Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Вызов для российского образования


О российских вузах за границей почти ничего не знают. Российских исследователей высшего образования всерьез не воспринимают. Таким взглядом со стороны «порадовал» участников прошедшего 1 декабря 2009 г. в Институте развития образования ГУ-ВШЭ семинара профессор Бостонского колледжа Филипп Альтбах.

Около пяти лет назад в Центре исследований высшего образования Бостонского колледжа (США) группа ученых под руководством Филиппа Альтбаха задалась целью создать каталог всех журналов мира, посвященных проблемам высшего образования. Проделав такую работу, они отобрали наиболее авторитетные и влиятельные издания. Их оказалось 60. Большинство выходят в США и Великобритании, что объясняется распространенностью английского языка.

В России исследователи из Бостона обнаружили только один журнал по данной тематике — Alma Mater.

Для сравнения: в Китае выпускается около 400 журналов. Правда, основная их масса рассчитана исключительно на аудиторию того вуза, где печатаются, и только порядка десяти имеют внеуниверситетское значение.

Тем не менее сам факт, что в стране издается столько профильных журналов, свидетельствует о внимании к проблемам высшего образования.

«Возможно, и в России проводится много подобных исследований, но нам о них неизвестно, — сказал Филипп Альтбах. — Для России это реальная проблема: донести до широкой общественности сведения о своих университетах. В мире не воспринимают русских исследователей всерьез. Я специально так говорю, с некоторым вызовом. Если вы проводите какое-то значимое исследование, то приложите все усилия (в том числе опубликуйте статью на английском) и добейтесь, чтобы об этом узнали мировые потребители».

С такими резкими и отчасти провокационными заявлениями выступил Филипп Альтбах на семинаре «Современные тенденции в исследованиях высшего образования», который состоялся 1 декабря в Институте развития образования ГУ-ВШЭ.

Когда идея овладевает массами

Представляя профессора Альтбаха участникам семинара, проректор Института развития образования ГУ-ВШЭ И. Д. Фрумин отметил «любопытный факт» о возглавляемом профессором Центре исследований: «занимая в Бостонском колледже несколько кабинетов и располагая всего несколькими сотрудниками, он известен во всем мире; и все благодаря тому, что рожденные здесь идеи овладели массами».

В частности, этому центру принадлежит идея сравнительного анализа национальных систем образования. Сам Филипп Альтбах в значительной мере сформировал это поле исследований, создавая в разных странах сети исследователей, собирая и анализируя материалы о деятельности местных вузов.

Г-н Альтбах, начиная свое выступление, подчеркнул, что считает предмет доклада скучным (тем поразительней для него оказалось большое количество слушателей, которые собрались на семинаре).

Но, с другой стороны, такой интерес к проблемам высшего образования вполне объясним, учитывая все возрастающее значение вузов в обществе и объемы их финансирования. Поэтому и правительству и населению важно знать и понимать, как организована их работа.

Основная часть исследований в области высшего образования в США носит институциональный характер, проводится на уровне одного университета или одного региона (штата). Собираются различные данные, которые позволяют, во первых, эффективно планировать деятельность, готовить отчеты для властей, кредиторов и т. д.; во вторых, повышать качество работы вуза. И наконец, еще один стимул (правда, его преследуют далеко не всегда) — улучшать жизнь студентов и преподавателей.

Большинство исследований ориентированы на выработку стратегии развития университетов, которая позволила бы им выбиться в лидеры, завоевать топовые места в рейтингах вузов.

Надо думать о реальных конкурентах

В Бостонском колледже тратится много средств и времени на изучение деятельности вузов-конкурентов, прежде всего тех, которые расположены по соседству.

«Находясь в Бостоне, нам нет смысла думать о Гарварде или MIT, — подчеркнул Филипп Альтбах. — Нас интересуют реальные конкуренты, например Принстон. Только зная, с кем ты реально можешь соревноваться, какие у него сильные и слабые стороны, можно грамотно выстроить имиджевую и финансовую политику, рассчитать бюджет рекламы и т. д.»

Профессор Альтбах оказался наслышан о бурных дискуссиях, которые ведутся в России по поводу рейтингов. Высказывая свое мнение, он отметил: «Надо признать, что рейтинги существуют, и никуда не денутся. Они интересны всем — начиная от абитуриентов и заканчивая правительством (нередко по строчке в рейтинге решается вопрос финансирования того или иного вуза)".

Известны два наиболее авторитетных и уважаемых рейтинга — газеты Times и Шанхайского университета. Первый крайне непрозрачный и закрытый, считает Филипп Альтбах. В настоящее время меняется команда его составителей и разрабатывается новая концепция ранжирования вузов. Второй — понятный и легкопроверяемый, но слишком однобокий: оценивается только исследовательская деятельность вуза (то, что проще всего посчитать, измерить). Если в университете работает нобелевский лауреат, то учебное заведение автоматически оказывается на верхних ступенях рейтинга.

«Это глупая система, — заявил Филипп Альтбах. — В рейтинге не учитывается главное — качество обучения. Вопрос в том, как его измерить. Пока ответа нет. Возможно, авторы Шанхайского рейтинга расширят перечень критериев, по которым ранжируются вузы. Тогда удастся составить более объективный рейтинг».

Проблема рейтинга тесно связана с брендированием вузов. Многие университеты обеспокоены этим вопросом, тратят огромные средства на поддержание своего бренда. Некоторые вузы входят в сеть элитных университетов и на них распространяется глобальный бренд. А Бостонский колледж, например, для этого старается даже в футбольных матчах выигрывать. Создание имиджа — важная вещь, на которую действительно нужно обращать внимание в современном мире, где очень высока конкуренция, заключил г-н Альтбах.

Ученых не слышат

Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются исследователи высшего образования, связана с тем, что к ним крайне неохотно прислушиваются чиновники профильных ведомств и даже администрация самих вузов. «Результаты наших исследований часто не востребованы, — признался Филипп Альтбах. — Чиновники не могут прочитать больше одной страницы текста, не хотят вникать в суть изложенной проблемы. Так что крайне важно наладить связь, установить взаимодействие между учеными и властью».

В последние годы усиливается международное сотрудничество исследователей высшего образования, что вполне характерно в условиях глобализации. Г-н Альтбах видит проблему в том, что американцы практически не обращают внимания на те исследования, которые проводятся вне США. И в этом их слабость. В других странах, где развито это направление (Англия, Франция, Япония, Китай), хорошо информированы о том, что происходит в мире и в отдельных регионах, каковы тенденции развития вузов.

Среди наиболее актуальных вопросов высшего образования, которые обозначились в ходе исследований группы Филиппа Альтбаха, следующие: 1) повышение эффективности преподавательской деятельности; 2) система оценки обучения; 3) развитие института аспирантуры; 4) интернационализация образования; 5) проблемы финансирования.

Также, по его словам, в мире пока не сложилась система подготовки администраторов высшего уровня для вузов. В них нередко занимают руководящие посты люди без педагогического образования. Вс? это негативно сказывается на развитии учебных заведений, которые превращаются в крайне сложные для управления организации, сродни корпорациям. Неслучайно в последнее время стали появляться специализированные программы MBA в сфере образования (такая действует, например, в Гарварде). В Бостонском колледже по 80 программам готовят специалистов для работы в вузах (учебная и внеучебная деятельность, финансовая сфера). Вузу, который находится в Бостоне, нет смысла думать о конкуренции с Гарвардом или MIT. Только зная, с кем ты реально можешь соревноваться, какие у него сильные и слабые стороны, можно грамотно выстроить имиджевую и финансовую политику, рассчитать бюджет на рекламу.

(STRF.ru)