Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Университетские стратегии в условиях глобализации и депопуляции


Стратегия # 1

В условиях глобализации на мировом рынке образовательных услуг конкурентоспособными являются крупные университеты с численностью студентов до 100-200 тысяч. Это связано с тем, что на данном рынке в условиях жесткой конкуренции, как и на любом другом глобальном рынке, происходят процессы поглощения и слияния.

В ближайшее время подобные процессы следует ожидать и на постсоветском образовательном пространстве — особенно в связи с депопуляцией и ожидаемой в ближайшее время глубокой «демографической ямой» для возрастной когорты молодежи, оканчивающей среднюю школу. Такие процессы могут происходить спонтанно, например в частном секторе высшей школы, но могут регулироваться и непосредственно управляться государством. Примером последнего является создание в России мощной сети федеральных университетов. Так, 21 октября 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ, в соответствии с которым (помимо уже существующих Южного и Сибирского федеральных университетов) будут созданы еще 5 новых: Северный (Арктический), Приволжский, Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный. Таким же образом может происходить объединение местных вузов в региональные классические университеты. Прецеденты есть, но данный процесс должен идти более активно. Имеющиеся здесь юридические трудности, связанные с наличием лицензий на образовательные программы и недвижимость [1], при желании будут преодолены. А значит, создание мощных интегрированных университетских структур (возможно, также интегрированных с академическими НИИ и промышленностью) является одной из вероятных стратегий развития университетской деятельности в новых условиях.

Стратегия # 2

Молодежь составляет подавляющую долю населения развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, и лишь незначительная часть ее имеет возможность получить высшее образование [1]. А значит, российским вузам следует активнее конкурировать на рынках абитуриентов развивающихся стран. Для этого крупные университеты должны создавать свои представительства в этих государствах, которые могут заниматься не только отбором, но и предварительной подготовкой будущих студентов. Данная стратегия становится очень актуальной в условиях предстоящего дефицита своих абитуриентов.

Подобная стратегия может быть дополнена предлагаемой нами нелинейной схемой набора и подготовки иностранных студентов и аспирантов. Этот процесс можно запускать не только через подготовительный факультет, но и через набор на магистерские и аспирантские (PhD) программы. Нами построен ряд математико-оптимизационных имитационных моделей, которые позволяют проигрывать различные сценарии динамики студенческо аспирантских контингентов и доходов от их обучения. Если из этой схемы исключить подготовительный факультет, то очевидно, что подобная стратегия широко распространена за рубежом и позволяет в ряде случаев высококлассным университетам мира иметь на более высоких уровнях подготовки больше студентов, чем на более низких [2].

Стратегия активного выхода на международные рынки образовательных услуг будет иметь еще больший успех при внедрении англоязычных образовательных программ. Даже страны, ревностно относящиеся к своим национальным языкам, активно вводят такие программы. Например, в Германии на уровне Postgraduate — около 300 англоязычных программ, а во Франции — 100 [1].

Стратегия # 3

В качестве третьей возможной университетской образовательной стратегии назовем совместную государственно университетскую селективную стратегию (политику) привлечения иностранных студентов, состоящую в предоставлении им после окончания учебы вида на жительство или гражданства. Такая стратегия будет иметь большое значение в сглаживании процессов депопуляции и понижения образовательного уровня населения.

Подобной политики сейчас, например, придерживается Австралия по отношению к студентам из Индии [1]. Для России эта политика, в первую очередь, должна быть адресована к потенциальным студентам из стран бывшего СССР.

Рассматриваемая стратегия должна сочетаться с политикой привлечения в университеты иностранных преподавателей и ученых. Например, в случае вхождения Украины в НАТО Россия могла бы принять жесткие адекватные меры, объявив о мощной программе по привлечению ведущих украинских ученых в университеты и РАН. В качестве мотивации же можно сослаться на необходимость защиты прав русскоязычного населения. Здесь уместно вспомнить о немецкой программе по привлечению 20 тысяч специалистов в области программирования и программного обеспечения, которая, в первую очередь, была ориентирована на страны СНГ. Кстати, такую программу по отношению к Украине можно запускать и без вступления в НАТО. И это ни у кого не вызовет возражений, поскольку Украина активно рвется на глобальные открытые рынки, включая рынки образования и науки. О данном стремлении свидетельствует тот факт, что восточная «соседка» даже опередила нас в процессе вступления в ВТО.

Стратегия # 4

Повышению конкурентоспособности постсоветских систем высшего образования будет способствовать активное создание университетских сетей в виде ассоциаций, консорциумов и трансграничных сетей, подобных Приграничному белорусско-российско-украинскому университетскому консорциуму. Трансграничные университетские сети на постсоветском пространстве могут сыграть решающую роль в создании общего образовательного и исследовательского пространства — так же, как сети 6 й Рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию уже практически завершили процесс создания Европейского исследовательского пространства (European Research Area, ERA). При этом именно университеты должны внести значительный вклад в дело создания совместных кластеров с научно исследовательскими учреждениями и промышленностью, а следовательно, и в экономическое развитие своих территорий. Заметим, что совсем недавно первый украинско российский еврорегион «Слобожанщина» принял на вооружение стратегию создания и развития трансграничных кластеров, в структуре которых университеты занимают центральное место. Уже запущены строительный, фармацевтический и туристский трансграничные кластеры. Примером здесь также может служить создаваемый в Белгородской области научно-образовательно-промышленный нанотехнологический кластер, в котором ключевую роль играет Белгородский госуниверситет. Все вышесказанное можно отнести к четвертой — кластерно-сетевой стратегии развития университетской деятельности.

Стратегия # 5

В условиях резкого падения качественного уровня среднего образования, а следовательно и абитуриентов вузов, университеты должны сами позаботиться о дополнительной подготовке ребят. Поэтому в средних школах необходимо создавать филиалы кафедр и через них отбирать и готовить будущих студентов. Возможно, придется возродить подготовительные факультеты, какие существовали в дореволюционных университетах. Это отнесем к пятой стратегии — стратегии университетской дополнительной подготовки учащихся средних школ.

Стратегия # 6

В качестве последней, шестой стратегии выделим стратегию трансграничного дистанционного университетского образования. Она может приносить огромные доходы государству в виде налогов из-за большого охвата обучаемых студентов [1].

Заключение

Таким образом, мы постарались идентифицировать практически все наиболее важные стратегии развития университетской деятельности в новых условиях глобализации и депопуляции. Все они кратко могут быть представлены в виде таблицы.

Рассмотренные стратегии целесообразно разрабатывать и реализовывать в рамках синергетического подхода в образовании, развитого в работе Л. А. Серкова [3].

1 Карпенко М. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции //Alma mater (Вестник высшей школы). — 2007. — # 9. — С. 12-17.
2 Дятченко Л., Давыденко Т., Московкин В. Европейские дебаты о роли университетов в обществе знаний: уроки для СНГ // Высшее образование в России. — 2006. — # 12. — C. 3-14.
3 Серков Л. А. Синергетические аспекты моделирования социально экономических процессов. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, Издательство АМБ, 2008. — 216 с.