Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Экзамен на аттестат зрелости в Европе (обзор по материалам зарубежной печати)


Право на высшее образование

Во всех странах Европы для получения аттестата зрелости выпускнику необходимо сдать экзамен, подтверждающий успешное окончание средней школы и дающий право на зачисление в университет. В Германии этот экзамен называется Abitur (от латинского abire - уходить), в других странах Европы (Австрии, Лихтенштейне, Венгрии, Словении, Хорватии, Польше и др.) — Маtura (Maturit?t).

В немецкоязычных странах существуют три вида аттестата зрелости:

общий, подтверждающий право поступления на любые специальности в университеты и профильные высшие школы (технические, педагогические, музыкальные и т. д.);

предметный (Fachgebundene Hochschulreife, в Германии — Fachgebundene Abitur), ограничивающий право поступления абитуриента в университет только несколькими специальностями, но достаточный для поступления на любые специальности в другие типы высших школ и профессиональных академий;

профильный (Fachhochschulreife, Fachabitur или Berufsmatura), подтверждающий общее право обучаться в специализированных высших учебных заведениях (Fachhochschulen, Gesamthochschulen), профессиональных академиях и на определенных специальностях университетов.

Кроме того, квалификации, присужденные Торгово-промышленной палатой Германии (такие как «мастер», «техник», «специалист»), также предоставляют право на поступление в высшую школу без сдачи вступительных экзаменов и испытательного срока. Имеющие за плечами трехлетний опыт работы по специальности и двухлетнее профессиональное обучение также могут получить высшее образование по своей специальности, не предъявляя аттестат зрелости.

Abitur в Германии

Историческая справка

В Германии с начала XIX столетия наблюдается стабильный рост числа абитуриентов. Так, некоторые источники указывают, что в 1820 г. в Пруссии их было 590 человек, а уже в 1829 г. — 1409. С 1815 по 1830 г. число немецких студентов возросло с 5 тыс. до 16 тыс., после чего до 1850 г. наблюдался некоторый регресс. Тем не менее доля абитуриентов долгое время составляла менее 1% выпускников. К 1900 г. она колебалась в пределах 1-2%, несмотря на то что в это время женщины получили право на высшее образование. Большая часть гимназистов не сдавала экзамен на аттестат зрелости. Резкий рост числа студентов был зафиксирован с 1860 по 1914 г. — с 11 901 до 60 235. Сейчас доля абитуриентов в Германии по сравнению с другими странами также довольно низка. В 2004–2005 учебном году аттестат зрелости в той или иной форме в Германии получили только 244 000 человек. В 2005–2006 учебном году эта доля составила 43,1%. В 2007 г. аттестат зрелости получили 432 500 выпускников немецких школ, что на 4,2% больше, чем в 2006 г. (соответственно 412 800). При этом 302 200 (почти 70%) учащихся получили общий аттестат зрелости (Vollabitur). В Саксонии, Тюрингии и Берлине число абитуриентов в последние годы заметно снизилось. Правда, следует указать на неравномерность образовательного уровня в городе и сельской местности. Примечательным, на наш взгляд, является и тот факт, что большинство обладателей аттестата зрелости — девушки — 53,3% (2007 г.).


Экзамен на аттестат зрелости сдается по четырем-пяти предметам (как письменно, так и устно) и призван подтвердить компетенции, полученные учащимися в старших классах школы или гимназии. Экзаменационные оценки влияют на средний балл аттестата.

Поскольку образование в Германии относится к компетенции федеральных земель, процесс сдачи экзамена на аттестат зрелости сильно различается в регионах. Однако обязательным для всех является согласование с требованиями, закрепленными Kultusministerkonferenz.

В различных землях Германии экзамен проводится по-разному. В основном письменные задания разрабатываются центральными властями, как правило, министерством образования федеральной земли. И только в Рейнланд-Пфальц экзамены до сих пор проводятся децентрализованно. Письменные ответы проверяют по очереди два эксперта. Практика вынесения окончательной оценки различна в федеральных землях, так же как и число предметов, по которым сдаются устные экзамены (но во всех землях ФРГ хотя бы один экзамен должен быть сдан выпускником устно). По желанию учащегося по некоторым предметам могут быть введены дополнительные к письменным заданиям устные формы контроля знаний. Устный экзамен сдается комиссии, состоящей из трех учителей. В частных школах на экзамене присутствует представитель государственных органов образования.

Особые достижения (участие в государственных конкурсах (олимпиадах), занятия на семинарских курсах или блестящая защита годовой работы) часто влияют на заключительную оценку по соответствующему предмету. С 2006 г. на основании таких достижений выпускник может быть освобожден от четвертого или пятого экзамена.

В федеральных землях различается и средний балл, который необходимо набрать для получения аттестата зрелости. Так, в Тюрингии это 2,3 балла; в Баден-Вюртемберге — 2,33, в Нордхайн-Вестфалене — 2,67, а в Берлине — 2,71.

Маtura в Австрии

В Австрии общеобразовательные школы предполагают 12-летнее обучение, а профильные (Berufsbildende) — 13-летнее. После их окончания «матурант» сдает экзамен в рамках школы. Для тех, кто прервал обучение, есть возможность сдать экзамен экстерном или выдержать профильный экзамен на аттестат зрелости (Berufsreifepr?fung). При этом задания такого экзамена не аналогичны вопросам общего экзамена, сдаваемого выпускником в своей школе.

Несмотря на то что экзаменационные задания разрабатываются школьным советом кантона, а в Вене городским школьным советом, уровень требований к «матурантам» может сильно варьировать не только от школы к школе, но и от класса к классу. Задания письменных экзаменов разрабатываются специально для каждого класса, а устных — для каждого ученика. Оценки за письменные экзамены утверждаются школьным советом кантона.

Устные экзамены принимает комиссия, в которую входят учителя из других школ. Учащемуся задают два вопроса по каждому предмету. Экзаменующийся выбирает один из заданных вопросов и отвечает на него. И так по каждому предмету. Кроме того, «матуранту» зададут один дополнительный вопрос из области, которую он заранее укажет в качестве своей «специальной». Такую специальную область выпускник выбирает самостоятельно, проконсультировавшись с преподавателями. При этом она не должна затрагивать темы, относящиеся к основному материалу учебной программы.

Таким образом, австрийская Маtura сильно отличается от централизованного экзамена большинства немецких федеральных земель или французского «бакалавриата».

Экзамен в общеобразовательной школе

Выпускнику общеобразовательной школы необходимо сдать 3-4 письменных экзамена и 3-7 устных. Обычно письменные экзамены проводятся в мае в течение одной недели. Каждое испытание длится 4-5 часов. Как правило, на экзамены по родному и иностранным языкам отводят по 5 часов, а на испытания по математике — 4. Устные экзамены принимаются месяцем позже. Выпускник проходит их все в течение одного дня: на каждый экзамен отводится по 15-25 минут, не считая времени на подготовку к ответу.

Каждый сдающий Abitur может подготовить краткую аттестационную работу (Fachbereichsarbeit) до начала февраля. В случае ее успешной защиты выпускнику остается сдать всего лишь 3 письменных и 3 устных экзамена.

Обязательными являются экзамены по математике, родному и одному иностранному языкам. Четвертое испытание можно пройти по второму иностранному языку, информатике, начертательной геометрии, биологии или физике. Специальные работы по выбранным для экзамена дисциплинам должны быть написаны выпускником в течение последних 2 лет обучения.

Предметы, которые можно сдать устно, разделяются на несколько групп:

группа А: религия, этика, родной язык, история и обществознание, психология и философия, музыкальное и изобразительное воспитание;

группа В: иностранные языки;

группа С: география и экономика, математика, начертательная геометрия, биология и окружающая среда, химия, физика, информатика.

Каждый выпускник должен сдать устно как минимум один предмет из группы В. Выбор остальных дисциплин зависит от типа школы. На устных экзаменах могут присутствовать все желающие — они проходят в открытом слушании.

Выпускники, подготовившие Fachbereichsarbeit, должны сдать также устный экзамен по соответствующему предмету, в рамках которого им предстоит защитить свою работу. Если аттестационная работа написана не была, в ходе устного экзамена придется ответить на дополнительные вопросы по указанной заранее «специальной» теме. Независимо от того, какой вариант выберет учащийся, ему будут заданы два вопроса по основной программе, из которых он вправе выбрать один для ответа, и вопрос из его специальной области, содержащей дополнительный материал к учебной программе.

Предметный экзамен на аттестат зрелости сдается по двум любым предметам. Дополнительно к основным и специальному вопросам по обоим предметам выпускник получает еще два задания, из которых он опять же может выбрать одно. Дополнительные вопросы затрагивают предмет специализации. В роли экзаменаторов в таком случае выступают профессора соответствующих наук.

Экзамен в профессиональной школе (BHS-Matura)
<