Учиться толерантности
Видеообращение к российским школьникам в день знаний Президента РФ Д. А. Медведева, посвященное толерантности, вызвало широкий отклик в образовательных учреждениях. Президент обратился к одной из самых актуальных проблем для России, где проживает более 40 млн. населения, более 180 народов, говорящих на более чем 230 языках, Д. А. Медведев обратил внимание учащихся на то, что сохранение единства российских народов является общей задачей, а для этого необходимо лучше понимать друг друга, беречь «уникальный, огромный мир — нашу Россию». Проведение в школах страны 1 сентября уроков толерантности продемонстрировало стремление подрастающего поколения более активно участвовать в укреплении дружбы, гармонизации отношений между людьми.
Этими событиями определил тему Всероссийского семинара «Толерантность как цивилизационная норма», прошедшего 25 сентября т. г. в Федеральном институте развития образования Минобрнауки России, директор ФГУ «ФИРО», академик РАО А. Г. Асмолов. Проблематика толерантности, отметил А. Г. Асмолов, все более властно входит в наше сознание. Ее разработкой ФИРО серьезно занимается совместно с коллегами из институтов психологии, антропологии и этнологии РАН, Российской академии образования. О толерантности говорится немало, но нередко люди имеют о ней суженное и неадекватное представление. Толерантность же, как цивилизационная норма, выполняет функции, которые обеспечивают устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия; право каждого человека быть иным; баланс интересов противоборствующих сторон в экономике и политике; возможность диалога и накопления согласия различных мировоззрений и культур.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке программ, направленных на формирование толерантного сознания личности. В этой связи директор ФИРО А. Г. Асмолов предложил комплекс мер государственной образовательной политики по противодействию экстремизму в российском обществе. Они призваны способствовать масштабному внедрению социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия среди подростков и молодежи, а также обеспечить снижение социальной напряженности, осуществление политики гражданского согласия, способствовать налаживанию межэтнического и межконфессионального диалога в обществе. Действенность этих мер отчетливо проявляется в реальности. Среди них: стимулирование общегосударственных программ социальной рекламы, акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, пропагандирующих межэтническое и межкультурное общение; введение государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности и средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и Интернете; организация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программ межкультурного обучения, направленных на повышение компетентности управленческих решений, предупреждение этнических, религиозных и социальных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия у подростков и молодежи, представляющих различные социальные, культурные и этнические группы населения; создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях социально психологических служб преодоления кризисных ситуаций, ориентированных на обеспечение социального здоровья общества, помощь жертвам насилия и жестокости; дальнейшее совершенствование на федеральном и региональном уровнях гуманитарной и психолого-педагогической экспертизы учебников, образовательных программ и игровой продукции, в том числе компьютерных игр, с целью предупреждения деструктивных форм поведения у молодежи и формирования у нее социальных установок на толерантность. Это также — включение в дополнительные профессиональные программы подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления, средств массовой информации, в примерные основные образовательные программы педагогического образования курсов, обеспечивающих формирование компетентности в вопросах толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму; введение в Федеральную целевую программу книгоиздания направления «Формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействие экстремизму»; поддержка усилий Межрелигиозного совета России по налаживанию межрелигиозного диалога и сотрудничества; поддержка образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов традиционных религий и связанных с ними молодежных организаций; поддержка межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно практические и бизнес конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.
В заключение выступления А. Г. Асмолов отметил, что символ радуги мог бы стать наиболее ярким отражением смысла толерантности: когда цвета радуги пропадают — мир становится серым. Проповедниками толерантности он назвал ряд великих мыслителей человечества. Среди них — Лев Семенович Выготский, Лев Николаевич Толстой, Петр Алексеевич Кропоткин, Владимир Иванович Вернадский, Махатма Ганди, Януш Корчак, Андрей Дмитриевич Сахаров, Соломон Михайлович Михоэлс и др.
Главный научный сотрудник ФИРО, доктор психологических наук Г. В. Солдатова свое выступление посвятила анализу деятельности Центра толерантности и гуманитарных технологий, где уже в течение десяти лет психологи ведут практическую и научную работу. Различными видами практической помощи психологов центра было охвачено более 50 тыс. человек, учеными разработано немало методических пособий, постоянно проводятся тренинги. Центр имеет экспериментальные площадки, полученный эффект закрепляется в больших коллективах.
Заместитель директора ФИРО, д. психол. н., профессор О. А. Карабанова привлекла внимание участников семинара к одному из аспектов, связанных с развитием толерантности. Она подчеркнула, что решение проблемы толерантности может быть осуществлено только в единстве решения других задач: задачи формирования и воспитания толерантности, а также задачи развития гражданской идентичности.
Заместитель руководителя Центра стратегии образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО Э. Ф. Алиева и заведующая сектором организации экспертизы и координации программ Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО, кандидат педагогических наук О. Р. Радионова раскрыли в своих выступлениях методические аспекты работы по технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения. Педагогическая технология «Истории Карапушек — как жить в мире с собой и другими?», разработанная в 2007–2009 гг., способна воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Она направлена на создание универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в образовательном учреждении, строящейся на интеграции различных видов деятельности: игровой с элементами сказотерапии и продуктивной. В выступлениях было убедительно показано, что именно эти виды деятельности позволяют ребенку в доступной форме не только успешно усваивать такие понятия, как уважение, равенство, миролюбие, но и развивать навыки коммуникативной культуры, что очень важно для формирования установок позитивного отношения к миру, сверстникам и взрослым.
Тему «Подросток и окружающая среда» раскрыл в своем выступлении директор Института социологии образования РАО, академик В. С. Собкин, обратив особое внимание на опыт переживаний социальных отношений подростка со своим окружением. Эти отношения должны быть ориентированы на диалог. Как важный момент формирования толерантности, он назвал способность подростка удивляться разнообразию мира. Задача педагога, отметил выступающий, это готовность и умение входить в диалог, не теряя своей позиции. Говоря о формировании толерантности человека, В. С. Собкин подчеркнул, что толерантность и гражданственность имеют корневую связь. Ученый говорил также о важности возрастных моментов толерантности, поскольку имеются возрастные кризисы. Именно поэтому необходимо как социальную среду проанализировать детский сад, школу, вуз.
Заместитель министра образования и науки РФ И. И. Калина в своем выступлении подвел итоги диспута. Он отметил, что ученые от педагогики нередко выступают в роли людей, расплетающих канат образования на отдельные ниточки, а затем удивляются, почему эта ниточка обрывается, когда за нее пытаются вытягивать образование. Обращаясь к представителям гуманитарных наук, И. И. Калина изложил с позиции преподавателя математики свой взгляд на проблемы формирования толерантности.