Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образовательная среда в модернизации современной России



Социально-экономические предпосылки модернизации науки и образования

Российское государство и общество, различные социальные группы, включая многочисленную бюрократию, вс? больше приходят к выводу, что дальнейшее развитие России невозможно без модернизации. Впервые, по моему мнению, почти за двадцать лет перехода нашего общества на новую модель социального развития в Послании Президента Федеральному Собранию РФ (от 12 ноября 2009 г.) дана объективная и достаточно жесткая оценка нынешнего состояния российского общества, которое названо «архаичным»; выделены некоторые причины такого состояния и определено главное направление вывода России на путь социального прогресса. Такой путь возможен только через модернизацию экономики.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, ведущую роль в модернизации экономики, других сфер и отраслей народного хозяйства призваны сыграть образование и наука. К сожалению, сегодня их состояние во многом аналогично состоянию общества. Поэтому необходимы и модернизация образования, повышение его качества, реальное усиление внимания государства к науке.

Принижение статуса образования, культуры, науки, интеллигентности и нравственности в нашей стране привело к деформированию специальной и общекультурной подготовки обучаемых, к сведению творческого элемента учебного процесса к репродуктивности. В результате Россия оказалась не в состоянии ассимилировать богатейший опыт развития мировых систем образования. Забвению предан интересный и поучительный собственный дореволюционный опыт, невостребованы наработки педагогов-новаторов советского времени. Такое отношение государства и общества к образованию имеет серьезные социальные, экономические и геополитические последствия для настоящего и будущего России.

Сегодня творчески думающие педагоги выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Однако самая лучшая система, замкнутая стенами учебного учреждения, без наличия потребности в ней общества может нанести, как это ни парадоксально, огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу. Любое учебное учреждение, опираясь на эффективную систему образования и воспитания, сможет подготовить хорошего, грамотного специалиста. Но возникает вопрос: «Готово ли общество и его производство с крайне низким качеством труда, слабо или совсем не работающими стимулами и другими серьезными изъянами «принять» такого человека в систему своих отношений?» Конечно, нет.

Известные российские ученые И. Юргенс и Е. Гонтмахер считают, что уже через пять лет российская экономика при нынешнем ее развитии не сможет предъявить адекватные рабочие места для выпускников вузов, мыслящих передовыми категориями, ориентированных на высокие технологии и высокий уровень потребления [1].

Примитивная сырьевая направленность экономики, ее хроническая отсталость неизбежно приведут и уже приводят к деградации человеческого капитала, криминализации и маргинализации социальной структуры общества, массовому оттоку из страны высокопрофессиональных кадров, в первую очередь молодежи.

Современный финансовый кризис обнажил и обострил многие социальные проблемы и противоречия нашего общества, в том числе в образовании.

Требования к современной системе образования

Система профессионального образования до сих пор остается преимущественно закрытой. Она продолжает готовить кадры во многом исходя из собственных интересов, не согласуя их с потребностями общества. Так, известно, что до 70% выпускников вузов по ряду направлений подготовки не работают по специальности, а предприятиям тем временем не хватает квалифицированных работников [2]. Известно, что государственная образовательная политика может быть эффективной лишь в качестве органичной составной части целостной экономической, научно-технической и социальной политики. При этом ведущей концепцией образовательной политики должна быть стратегия опережающей качественной подготовки специалистов при демократизации всей системы образования. Г. А. Месяц, первый вице-президент РАН, справедливо отмечает, что «к сожалению, многое в образовании происходит спонтанно, неожиданно, без участия самих участников образовательного и научного процесса» [3].

Как здесь не вспомнить слова известного реформатора Л. Эрхарда, заложившего основы современной экономической системы Германии, о том, что любые реформы обречены на провал, если о них не знают граждане и если эти реформы они не поддерживают.

Содержание образования, безусловно, должно формироваться исходя из новых потребностей общества. Однако при создании современной системы образования необходимо учесть и другие требования и обстоятельства.

1. Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будут высоки престиж и статус человека знающего, культурного. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и образовательная среда, стимулирующая активность человека в получении качественного знания и в практическом его использовании.

2. Современная экономика сориентирована на удовлетворение потребностей человека. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывного ее характера.

3. Образовательная система постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по-другому. И здесь есть серьезные проблемы.

Существующая школьная система в ходе реформы почти полностью исключает из нее учителя, т. е. того, кто обязан реализовывать ее цели. Уверенность в своих силах и самоуважение учителя являются существенными условиями для качественного и эффективного развития отечественной системы образования.

Кроме того, крайне важен приток в школу и вузы молодых преподавателей. Но в силу разных причин, в первую очередь из-за низкой зарплаты, молодежь не идет работать в образовательные учреждения. Стареет преподавательский состав высших учебных заведений, особенно естественнонаучной и технической направленности. Эта проблема хорошо известна, однако в реальной жизни она практически не решается.

4. Система образования не может быть продуктивной без опоры на фундаментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа. Логика современного исторического движения ориентируется на межцивилизационное сближение при сохранении конституирующего социокультурного ядра того или иного этноса.

Понятно, что сформировать современную образовательную среду невозможно без совместной и целенаправленной деятельности учреждений образования, бизнеса и государства. Пока же все три субъекта, образно говоря, оторваны друг от друга, говорят на разных языках. У государства до сих пор нет четкого понимания, как объединить усилия общества, его институтов в формировании эффективной образовательной политики, соответствующей требованиям инновационного общества.

О гуманизации и гуманитаризации образования

Последнее положение, да и все предыдущие, чрезвычайно важны в условиях сегодняшнего кризиса, который чаще всего называют финансовым. Однако на деле, как справедливо считают глубокие аналитики, это кризис не столько финансовый, сколько социальный и духовно-нравственный. Поэтому необходимо усиление внимания к этим важнейшим составляющим общества.

Необходимость усиления гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса объясняется рядом причин.

Во-первых, как в нашей стране, так и в мире в целом, идет рост бездуховности и жестокости. Эти социальные болезни — результат воздействия многих факторов экономического, технического, политического, культурного, психологического порядка. В немалой степени сказываются и нерешенные проблемы воспитания, наличие авторитарных традиций и методов в системе образования и воспитания. Отечественные профессиональные учебные учреждения вс? еще выпускают в основном узких специалистов с «плоскостным» типом мышления, т. е. способных работать только в одном конкретном направлении и видеть свои задачи вне общих проблем. Отсюда и коррупция, и беды в экологии, культуре, экономике, политике, социальной сфере.

Во-вторых, повышенный интерес к гуманизации и гуманитаризации образования обусловлен растущей «бесчеловечностью» научно-технических достижений, увеличением доли риска обратить эти достижения против самого человека.

В-третьих, без опережающего интеллектуального, нравственного, духовного развития человека невозможны ни успешное овладение современными профессиями, ни высокопроизводительный труд, ни формирование личности, ни устойчивое развитие современного общества. Поэтому гуманизация и гуманитаризация — это две важные и тесно взаимосвязанные стороны единого образовательного и воспитательного процесса, без учета которых невозможно коренное обновление всей системы образования, общества и государства.

Однако процесс формирования образовательной среды сложен и внутренне противоречив. Эта противоречивость кроется преимущественно в двух типах культур: технической и гуманитарной. Противоположные черты этих культур формируют разные типы сознания и мышления, стиль поведения, профессиональную этику и др. Научно-технический прогресс способствует распространению стандартизации, массовости, стереотипности вещей, изделий, явлений, социальных норм, ценностей, мыслей и чувств. Гум