Манифест в поддержку педагогики СМИ призывает к решительным действиям
«Без СМИ образование невозможно!» — заявляют крупнейшие педагогические организации Германии в медиапедагогическом манифесте.
Между тем педагогика СМИ не закреплена пока еще ни в школьном, ни в профессиональном образовании. В создавшейся ситуации предлагается безотлагательно ввести этот предмет на всех ступенях образования. Впервые манифест был опубликован 21 марта 2009 г. в рамках Международной конференции «Game Cultures» в Магдебурге. С тех пор его подписали уже более 100 видных ученых и общественных деятелей из различных профессиональных областей. В Интернете манифест выложен на портале оnline-журнала «MedienP?dagogik».
Слияние традиционных и новых СМИ, их повсеместная и круглосуточная доступность через ноутбуки и мобильные телефоны, а также Интернет, предоставляют современным людям возможности непрерывного обучения, самореализации, участия в культурной и общественной жизни; открывают новые пространства для толкования и идентификации информации, ориентации в ней и действия.
Современные СМИ оказывают большое влияние на самоопределение молодых людей. В то же время они несут с собой новые проблемы социализации и развития, известные социальные риски — начиная от этически сомнительных медийных проектов до социальной дискриминации и нарушения авторских прав. В последнее время серьезные проблемы возникают в обращении с личными данными в интернет-коммуникациях.
Компетентное использование современных СМИ предполагает фундаментальное знание их различных характеристик, в т. ч. технических основ и этических форм информационной продукции, условий ее распространения в обществе, а также понимание культурно-коммуникативного, экономического и политического значения СМИ в условиях глобализации.
Медиакомпетентность — это способность к осмысленному, рефлектирующему и ответственному использованию СМИ; обдуманному применению их в школьной, профессиональной жизни и в свободное время; способность к грамотному выбору информации и ее интерпретации.
Другая важная область медиакомпетентности — активное и творческое использование современных СМИ для самовыражения, озвучивания волнующих тем, контактов и коммуникации.
Кроме вышеобозначенного, медиапедагогика предполагает критику СМИ, распространяющуюся как на их социальное развитие, так и на саморефлексирующее использование и создание собственных информационных презентаций.
За прошедшие два столетия медиапедагогика достигла значительного прогресса в теории, науке и практике. Были сформулированы необходимые медиапедагогические основы: теоретические и эмпирические работы освещали многогранность медийного действия и значение СМИ для социализации и культурного бытия. В изобилии представлены медиапедагогические материалы для практики, известны множество убедительных моделей и впечатляющих экспериментальных проектов, но всем им недостает необходимого постоянства. Как и прежде, не отлажена инфраструктура и организация в образовательных направлениях, наблюдается недостаток соответствующей квалификации педагогических кадров.
Социальное и культурное влияние глобализированных медиамиров и развитие общества во всеохватывающее информационное и коммуникационное требуют перестройки всей сферы образования, в том числе и медийной педагогики.
Широкое продвижение медийной педагогики необходимо как в научно-исследовательской сфере, так и на всех уровнях воспитательной и образовательной практик. Это требует не только программных разработок и стратегического планирования на годы вперед, но и, особенно, личных, инфраструктурных и финансовых инвестиций на федеральном и местном уровнях. При этом должны быть учтены все воспитательные и образовательные сферы и их институты, внешкольная работа с детьми и молодежью, профессиональное образование и образование взрослых.
Образовательно-политические требования подписавшихся под манифестом
Основная задача состоит в том, чтобы перевести медиапедагогику из фазы проектной модели и отдельных акций на местном и региональном уровнях в фазу структурных изменений. Отдельных мероприятий и различных информационных и консультативных предложений в Интернете и других СМИ недостаточно.
До сих пор медиапедагогика не была прочно закреплена в системах школьного и высшего образования. Во многих семьях и педагогических учреждениях отсутствует понятие рефлективного обращения со СМИ. Многие родители и воспитатели в образовательных учреждениях всех уровней ставят под сомнение свою ответственность в области медийного воспитания. В этой ситуации предлагается долгосрочно закрепить медийную педагогику во всех областях сферы образования.
С особой безотлагательностью выдвигаются следующие требования:
1. Необходимо усилить мадиапедагогические программы, прежде всего в направлениях элементарной педагогики, а также в образовании молодежи, семьи и родителей, чтобы все молодые люди получили возможность углублять свою компетенцию в вопросах использования СМИ.
2. В современные дискуссии о школьной реформе необходимо включить вопрос образовательного стандарта по медийной компетенции и закрепить его содержание в соответствующем циркуляре. Этот процесс требует поддержки соответствующих программ и исследований, направленных на обеспечение качества, а также долгосрочных программ повышения квалификации для педагогических кадров.
3. Особое внимание следует уделить педагогическим проектам для мигрантов и людей, не получивших достаточного образования. Для этого надо укрепить внешкольную работу с детьми и молодежью. Интенсификацию медийных проектов в этой области необходимо поддержать с помощью совершенствования инфраструктуры, личного участия и последовательного освещения в СМИ. Медиапедагогика должна быть более востребована в контексте культурного образования.
4. Основы медийного образования должны стать неотъемлемой составной частью подготовки воспитателей, учителей, преподавателей и социальных педагогов. Медиапедагогику следует выделить в самостоятельную специальность высшего профессионального образования и предмет по выбору для других специальностей высшей школы. Это в свою очередь делает необходимым внедрение кафедр медиапедагогики в инфраструктуру высшей школы.
5. В то время как существуют научные исследования использования СМИ, фокусирующиеся на количественных характеристиках, по-прежнему наблюдается недостаток более глубоких исследований, которые бы анализировали использование СМИ в социальном контексте. Необходимо значительное усиление медиасоциальных теоретических и практических научных исследований в этой области.
(Перевод с нем. О. Ю. Глайсснер)