Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Школы должны прилагать больше усилий для привлечения будущих студентов к науке


В новом докладе, посвященном образованию в странах ОЭСР, отмечается, что 40% студентов вузов, получивших высшие баллы по естественнонаучным дисциплинам, не собираются работать по профессиям, связанным с наукой, при этом 45% студентов вообще не собираются продолжать изучать эти дисциплины. Сложившаяся ситуация способна затормозить экономическое развитие стран ОЭСР в дальнейшем.


«Лучшие ученики класса» — последний доклад консультационного отдела PISA показывает, что Финляндия и Новая Зеландия занимают первое место по количеству 15 летних подростков, получающих высшие баллы в учебе (1 к 5, т. е. 20%). Для сравнения в Греции, Италии, Мексике, Португалии, Испании, Турции это отношение 1 к 20, т. е. 5%.


Как известно, страны, в которых учащиеся лучше подготовлены, как правило, лидируют в науке. Однако в США средняя успеваемость 15 летних подростков ниже средней успеваемости по ОЭСР из-за большого числа неуспевающих. В Штатах доля успевающих к общему числу учащихся такая же, как у Кореи, обладающей одной из лучших обучающих систем, но также имеющей низкий процент успеваемости.


В Японии, Финляндии и Австрии более трети учащихся из малообеспеченных семей успевают на «отлично». В то время как в большинстве других стран ОЭСР доход семьи является преградой в приобретении подростком знаний.


Результаты обучения показывают, что учащиеся с высокими баллами интересуются наукой, но примерно половина из них не связывает себя с ней в перспективе. Среди успевающих учащихся, даже тех, кто превосходно сдал экзамены, наметилась тенденция не увлекаться наукой вне стен школы.


В целом доклад показывает, что школы в большинстве стран ОЭСР ведут обдуманную работу по передаче научных знаний и навыков, но тем не менее им не удается привлечь учащихся к научному творчеству. Это может стать помехой в развитии общества будущего, основанного на знании и которое все больше будет зависеть от состояния передовой науки и позитивного отношения к ней граждан.


«Школам и кадровым службам (careers services) следует прилагать больше усилий для привлечения молодежи заниматься наукой профессионально», — заявил Генеральный секретарь ОЭСР Ангел Гурриа.


Около 2/3 студентов естественников, получающих высокие баллы не смотрят ни научные телевизионные программы, ни читают научные статьи. Более 3/4 из них не посещают ни веб сайты по научным темам, ни являются членами научного клуба.


Детей и подростков можно подтолкнуть к науке через Интернет, содержание компьютерных игр должно включать в себя научные законы. Основой лучших ТВ программ, мультфильмов должна стать наука. «Это так важно — для будущей мощи экономики разнообразнее развивать одаренную молодежь, готовую принять вызов профессии ученого, — заметил А. Гурриа, — школы играют в этом важную роль. Их цель — сделать науку более привлекательной. А мы, как общество, обязаны сделать науку доступной».