Резолюция конференции МАН ВШ
30 июня — 2 июля 2009 г. в г. Калининграде состоялась Международная научно-практическая конференция — XV Академические чтения Международной академии наук высшей школы «Интеграция фундаментальной и целевой практико-ориентированной подготовки специалистов в высших учебных заведениях». В конференции приняли участие более 160 ученых и специалистов из России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, представлены 78 докладов и сообщений. На пленарных заседаниях был заслушан 21 доклад, на секционных заседаниях представлено и обсуждено 57 докладов и сообщений.
Участники конференции обсудили формы, методы и механизмы интеграции высших учебных заведений, науки и производства в современных условиях, их роль в формировании современного специалиста; эффективные пути взаимодействия высших учебных заведений и работодателей при подготовке специалистов с высшим образованием; особенности интеграции фундаментальной и целевой практико-ориентированной подготовки специалистов в высших учебных заведениях; программы непрерывного образования, реализуемые на базе высших учебных заведений; роль научных исследований и инновационной деятельности профессорско преподавательского состава и студентов в повышении качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях; проблемы построения и внедрения эффективной системы подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Рассмотрены вопросы внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс в условиях фронтального реформирования системы образования.
Обмен мнениями показал, что многие проблемы высшей профессиональной школы не решены, не определены четко пути выхода высшей школы из кризисной ситуации. Вызывают озабоченность научно-педагогической общественности вопросы оптимизации сети высших учебных заведений, новая типология и категорирование вузов, вводимые организационно управленческие и финансовые механизмы их деятельности. Неоднозначное отношение вузовского сообщества к приему в вузы по результатам единого государственного экзамена, к подходам к введению уровневого высшего образования, к формированию перечня направлений подготовки и специальностей. Нет ясности с выбором оптимальных вариантов реализации Болонской декларации в российской образовательной среде. Отраслевые вузы не имеют необходимой поддержки со стороны Минобрнауки России.
Медленно решаются проблемы инновационной деятельности системы образования. Требует кардинального обновления инфраструктура вузов. Актуализировались вопросы подготовки специалистов, реально востребованных рынком труда с учетом региональных потребностей в кадрах с профессиональным образованием различного уровня, вопросы совершенствования структуры и содержания высшего профессионального образования, его качества, внедрения новых образовательных технологий. Проблемой сегодняшнего дня становится переход вузов от менеджмента качества к созданию культуры качества образовательного процесса, переход к оценке эффективности вузовских систем менеджмента качества образования.
По-прежнему остается открытой проблема определения места бакалавров и магистров в современном промышленном производстве, закрепления и признания этих квалификаций на российском рынке интеллектуального труда. Ведь главной характеристикой статуса бакалавра в документах Болонского процесса является общее высшее образование, что совершенно неприемлемо для отечественного высшего образования, которое по определению всегда являлось профессиональным.
Сохраняется значительный разрыв между теорией и практикой в деятельности высшей школы, многие научно-теоретические, инновационные разработки в сфере образования не востребованы, не доводятся до логического конца — внедрения и практического использования.
Участники конференции отмечают большие трудности, которые испытывают вузы при переходе системы образования на рыночные принципы функционирования. Происходит трансформация основных функций высшей школы, изменяются социальные функции высшего образования. Высшая школа сегодня перестала играть роль социального лифта, обеспечивающего равные возможности для всех граждан.
Участники XV Академических чтений отмечают:
1. Необходимо активно развивать интеграционные процессы в сфере образования, науки и производства в современных условиях, являющиеся важнейшими факторами развития экономики и социальной сферы государства. Сохраняет остроту проблема интеграции фундаментальной и целевой практико-ориентированной подготовки специалистов в вузах. Университетское сообщество все еще недостаточно влияет на характер реформирования сферы образования, имея в виду курс на ограничение диверсификации основных образовательных программ высшей школы и повсеместное внедрение многоуровневой, кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем организации учебного процесса. Особенно глубоко трансформируется организм высшей школы отказом от подготовки специалистов в различных отраслях, где у российской высшей школы были признанные достижения и убедительный вклад в экономическое развитие страны.
2. Современная высшая школа не способна решить поставленные перед ней задачи без опоры на научные исследования и инновационную деятельность. Поэтому непрерывное образование должно опираться на непрерывное создание новых знаний. Фундаментальные знания должны стать основой для инновационной продукции, востребованной рынком.
3. Незамедлительного решения требует вопрос усиления роли научных исследований и инновационной деятельности профессорско преподавательского состава, студентов и аспирантов в приращении качества подготовки специалистов в вузах. В центре внимания органов управления образованием должны стать проблемы построения и внедрения эффективных систем подготовки специалистов в вузах. В то же время если все расходы госбюджета на науку принять за 100%, то на высшую школу приходится лишь около 3%, тогда как более 60% кандидатов и докторов наук работают в высших учебных заведениях.
4. Высшая школа нуждается в разработке современных подходов к проблемам воспитания студенчества, обеспечивающих совершенствование и разнообразие функций социально-воспитательной среды вуза с целью развития чувства патриотизма и повышения уровня нравственной ответственности выпускников вузов. Ключевой фигурой в организации воспитательной работы среди молодежи должен стать преподаватель кафедры.
5. Назрела необходимость разработки новой нормативно-правовой базы, определяющей современные организационно-экономические механизмы деятельности вузов, исключающей явления монополизма в образовательной среде. МАН ВШ, используя весь свой интеллектуальный потенциал и наработанный практический опыт, готова принять участие в этом процессе.
Участники XV Академических чтений рекомендуют:
1. Органам законодательной власти:
— разработать и принять нормативно-правовые документы, способствующие эффективному взаимодействию органов государственной власти, университетов, НИИ, предприятий и бизнеса.
2. Руководству Минобрнауки России и Рособразования, другим министерствам и ведомствам, имеющим в подчинении учреждения ВПО:
расширить перечень программ непрерывного образования рыночной направленности, реализуемых на базе высших учебных заведений, включая профессиональные образовательные программы с присвоением дополнительных квалификаций. С учетом накопленного высшей школой опыта организовать поисковые разработки эффективных путей взаимодействия вузов и работодателей по проблемам подготовки современных специалистов с высшим образованием;
особое внимание уделить проблемам построения и внедрения эффективных систем подготовки специалистов для отраслей реальной экономики;
незамедлительно решить вопрос о повышении роли научных исследований и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов в повышении качества подготовки специалистов в вузах;
провести оптимизацию структуры высшего профессионального образования на основе системного подхода, включая все уровни профессионального образования, а также профиль программ общеобразовательной школы в условиях всестороннего обсуждения вузовской общественностью, работодателями, учеными и специалистами;
принять эффективные меры по разработке современных подходов к проблемам воспитания студенчества, ориентирующих научно-педагогические коллективы вузов на совершенствование и увеличение разнообразия воспитательных функций социально-воспитательной среды в новых социально-экономических условиях, на повышение влияния преподавателя вуза на воспитание студентов. Вопросы воспитания студентов должны найти адекватное остроте проблемы отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, образовательных программах нового поколения, повседневной работе вузов.
3. Высшим учебным заведениям в связи с вступлением в силу законодательства, устанавливающего процедуру приема в вузы на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена, и учитывая неоднозначное отношение высших учебных заведений и общественности к данному вопросу, необходимо провести тщательный анализ результатов приема 2009 г., качественного состава нового набора. С учетом сложившихся, традиционных форм и методов работы вузов, многолетней практики отбора на обучение подготовить материалы для всесторонней оценки ЕГЭ, а также, возможно, и предложений для внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты.
4. Международной академии наук высшей школы:
содействовать распространению в высшей школе России и государств — участников СНГ накопленного вузами опыта подготовки специалистов, ориентируя вузы на фундаментализацию образования, интеграцию с реальным сектором экономики и участие работодателей в подго