статистическим институтом ЮНЕСКО, отражают ситуацию такой, какой она видится из стран, происхождения мобильных студентов, а не так, как она выглядит с точки зрения принимающих стран (например, один из графиков ВДО показывает, что страны к югу от Сахары имеют самый высокий процент студентов, обучающихся за пределами своей страны. В 2007 г. он составил 5,8%, в то время, как в среднем по миру он равен 1,8%). В докладе содержатся самые полные данные по всему миру о наиболее популярных странах, куда едут студенты из-за рубежа, и выбираемых ими областях знаний.
Китай посылает для обучения за границей наибольшее число студентов (около 421 000 чел.). За ним следуют Индия, Республика Корея, Германия, Япония, Франция, США, Малайзия, Канада и Российская Федерация. Сто пятьдесят три принимающие страны, представившие данные, сообщили, что студенты этих десяти стран составляют 38% от общемирового числа мобильных студентов.
Специфика потока иностранных студентов определялась в течение ряда лет такими факторами, как географическая близость, общий язык, традиционные политические связи, и некоторыми другими. Анализ этих факторов помогает понять происходящие изменения в тенденциях мобильности.
Из доклада вытекает, что выбор стран обучения расширяется. В 1999 г. каждый четвертый студент стремился получить образование в США, а в 2007 г. это было уже только в случае каждого пятого студента, несмотря на то, что рост числа мобильных студентов в этой стране продолжался. Между тем, Австралия, Канада, Франция, Италия, Япония и Южная Африка не только продолжали оставаться среди тех стран, куда стремились мобильные студенты, — выросла также их доля в общем количестве мобильных студентов. Среди наиболее популярных принимающих стран появились Китай, Республика Корея и Новая Зеландия.
Другой тенденцией, о которой свидетельствует Доклад, является рост числа студентов, желающих получить образование в странах своего региона. Например, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна процент мобильных студентов, остающихся в данном регионе, выр