Чем привлекательна Америка для ученых
Национальный фонд науки США (NSF) подсчитал, сколько зарабатывают представители разных профессий, приехавшие в Америку на работу (речь здесь идет о визе H1 B для квалифицированных работников).
Те иностранцы, кто работает в сфере журналистики и писательства, получают в среднем 38 200 долл. в год, а те, кто занят религиозной деятельностью — 37 400 долл. При этом их зарплата не зависит от наличия магистерского диплома или докторской степени: в обоих случаях она будет на уровне средней. Таким образом, представителям перечисленных профессий эмигрировать в США имеет смысл только на ранней стадии своей карьеры.
Рассмотрим ситуацию с приезжающими учеными. Математики и физики даже с дипломом бакалавра в среднем могут рассчитывать на годовую зарплату 58 000 долл. При этом наличие докторской степени поднимет ее только на 3000 долл. Для представителей социальных наук: политологов, экономистов, социологов стартовая зарплата пониже — 54 100 долл., однако магистр уже может претендовать на 64 000 долл., а доктор наук — на 77 600. Неплохо обстоят дела с зарплатой у инженеров, медиков, IT специалистов.
Судя по расчетам NSF, в ближайшие годы принципиальных изменений не ожидается. За последние 25 лет число ученых и инженеров в США выросло в 2 раза и стабильно растет в 1,5-2 раза быстрее, чем общая численность рабочей силы. Люди этих профессий хорошо зарабатывают: 50% наиболее высокооплачиваемых работников в этих отраслях получают в среднем 70 600 долл. в год, тогда как средняя зарплата жителей США составляет 31 400 долл. К тому же ученые и инженеры меньше подвержены безработице: по данным на сентябрь 2009 г., среди них она составляла 5,5% при общем уровне безработицы 9,7%.
США все больше полагаются на приезжую рабочую силу. Так, в 2003 г. 15% научных работников и инженеров с дипломом бакалавра и около трети с докторской степенью были иностранцами, а среди инженеров с PhD их и вовсе было больше половины.
Больше всего в США ждут IT специалистов, физиков, математиков, но и представители социальных наук тоже востребованы. Например, иностранцев среди уже работающих бакалавров-гуманитариев больше 10%, а среди докторов наук — почти пятая часть (20%). NSF подсчитал, что около половины приезжих, защитивших докторскую диссертацию по политологии, получают бессрочную профессорскую должность (tenure) или становятся кандидатами на такую должность (tenure-track) в течение 1-5 лет.
США не являются лидером по доле расходов на науку от ВВП (2,7%) и сильно уступают в этом Израилю, Швеции, Японии и Южной Корее (рис. 1). Но по абсолютным объемам она превосходит все страны: на США приходится больше трети мировых расходов (369 млрд. долл.) на научные исследования и разработки. В последнее время вс? больше инвестировать в науку стали корпорации (в 2007 г. около 2/3 от общего объема).
США - абсолютный лидер и по финансированию университетской науки — это 50 млрд. долл. в год, что втрое больше, чем в Японии, и в 30 раз — чем в России. В 2006 г. американские университеты выдали больше всех в мире дипломов о присвоении научной степени, опередив Китай, Великобританию, Германию и даже Россию, где выдача кандидатских дипломов поставлена на поток.
Что касается распределения расходов на научные исследования, то более 90% от 50 млрд. долл. получают «естественники». Больше всего вузовским гуманитариям повезло в Испании и Японии, где на эти направления приходится около трети расходов. В России примерно 81% выделяется на естественные науки, остальное — на гуманитарные.
Вузовская среда США контрастирует со средним образованием, которым многие родители и эксперты недовольны. Если взять, например, математику, то в международном исследовании TIMSS американские ученики четвертого класса в среднем получили баллы ниже, чем в России, Японии, Сингапуре и др., но опередили такие страны, как Италия, Чехия, Норвегия. А в другом глобальном тесте PISA 15 летние американцы отстали от большинства участвовавших стран. Зарплаты школьных учителей также растут медленнее, чем у представителей других профессий.
Несмотря на то что администрация Барака Обамы обещает школе новые реформы, большого прорыва не будет, т. к. на экспорт школьное образование все равно не поставишь. Куда выгоднее вкладывать средства в академическую сферу: это не только «ценный мех», т. е. отдача на инвестиции, но и ежегодный приток десятков тысяч лучших умов из Южной Кореи, Китая, Индии и многих других стран.
В 2007 г. 25% всех американских аспирантов и более половины postdoc прибыли в страну по временной визе, из них почти две трети, как показывает статистика, предпочли остаться. И хотя кризис немного подорвал привлекательность США для приезжих и вс? больше американских выпускников в стремлении избежать безработицы и получить интересную работу на заре своей карьеры интересуются вакансиями в Китае, тем не менее ученые и изобретатели не перестанут ехать в США.
Экспортируем вузовское образование, взамен получаем лучших инженеров, биологов и экономистов — такова американская модель науки и образования.
(slon.ru)