Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О реформе исторического образования в России

17 апреля 2009 г. в Москве в представительстве фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров состоялся семинар «О реформе исторического образования в России». На семинаре был обсужден проект такой реформы, разработанный при поддержке фонда сотрудниками Смольного института свободных искусств и наук Санкт Петербургского государственного университета. Главная идея проекта заключается в том, что историческое образование как в школе, так и в вузе должно способствовать, прежде всего, развитию критического мышления, а тем самым — воспитанию граждан демократического общества. Вторая важнейшая функция исторического образования — передача общей культуры. В настоящее время обе эти функции подчинены интересам самовоспроизводства корпорации историков. В результате историческая наука существует сама по себе, а историческое сознание общества — само по себе. Неудивительно, что это последнее находится во власти политических мифов и идеологий, чаще всего — националистических.

Предложенный проект реформы предусматривает систему мер по перестройке преподавания истории в школе и в вузе. Проект основан на сравнительном изучении массового исторического сознания, исторической науки и исторической профессии, а также программ исторических курсов и учебников истории в России и ряде зарубежных стран. Он исходит из принципов Болонского процесса, в частности, компетентностного подхода к образованию. Проект опирается на опыт модернизации российского образования, накопленный Смольным институтом — первым в России учреждением либерального образования.

В работе семинара приняли участие педагоги и правозащитники, представители академического сообщества, фондов и общественных движений, историки, философы, литературоведы, социологи, антропологи. Среди участников семинара — заведующая лабораторией исторического образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, профессор Людмила Алексашкина, сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман, ведущий информационно политического Интернет канала «Полит.ру» Борис Долгин, директор Московского отделения фонда МакАртуров Игорь Зевелев, профессор РГГУ Галина Зверева, заместитель Президента Председателя Правления ВТБ 24 Михаил Кожокин, декан Смольного института Николай Копосов, проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев, профессор МГУ Игорь Филиппов, директор Смольного Коллегиума Дина Хапаева, президент фонда «Либеральная миссия» Ирина Ясина и др.

Собравшимися были высказаны предложения по совершенствованию представленного проекта и организации широкого общественного обсуждения образовательной реформы. В рамках семинара состоялась презентация нового сайта «Память, образование, политика», разработанного для обсуждения вопросов исторического сознания современного общества, исторической науки и образования.

(Русский Журнал)