Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О педагогических кадрах общеобразовательных учреждений в Российской Федерации


О кадровой структуре российского учительства

В школах, расположенных на территории Российской Федерации, работали 1 215 478 учителей (Здесь и далее данные Росстата по состоянию на 1 октября 2008 г.). Из них:

1 062 016 человек (87%) — женщины;

47 181 человек (4%) — учителя со стажем педагогической работы до двух лет;

61 695 человек (5%) — учителя со стажем педагогической работы от 2 до 5 лет;

365 365 человек (30%) — учителя со стажем педагогической работы от 10 до 20 лет;

626 443 человека (51,5%) — учителя со стажем педагогической работы свыше 20 лет, в том числе 216 556 человек (17,8%) — учителя пенсионного возраста.

Об уровне образования и квалификации учителей

Из общей численности учителей общеобразовательных учреждений имели:

среднее специальное образование — 176 446 человек (15%);

незаконченное высшее образование — 27 007 человек (2,2%);

высшее образование — 1 007 582 человека (82%).

Уменьшение общего количества учителей школ сопровождается снижением доли учителей с высшим образованием.

Более 90% учителей школ РФ имеют квалификационные категории.

О вакансиях в системе образования

По отношению к 2006 г. количество обучающихся в российских школах уменьшилось на 1,8 млн. человек. Численность учителей за этот же период снизилась чуть более чем на 300 тыс. человек. Снижение численности обучающихся, а также начавшаяся с 2006 г. деятельность региональных и муниципальных органов власти по развитию сети школ позволили повысить эффективность системы образования и увеличить соотношение численности обучающихся и учителей с 9,96 в 2006 г. до 10,97 в 2008 г. Однако пока этот показатель ниже среднеевропейского.

В последние годы происходит уменьшение числа вакантных должностей в общеобразовательных учреждениях. Это связано в первую очередь с сокращением численности контингента обучающихся и соответственно общей численности рабочих мест для учителей в школах страны. Так, в российских школах было зарегистрировано 6972 вакантные должности учителей, что составляет 0,6% от общего количества учителей и в 2 раза меньше аналогичных данных по состоянию на 1 октября 2006 г. Наибольшее число вакантных должностей отмечается по иностранному языку, информатике, физической культуре, трудовому обучению.

По состоянию на 1 декабря 2009 г. по информации, представленной подведомственными Рособразованию образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку по педагогическим специальностям, не трудоустроены:

5,9 тыс. выпускников учреждений высшего профессионального образования (15,4% от числа всех не трудоустроенных выпускников вузов);

0,3 тыс. выпускников учреждений среднего профессионального образования (2,2% от числа всех не трудоустроенных выпускников учреждений среднего профессионального образования).

По информации Роструда наибольшее число выпускников специальности «Образование и педагогика» обратилось в органы службы занятости, расположенные на территории Приволжского федерального округа («учитель», «педагог-психолог») и Южного федерального округа («учитель начальных классов», «учитель истории»).

О подготовке учителей в учреждениях высшего и среднего профессионального образования

Подготовку учителей с высшим образованием традиционно осуществляли педагогические вузы. Однако их число, в связи с процессами реструктуризации сети вузов, сократилось более чем на треть с момента распада Советского Союза.

При этом расширилась подготовка педагогов в непрофильных вузах и их филиалах.

Непрофильные вузы в основном ведут подготовку кадров по таким педагогическим специальностям, как «Технологическое образование», «Профессиональное обучение (по отраслям)", «Технология и предпринимательство», «Социально-экономическое образование».

Действующая укрупненная группа «Образование и педагогика» включает 30 направлений (специальностей) высшего профессионального образования. Государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку по этой группе постоянно снижается: в 2008 г. — 75 962 человек, в 2009 г. — 70 384 и проект на 2010 г. — 54 379.

По сравнению с 2005 г. общий прием в 2009 г. на педагогические специальности уменьшился на 32%, в том числе прием на бюджетные места — на 28%. На такие специальности, как «Химия», «Математика», «Физика», прием на бюджет за 5 лет уменьшился почти в 2 раза, а на специальности «Социально-экономическое образование», «Технологическое образование», «Художественное образование» прием увеличился.

Общий контингент обучающихся в текущем учебном году по сравнению с 2005/2006 уменьшился на 21%, а на бюджетных местах на 17%.

Средний балл по результатам ЕГЭ зачисленных на бюджетные места на педагогические специальности в 2009 г. составил 53, что ниже среднего балла по ЕГЭ лиц, зачисленных на бюджетные места по всем укрупненным группам специальностей (59).

Частью системы подготовки педагогических кадров являются учреждения среднего профессионального образования — педагогические училища и колледжи (около 340), расположенные на территории всех субъектов Российской Федерации.

О системе повышения квалификации педагогических кадров

Сеть федеральных и региональных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования включает 94 образовательные учреждения, расположенные во всех субъектах Российской Федерации. Головным учреждением является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, расположенная в Москве.

Кроме этого, в обеспечении профессионального роста и повышения квалификации учителей принимают участие свыше 2500 муниципальных методических учреждений. В учреждениях повышения квалификации и методических службах работают свыше 50 тыс. преподавателей и методистов.

По данным федерального опроса, 88,8% учителей и 97,9% директоров школ повышают свою квалификацию посредством прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.

О заработной плате и системе поощрения учителей

В 2006 г., согласно данным Минрегиона России, средняя заработная плата учителей в Российской Федерации составляла около 9 тыс. рублей. При этом в разных регионах она варьировала от 5,5 тыс. рублей (в Брянской, Курской, Костромской областях, Республике Дагестан и некоторых других) до 20-25 тыс. рублей (в Москве, Ямало Ненецком и Ханты Мансийском автономных округах).

По итогам 2008 г. средняя заработная плата учителей в среднем по стране почти достигла 13 тыс. рублей и составила: от 6-7 тыс. рублей в Брянской, Костромской областях, Республике Дагестан, Ингушетии до 22-33 тыс. В последние годы в общеобразовательных учреждениях России началось введение новых систем оплаты труда (НСОТ), ориентированных на стимулирование качества труда работников образования. Наиболее активно введение НСОТ в последние годы велось в субъектах РФ - участниках комплексных проектов модернизации образования (КПМО). По результатам внедрения НСОТ в субъектах Российской Федерации — участниках КПМО средняя заработная плата учителей повысилась в 2,3 раза. Наиболее существенно выросла заработная плата высококвалифицированных учителей.

В 20 субъектах Российской Федерации — участниках КПМО (65%) среднемесячная заработная плата учителей превысила уровень заработной платы по экономике региона. В 7 из них средняя заработная плата учителя превысила среднюю заработную плату по региону более чем на 20% (Калининградская область, Саратовская область, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай). В последние годы сложилась система дополнительной государственной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных профессиональных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) создан масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. ? 324 «О денежном поощрении лучших учителей» с 2006 по 2009 г. ежегодно по результатам конкурсного отбора 10 тыс. лучших учителей Российской Федерации награждались почетной грамотой Минобрнауки России. Им выплачивалось денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей. Аналогичная поддержка была организована и на региональном уровне.

С 2010 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 28 января 2010 г. ? 117 денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей на конкурсной основе будет ежегодно получать одна тысяча учителей.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 г. также выплачивается вознаграждение за классное руководство около 800 тыс. учителей. В 2009 г. на выплату вознаграждения из федерального бюджета были перечислены средства в размере 11,08 млрд. рублей.

к началу