Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Будущее негосударственного образования в России

20 мая т. г. прошло V Общее собрание Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ), на котором была проанализирована ситуация в негосударственном секторе высшей школы. Публикуем выдержки из выступления докладчиков.

Григорий Балыхин, председатель комитета Госдумы по образованию:

В правительстве создан комитет по негосударственному образовательному сектору, где целенаправленно изучают и пытаются решить проблемы негосударственных вузов. И главной проблемой нам видится неравнодоступность вузов к бюджетным средствам. Это касается и госзаказа с контрольными цифрами приема, того, что вузы с бюджетным финансированием не облагаются налогом на имущество, а негосударственные вузы — облагаются. Вуз, получающий доход от предпринимательской деятельности должен быть освобожден от налогов. Негосударственный образовательный сектор России — участок действительно сложный. Почему-то многие забывают, что российские негосударственные вузы — те самые инновационные площадки для развития экономики — влияют на интеграцию в международные образовательные стандарты, дают возможность и право на образование многим.

Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию, депутат Государственной думы:

Редко бывает, что представители государственных ведомств большие оптимисты, чем ректорский корпус. Вот несколько позиций по решению части проблем в негосударственном секторе. Во первых, надо найти критерии, которые бы содействовали качеству образования в вузе. Я не уверен в том, что чем больше университет, тем обязательно выше качество образования. Во вторых, равнодоступность вузов к госбюджету, конечно, должна быть. Негосударственные вузы поддержку от государства получат, но, скорее всего, коснется она лишь их небольшой части. А может, надо вернуться к положению 1992 г., в котором говорилось о равнодоступности к госбюджету всех аккредитованных вузов. В третьих, госкомитет будет поддерживать и идею компенсации по налогу на землю наравне с государственными вузами, и идею по налогу на прибыль, которую высказал сегодня Г. А. Балыхин. Капля камень точит. Чтобы добиться своих целей, представителям негосударственного образовательного сектора необходимо активировать все формы взаимодействия. Благодарю вас за решение государственной задачи и за то, что общими усилиями вы двигаетесь вперед.

Виктор Круглов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

В отличие от проверенных временем государственных вузов, негосударственным нелегко доказать свою конкурентоспособность, Но у вас есть сильная мотивация — быть лучше. Причем нужно возлагать ответственность прежде всего на самих себя. Не ждать, пока правительство определит востребованность ваших выпускников в регионах, а самим дать эту оценку. Качество самоорганизации деятельности вуза — крайне важно. И есть среди негосударственных образовательных учреждений прекрасные примеры для подражания. Например, академия управления «ТИСБИ» — победитель в конкурсе качества самоорганизации среди вузов России. Этот вуз имеет прекрасную материальную базу, а также оказывают реальную помощь по обучению инвалидов.

Сергей Щенников, ректор ЛИНК МИМ:

Необходимо уточнение ниши нашей ассоциации, уточнение нашей миссии. Нам нужно найти ресурсы по собственному совершенствованию, ведь сила всего негосударственного образовательного сектора в каждом из нас. И не надо забывать о том, что негосударственные вузы — мощная системная инновация. А какая инновационная экономика без инновационного образования? Поэтому в кризис государство должно поддерживать инновационно работающие вузы, вне зависимости от их формы собственности.

Владимир Зернов, председатель совета АНВУЗ, ректор РосНОУ:

Нынешнюю Россию невозможно представить без системы негосударственной высшей школы. Своего совершеннолетия она уже достигла, и, хотя до совершенства нам еще расти и расти, мы уже завоевали авторитет и признание как жизнеспособный и эффективный сектор образования, интегрированный в общенациональную систему подготовки кадров для многоотраслевой национальной экономики. Сейчас многие негосударственные вузы — лидеры активной студенческой жизни и продвижения инновационных технологий, например здоровьеформирующих. В целом ряде негосударственных вузов прием заканчивается еще в июле, так что нельзя говорить, что мы «подбираем» абитуриентов, не поступивших на бюджет. Проблема недобора по некоторым специальностям существует и в государственных вузах, но абитуриенты все равно идут в вузы негосударственные. Парадокс. Значит, все таки стереотипы меняются. Негосударственные вузы — инновационные площадки, которые создают конкурентную среду, это двигатель прогресса. Недооценка негосударственного сектора образования и попытки не допустить его к госзаказу означают решение конкурентных проблем административными методами, и в итоге приведет только к стагнации как образования, так и экономики. Мы это уже проходили. Пора понять, что в постиндустриальном обществе образование не может существовать независимо от общей рыночной экономики.

Что касается демографического спада... Если в 2007 г. количество выпускников школ было 1 млн. 102 тыс., в 2008 м — 981 тысяча, то в 2009 м ожидается 930 тысяч, а в 2010 м — 808 тысяч. И вузы, конечно же, пострадают. Только в Москве десятки вузов не только не наберут новых студентов, но могут потерять и тех, кто у них уже учится. Придется Ассоциации негосударственных вузов брать ответственность за коллег и становиться сильнее. А в сильный негосударственный вуз студенты обязательно придут. Сейчас в мире кризис, Но я уверен, что негосударственному образовательному сектору он даже на руку. Самое главное, каким образование будет после кризиса. И здесь ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Нас интересует только тот, который выведет российское образование на новый уровень, устранив все недостатки и усилив достоинства.

(ИА REGNUM)