Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Конференция «Треугольник знания. Формируем будущее Европы»






В рамках председательства Швеции в ЕС в Готеборге с 31 августа по 2 сентября 2009 г. состоялась конференция «Треугольник знаний. Формируем будущее Европы» («The Knowledge Triangle. Shaping the Future of Europe»). Главной темой конференции стала роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении конкурентоспособности Европы. На конференции присутствовало 300 участников со всего мира, было представлено около 30 докладов.





Основное содержание конференции





Для достижения стабильности европейского общества необходимо создавать и быстро внедрять новые товары, услуги и инфраструктуры. Наиболее важные тенденции должны быть связаны с глобальными проблемами в мире: с климатом, здоровьем, демографией и поддержкой конкурентоспособности Европы на мировом уровне. Такая поддержка должна основываться на достижениях во всех областях науки и образования для всех слоев общества.









Сущность «треугольника знания»





Важность «треугольника знания» (образование-исследование-инновация) подчеркивается Европейским Советом на каждом саммите, посвященном Лиссабонской стратегии[1], начиная с 2006 г.




Согласно Болонскому процессу, высшая школа находится на пересечении системы образования с областями научных исследований и инноваций, а также является ключевым фактором в конкурентоспособности Европы. Лондонское коммюнике зафиксировало усиление роли учреждений высшего образования в создании и расширении баз данных, в усилении фундаментальности и в стимулировании исследований и инноваций.





Существующие европейские проблемы





Анализ Комиссии Евросоюза показал, что Европе нужно упорно работать для интеграции всех составляющих «треугольника знания». В своем отчете Комиссия акцентировала внимание на:




недостаточном уровне инноваций и предпринимательской культуры в исследованиях и высшем образовании;




фрагментацию европейской системы высшего образования и исследований (отсутствие цельной картины), что затрудняет разработку общих мер для дальнейшего роста конкурентоспособности Европы;




недостаточный объем инвестирования, в т. ч. частного, в исследования;




существующую в Европе сложность внедрения результатов R&D (НИОКР) в коммерческие проекты;




сложность достижения критической массы пользователей[2] новаций в определенных областях;




недостаток критической массы и инноваций на малых и средних предприятиях.




Комиссия Евросоюза по обеспечению конкурентоспособности указала (май 2009 г.) в Перспективах развития Европейского исследовательского пространства до 2020 г. на жизненно важную необходимость взаимодействия в сфере высшего образования, исследований и инноваций.





В центре внимания университеты





Развитие европейского общества, основанного на знании, оказывает сильное давление на университеты Европы. Они уникальны, поскольку единственные отвечают и за высшее образование, и за исследовательскую деятельность. Университеты играют ведущую роль в обществе при обучении молодежи и повышении исследовательских компетенций специалистов, а также при формировании нового знания на основе современных исследований. Последнее направление деятельности приобретает все большее значение для Европы.




Европейская программа модернизации стимулирует университеты к постановке многообразных задач и разработке новых способов их решения и продвижения в жизнь. Инновации и предпринимательство должны интегрироваться, чтобы поддержать образование и исследования как основу дальнейшей активности.




Общественные институты, имеющие огромные социальные обязательства, все больше и больше зависят от сотрудничества с университетами. Забота о здоровье — очевидный пример. Старение населения, миграция и многие экологические проблемы — все они характеризуют изменения в европейском сообществе, обуславливают необходимость решений, основанных на новых знаниях.




Сотрудничество с университетами необходимо и европейским бизнесменам. Например, для крупных предприятий, имеющих собственные обширные исследовательские программы, стоит задача привлечения новых специалистов, обладающих нужными компетенциями. Последние же можно приобрести только на базе хорошего образования. Помимо этого университеты могут принимать участие в совместных закрытых исследованиях.




Малые и средние предприятия не столь нуждаются в специалистах, создающих новое знание. Тем не менее для развития собственного инновационного потенциала им необходимы хорошо образованные люди, способные понимать новые знания и знать спрос на него.



Необходимость плотного взаимодействия между исследованиями, высшим образованием, инновациями и предпринимательством непрерывно растет из-за постоянно увеличивающейся потребности в быстро меняющихся знаниях.





Реализация «треугольника знания»





Исторически сложилось так, что двумя основными задачами деятельности университета считаются создание новых знаний и подготовка высококвалифицированных кадров для экономики страны. «Треугольник знания» включает еще инновации и предпринимательство. Новые знания и хорошо подготовленные специалисты содействуют социальному возрождению. Знание развивается, оно динамично. Кроме того, оно может быть инновационным в контексте использования его обществом и промышленностью.



Компетенции специалистов играют при этом важную роль. Магистранты и докторанты же обеспечивают связь между научными исследованиями и их практическим применением, а также поддерживают потребность в обучении на протяжении всей жизни в обществе, основанном на знаниях.




Вводить в действие «треугольник знания» необходимо. В Европе имеется много успешных предприятий, находятся известные университеты. Им надо дать возможность развиваться. Важно, чтобы взаимодействие между университетами и бизнесом продолжало расти так же хорошо, как и с другими партнерами в обществе — государственными и частными компаниями. Такое сотрудничество обеспечивает высокий потенциал Европе. С помощью «треугольника знания» она имеет возможность развивать сотрудничество между промышленностью, обществом и наукой.




Однако по большей части концепция «треугольника знания» в Европе находится в своей начальной стадии. Причины этого — в подходах и отношении самих разработчиков, а так же в неадекватной политике на национальных и общеевропейском уровнях.




Что нужно, чтобы заставить нас тратить время и энергию и, будем надеяться, ресурсы на создание общества, основанного на знаниях? Общества, в котором «треугольник знания» станет руководящим принципом развития университетов, промышленности и общества в целом. Какие средства и действия нам необходимы?




Цели и ожидаемые выводы конференции





Конференция зафиксировала намерение Швеции на время ее председательства в ЕС уделить первостепенное внимание «треугольнику знания». При этом преследовалась двойная политическая цель.




1. Конференция «Треугольник Знания. Формируем будущее Европы» должна способствовать широкому и долгосрочному процессу развития и реализации «треугольника знания». Необходимо начать решать основные проблемы (например, описание передового опыта), чтобы впустить полемику и изменения в европейскую систему высшего образования, а также в ее отношения с промышленностью и государственным сектором. Текущие дебаты касательно «треугольника знания» сосредотачиваются прежде всего на отношениях между исследованиями и инновациями. Эта конференция призвана сфокусировать внимание на центральной роли высшего образования в «треугольнике знания» и его роли в обеспечении европейской конкурентоспособности.




2. Университеты являются основой «треугольника знания», а также служат границей между Общеевропейским пространством высшего образования (EHEA), Европейского исследовательского пространства (ERA) и Европейской инновационной сферой (EIA). Конференция должна стать стимулом для продолжения курса «Общего политического управления Европейской сферой исследований» в рамках Люблянского процесса[3], а также рабочей программы «Образования и Обучения 2020» и последующих мероприятий сообщества. Кроме того, конференция призвана обеспечить инвестиции в развитие Европейского плана инноваций, который был оглашен Европейским Советом в 2008 г.





Итоги конференции




«Треугольник знания» относится к новым формам взаимодействия между образованием, исследованиями и инновациями. Только благодаря ему возможно создание общества, основанного на знании.




Учреждения высшего образования должны играть ведущую роль в «треугольнике знания», создавая и распространяя ценные для общества и предприятий знания, а также реализуя связь образование-исследования-инновации через сотрудничество с широкими слоями сообщества.




Государствам Евросоюза следует изменить политику и управляющие механизмы так, чтобы поддерживать взаимодействие между университетами, научно исследовательскими институтами, фирмами и государственными учреждениями в рамках треугольника знания. Финансирование высшего образования, научных исследований и инновационной деятельности нужно не урезать в условиях экономического спада (рецессии), а наоборот, увеличивать.




Политическому и административному руководству институтов Европейского Союза необходимо принять во внимание, что структуры и программы для образования и научных исследований так же, как инновации, должны быть связаны друг с другом. В то же время, многообразие университетов и исследовательских сетей Европы стоит рассматривать как ценность.




Такие меры сделают Европу еще более привлекательным местом для студентов, исследователей, предпринимателей и новаторов, которые являются ключевыми игроками в «треугольнике знания». А в итоге это будет выгодно для всех граждан. В этой связи учреждениям высшего образования нужно отвести центральную роль в построении Европы, поскольку воздействие открытых новых знаний должно измеряться с точки зрения ее дальнейшего социально экономического развития.





Глобальные проблемы, стоящие перед международным сообществом, не могут быть успешно решены без новаций, основанных на разнонаправленных знаниях, включая достижения социально-гуманитарных наук и искусства. Конференция по «треугольнику знания» поддерживает Лундскую декларации[4], устанавливая новые приоритеты исследований в Европе в соответствии с Перспективой ЕС 2020, а также с Программой ЕС по модернизации европейских университетов.




Европейская культура с ее уважением к демократическим ценностям, справедливости и равным возможностям для всех людей, способствует формированию нового поколения предприимчивых молодых европейцев. Они рассчитывают на образовательные программы, развивающие не только их кругозор и навыки, но и таланты. Поэтому они ориентируются в обучении на личностный подход. Современное образование должно базироваться как на новейших знаниях и исследованиях, так и на проектах, способных открыть предпринимательские навыки студентов.




Панорама учреждений высшего образования и других государственных исследовательских организаций ЕС быстро меняется из-за реформ, увеличивающих автономию и ответственность высших школ. Они начинают конкурировать между собой за таланты и финансированием. Появляются новые формы сотрудничества университетов с исследовательскими учреждениями и бизнесом. В нескольких государствах ЕС происходит слияние университетов и государственных исследовательских организаций, объединение их ресурсов для достижения критической массы и увеличения качества образования и проводимых исследований.




Предпринимательство играет важную роль в реализации «треугольника знания», особенно в бизнес-образовании, исследованиях в промышленности и бизнес-инновациях.
У общества знания есть много заинтересованных лиц, и «пожертвования» от них необходимы, чтобы сформировать его не только как идею, но и как действительность. Это не нормативная модель. Это динамичный и гибкий способ управления знанием, обуславливающий различные миссии для учреждений высшего образования.





Стратегия развития университетов




Автономия университетов — важная предпосылка для того, чтобы «треугольник знания» претворился в жизнь. Автономия позволяет университетам развивать свои миссии, профили и деловые модели, отражая относительную силу каждой стороны «треугольника знания», вне зависимости от того это региональный, национальный или международный университет.




Для полного использования потенциала треугольника необходимо наличие институционального руководства университетов с четкими целями. Следует разрабатывать стратегии борьбы с хорошо закрепленными академическими связями и недостатком мобильности между сотрудниками академических учреждений, предприятиями и другими социальными секторами. Принимая на работу преподавателей и научных сотрудников и продвигая их по карьерной лестнице, вузы должны учитывать их заслуги по трем сторонам «треугольника знания».




В долгосрочной перспективе учреждения высшего образования разработают программы и учебные планы на всех уровнях, касающихся потребности во взаимодействии между образованием, исследованием и инновациями и обучения на протяжении всей жизни. Исследование и инновации должны возвратиться в разрабатываемые учебные планы и образовательную практику. Вузам, вдохновленным Европейским институтом инноваций и технологий (EIT) и Сообществом знания и инноваций (KICs), следует поощрять включение трех сторон «треугольника знания» в программы подготовки выпускников и докторов наук.




Роль докторантов в «треугольнике знания» нельзя недооценивать. Они — связующее звено между образованием, исследованиями и инновациями. Их роль может быть усилена за счет улучшения условий труда, механизмов финансирования и отношений с промышленностью.




В целом, необходимо создать новые сообщества, где университеты, научно исследовательские институты, коммерческие фирмы и государственные учреждения разделят общую ответственность.




«Треугольник знания» может и должен быть улучшен через местное, региональное, национальное (государственное) и международное сотрудничество.





Государственный уровень





Политика и стратегия органов управления и исполнения на национальном уровне должна быть согласована с задачей систематического взаимодействия между областями политики, относящимися к «треугольнику знания».




Определенно, усиление автономии учреждений высшего образования необходимо, чтобы позволить им развивать свои миссии и различные профили. Национальные механизмы финансирования должны признать и поддержать различные формы учреждений.




Одновременно с этим важным представляется и поддержка учреждений высшего образования, развивающих в сотрудничестве с внешними партнерами. Необходимо привести инновации к их реализации в различных областях общества.






Европейский уровень





Плюрализм университетов и систем исследований Европы должен рассматриваться как безусловное достоинство. Европа может извлечь выгоду из него, если структуры поддержки будут содействовать взаимодействию в «треугольнике знания».




На европейском уровне должна быть найдена более близкая интеграция между Общеевропейским пространством высшего образования (EHEA), Европейским исследовательским пространством (ERА) и инициативами в области инноваций. Нужна широкомасштабная инновационная стратегия, а также европейский план будущего развития инноваций, чтобы проложить путь к более сильной интеграции трех сторон «треугольника знания». Европейская стратегия должна отразить это отношение.




1 В 2000 г. в Лиссабоне была принята т. н. Лиссабонская стратегия (ее также часто называют Лиссабонской повесткой дня и Лиссабонской декларацией). И хотя в практическом плане далеко не все цели стратегии достигаются в соответствии с намеченными в ней сроками, тем не менее можно говорить о достаточно стройной ее конструкции. — Здесь и далее примеч. ред.


2 Концептуальная теория критической массы была заимствована исследователями организационной коммуникации и инноваций у экономистов, физиков, социологов. С ее помощь пытаются понять, какой размер должна иметь аудитория, чтобы новую технологию признать состоявшейся. Считается, что масса пользователей достигает критического уровня, когда новацию принимают 10-20% населения.


3 Обусловлен Люблянской декларацией, принятой на конференции «Усиление голоса гражданского общества в странах — соседях ЕС» 2 апреля 2008 г.


4 Лундская декларация является конечным результатом научно исследовательской конференции ЕС «Новые миры — новые решения» 2009 г. В ней говорится о важности сотрудничества между учеными, развитии инновационных технологий, а также необходимости укрепления связи между научными исследованиями и обществом. Большое значение придается наукам о Земле и геоэкологии. Новейшие достижения в области биотехнологий, информационных и нанотехнологий должны способствовать устранению многих сложных социально-политических проблем Европы. Ключевой задачей, по Лундской декларации, становится стирание границ между различными областями исследования, например, между изучением окружающей среды и социума. Декларация также является шагом вперед в деле подготовки следующей многолетней исследовательской программы ЕС.