Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Состоится ли в России инновационное общество?


Общая характеристика инновационного общества

Термин «инновационное общество», как и другие предшествующие ему понятия («индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество»), следует рассматривать в качестве совокупности характеристик, отражающих уровень развития общества и его состояние.

Индустриальное общество, как известно, отличается высоким уровнем развития промышленности и механизации. Отсюда вытекают его остальные экономические, социальные, политические и иные характеристики.

Современное общество часто называют постиндустриальным. В его ВВП значительное место занимает сфера услуг (более 50%). Кроме того, в постиндустриальном обществе производство является наукоемким, а информация и знания становятся производственным ресурсом.

Надо сказать, что в целом человеческое общество развивается естественным путем. Каждый последующий этап исторического развития подготавливается предыдущим, и если оставить в стороне детали, то направление развития вполне угадывается. Бурный расцвет вычислительной техники, средств информации и связи был неизбежен, поскольку отсутствие их сдерживало экономический прогресс. Соответствующий этап в развитии общества был обозначен термином «информационное общество». Среди его многочисленных характеристик наиболее важен тот факт, что в информационном обществе существенную роль играют рынки информации и образовательных услу. Это обусловлено тем, что на новом этапе развития должна быть высокая степень практической реализуемости научных достижений.

Таким образом, термин «инновационное общество» характеризует общество, в котором:

а) реализуется значительная часть (например, половина) научно практических идей из всех, которые могли быть реализованными в некоторой идеальной ситуации;

б) есть рынок интеллектуальной собственности, и этот рынок существенный;

в) инвестиции в инновации являются высокорентабельными.


Логика современного экономического развития требует, чтобы общество двигалось в сторону инновационности (желает оно того или нет). Общепризнано, что успех той или иной страны зависит от скорости подобного движения. Все развитые государства (в том числе и Россия), а также многие крупные частные инвесторы уже вкладывают большие средства в развитие инновационной экономики.

Понимая, что за новыми технологиями будущее, все развитые и развивающиеся страны включились «в соревнование». Но у всех разная стартовая позиция — состояние экономики на данный момент. Чтобы понять, на каком месте Россия, приведем несколько фактов для сравнения. В 2006 г. доля промышленно обработанного экспорта в общем объеме товарного экспорта Китая достигла 92%, высокотехнологичной продукции в промышленном экспорте — 30%. Для России же соответствующие показатели — 17% и 9% [1]. Исходя из темпов развития Китая и России, можно ожидать, что разница будет только увеличиваться. И если ситуацию не изменить, то на будущем мировом рынке высоких технологий нас практически не будет. Есть и другие причины, не позволяющие реализовать в России программы инновационного развития [2]. Этой теме посвящено достаточно много работ других авторов. Мы же затронем только проблемы, связанные с образованием. А именно: в какой мере нынешнее состояние образования и существующая система образования отвечают задаче формирования инновационного общества?

О способах построения инновационного общества

Существует длинный и пространный документ «Образование для инновационного развития в XXI веке. Итоговый документ саммита «Группы восьми” (Санкт-Петербург, 2006)", в котором авторы неформальной группы лидеров ведущих стран обсуждают обозначенную выше проблему. В этом документе обстоятельно доказывается важность образования в современном обществе, описывается его роль в историческом развитии и т. д. [3].

Мы же остановимся на основных проблемах российского образования. Но перед этим отметим то, что лежит на поверхности и о чем сейчас не говорит только ленивый, — недостаточное финансирование науки и образования. Сдвиги в лучшую сторону уже есть: деньги в эту сферу начали поступать, процесс пошел. Но накопившиеся за десятилетия провалы сразу не ликвидировать — тут и годового бюджета страны не хватит. До сих пор по вложениям в науку и образование мы сильно отстаем от развитых стран. До сих пор профессор государственного вуза получает «чистыми» 16 тысяч рублей, а начинающий преподаватель — в несколько раз меньше московского дворника. (Для сравнения: в Китае преподаватель вуза — одна из самых почетных и высокооплачиваемых профессий.) Деньги — обязательное условие для достижения цели, но далеко не достаточное, особенно у нас, в России. Во-первых, они должны еще дойти до цели и начать работать. Может, где-то есть соответствующие отлаженные механизмы, но только не у нас. Опуская подробности и детали, которые уже набили оскомину, кратко резюмируем: нравственное состояние нашего общества таково, что если до цели дойдет хотя бы половина денег, то это можно считать грандиозным успехом.

Вернемся же к глубинным проблемам российского образования.

В каждой стране экономика специфична. Интересующая нас специфическая черта российской экономики — ее авральность. Со времен Петра I мы все время кого-то догоняем или перегоняем. Это означает, что все ресурсы направляются в одну отрасль (или группу отраслей), а остальные обрекаются на остаточное существование. Примеров этому в истории России можно найти множество. Добавим к «авралам» непрерывные катаклизмы в развитии (войны, революции, перестройки), которые в нашей стране тоже специфичны: они разрушают все или почти все.

В результате в России сформировалась непропорциональная, «бугристая» экономика: высоты чередуются с впадинами, иногда весьма глубокими. В такой экономике обычные рыночные законы не работают(или плохо работают, для нас это практически одно и то же). Для сложившейся ситуации можно назвать и другие причины, но указанная выше — главная.

Из-за непропорциональной экономики столь же неравномерно развивались и остальные сферы общества, различные его институты, в том числе и образование. Лишь традиционная консервативность этой сферы и периодическое внимание к ней со стороны государства спасли образовательную систему от полного краха.

Так вот, можно с большой вероятностью утверждать: стремительное создание инновационных отраслей присущим нам авральным способом приведет к тому, что в российской экономике появится еще один «бугор», диспропорции возрастут — и наряду с положительными результатами (надо надеяться, что таковые окажутся!) мы получим и массу отрицательных.

Очевидно, что выправить «бугры» волевым решением невозможно — это будет очередной аврал, который усугубит ситуацию. Можно только существенно «поднять» сферу образования, сделать ее тем основанием, которое будет в состоянии сглаживать диспропорции в экономике естественным образом. Другого способа мы не видим. Естественно, на это потребуется некоторое время, но сравнительно небольшое.

В истории нового времени есть примеры, подтверждающие нашу точку зрения. После Второй мировой войны Япония практически все свои средства направила на совершенствование системы образования — на остальные нужды (вследствие мизерности государственного бюджета) их тратить было бессмысленно. Что получилось в результате, известно всем. Затем этот же путь возрождения с успехом прошли и некоторые другие страны.

В результате мы приходим к ставшему уже банальным выводу: при создании инновационной экономики необходимо существенно увеличивать финансирование сферы образования.

При этом речь идет о всей сфере образования, а не только о той ее элитной части, финансирование которой уже началось. Необходимо, разумеется, вкладывать деньги и в то и в другое. Хроническое недофинансирование региональных вузов, их плачевное состояние — причина одной из самых существенных диспропорций в российской экономике, невероятной разницы в развитии регионов. Как показывает мировой опыт, развитие того или иного региона начинается с привлечения в него молодежи, с создания условий для профессионального образования.

Математика как важная составляющая инновационного развития

О качестве математического образования в стране


Говоря об образовании для инновационного развития, прежде всего следует говорить о математическом и естественнонаучном образовании. Тема эта активно и эмоционально обсуждается в обществе, и, по-видимому, еще долго будет оставаться острой и актуальной. А введение обязательного единого государственного экзамена по математике поставило проблему преподавания данного предмета на уровень важнейших социальных проблем, поскольку затронуло интересы практически каждой семьи. Сразу заметим, что в нашей статье не обсуждается вопрос об отношении к ЕГЭ. Для нас главное не форма экзамена, а признание того факта, что математику плохо знают значительная часть выпускников школ, учителей математики и специалистов, окончивших вуз и обязанных владеть математическими знаниями профессионально. ЕГЭ обнажил многие проблемы, дав возможность получить единую статистику. А она весьма печальна: значительная часть школьников не в состоянии решить задачи простейшей группы А.

Проблема не только у нас. Показательно, что подготовке учителей математики и естественных дисциплин в США посвятил существенную часть своей речи перед Национальной академией