Выступление Министра А. А.Фурсенко на итоговой коллегии Минобрнауки России (19.03.2010)
Уважаемый Сергей Борисович!
Уважаемые коллеги!
На прошлой итоговой коллегии, которая состоялась год назад, мы говорили о том, что создание нормативной базы в образовании и науке практически завершено и поставили перед собой главную цель, чтобы эта нормативная база начала работать. В своем сегодняшнем докладе хотел бы кратко остановиться на основных итогах этой работы в 2009 г., а также о задачах, стоящих перед нами в 2010 г.
Президент РФ Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г. сказал: «В XXI в. нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям».
В 2009 г., несмотря на кризисные явления в экономике, министерством была продолжена системная работа по модернизации сферы образования и науки.
Ключевой вопрос достижения поставленных Президентом задач модернизации российской экономики — ее кадровое обеспечение. В этой связи хотел бы начать с самого социально значимого события прошедшего года — перевода ЕГЭ в штатный режим.
Анализ результатов, с одной стороны, принес нам понимание того, что профессиональные устремления школьников не соответствуют задачам социально-экономического развития страны, с другой — наглядно продемонстрировал низкое качество подготовки в ряде школ. При этом нам не удалось перенести центр тяжести общественного внимания и обсуждения с вопросов технологических на сущностные (контентные), с вопросов сравнения различных подходов к оценке знаний к выяснению того, почему эти знания недостаточные. Конечно, диагностика важна, но еще важнее правильное и своевременное лечение.
Только все вместе мы способны обеспечить реальные изменения к лучшему. Решение этой задачи — доступность качественного образования для всех граждан России был призван обеспечить приоритетный национальный проект.
Региональные комплексные проекты модернизации образования интегрировали ключевые наработки и достижения нацпроекта в сфере общего образования. Участие в реализации комплексных проектов принял 31 регион, где 450 тыс. учителей учат почти 5 млн. школьников. Победителями стали регионы, взявшие высокие, но обоснованные обязательства и обеспечившие максимальные темпы улучшения ситуации. Это позволило нам создать модель, которая теперь может быть использована в масштабах всей страны.
Проекты комплексной модернизации позволили экспериментально подтвердить и закрепить на практике основные направления развития школы и доказать, что на их основе поставленная цель — доступность качественного образования для всех школьников — достижима.
Доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий — по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам — возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70%.
Эти позитивные изменения были достигнуты не только увеличением бюджетного финансирования. В регионах, реализующих комплексные проекты, норматив на ученика вырос в среднем более чем в 2 раза. Свыше 20% этого роста обеспечено за счет перераспределения, т. е. высвобождения из области неэффективных расходов порядка 10,5 млрд. рублей.
Высвобождения средств удалось достичь за счет более современных моделей финансирования образовательных учреждений, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя — от интенсивности и результатов труда.
Кроме того, в рамках комплексных проектов продемонстрирована важность общественного участия в принятии решений на всех этапах и уровнях выработки этих решений.
Сейчас необходимо сделать следующий шаг — перенести полученные результаты на всю систему образования. Мы можем и должны сделать это через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Какие именно решения и подходы мы должны распространить в рамках реализации этой Инициативы.
В первую очередь, это комплексный характер изменений, взаимосвязано включающий основные направления комплексных проектов: финансовые инструменты (нормативно-подушевое финансирование (далее — НПФ) и новые системы оплаты труда (далее — НСОТ), обновление сети образовательных учреждений, общественное участие и систему оценки качества.
Переход на нормативно подушевое финансирование
— Установление норматива с учетом особых потребностей конкретного ребенка
— Доведение норматива до школы
— Неснижение финансирования
— Самостоятельность в распределении средств
— Отказ от типового штатного расписания
В 2012 г. в субъектах РФ должен быть завершен переход на НПФ и НСОТ. Большинство регионов уже существенно продвинулись в этом направлении.
Следующим шагом, необходимым для более полной самостоятельности школ, станет введение в действие закона о совершенствовании правового положения государственных учреждений. Школа сможет получать финансирование без разбивки по статьям расходов, а следовательно, использовать его более гибко и эффективно. Об этом давно просят учебные заведения, работающие в условиях подушевого норматива.
И, конечно, новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей и директоров школ. В этой связи мы совместно с Минздравсоцразвития и отраслевым профсоюзом обновили квалификационные требования к работникам образования, а также согласовали с профсоюзом новый подход к аттестации педагогов, фактически — к допуску к профессии.
Проблемы, с которыми мы столкнулись на всех уровнях образования, во многом обусловлены как субъективными, так и объективными причинами, в том числе очень негативной демографической ситуацией. В течение последнего десятилетия она в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу и сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим в реальную экономику. И здесь ключевая задача — оперативная и адекватная реакция сферы образования на происходящие изменения, стыковка системы общего и профессионального образования
Хотел бы привлечь внимание руководителей образовательных учреждений к тому, что наряду с решением главной задачи — подготовкой квалифицированных специалистов, воспитанием здорового (во всех смыслах) молодого поколения, мы обязаны думать о проблеме трудоустройства (обеспечения занятости) наших коллег — сотрудников сферы образования, которые могут остаться без работы из-за ухудшающейся демографии.
Один из вариантов решения — создание новых рабочих мест в сфере непрерывного образования и повышения квалификации. Причем не только в сфере услуг и материального производства, но и в тех областях, где люди учатся для себя (в искусстве, истории и других гуманитарных направлениях). Тем более, что спрос на такого рода образовательные услуги постоянно растет, а их качество зачастую оставляет желать лучшего.
Это требует организации серьезного переобучения в рядах самих работников профессионального образования (как в предметной области, так и в методологии, которая при обучении взрослых людей отличается коренным образом).
Уважаемые коллеги!
Наличие инструментов прогнозирования, которые позволяют обеспечить концентрацию ресурсов государства на приоритетных направлениях и максимальную эффективность расходования имеющихся средств, в первую очередь бюджетных, является важнейшим условием для достижения целей, поставленных в инновационной сфере.
В 2010 г. предстоит завершить разработку прогноза научно технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2030 г.). Предварительные результаты долгосрочного прогноза, учитывающего, в том числе, и негативные тренды последнего периода, использованы при подготовке проекта указа Президента Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечне критических технологий Российской Федерации».
Полученные на сегодня результаты прогноза свидетельствуют, в частности, что развитие практически каждой из базовых отраслей экономики невозможно без решения как вопроса кадрового обеспечения, так и разработки и реализации инновационных технологий, базирующихся на новых знаниях. Именно поэтому модернизация как системы профессионального образования, так и научно-технической сферы становится исключительно важной в условиях коренной перестройки всей промышленности, перехода к инновационной экономике. При этом речь идет обо всех уровнях профессионального образования и о научно техническом секторе.
Говоря о профессиональном образовании, уместно начать с успешно завершившегося в 2009 г. в рамках ПНПО - отбора инновационных образовательных учреждений НПО и СПО. Всего за период 2007–2009 гг. было отобрано более 300 учреждений НПО и СПО, в которых обучается около 200 тыс. учащихся и студентов, общий объем финансирования составил более 17 млрд. руб.
Одновременно наметилась тенденция к повышению квалификационного уровня преподавательского и управленческого персонала. За три года повысили квалификацию более 7,5 тыс. преподавателей/мастеров производственного обучения и управленческих кадров образовательных учреждений.
Стратегической задачей данного направления ПНПО стало постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики.
Выявленные в результате отбора образовательные учреждения являются лидерами, успешно внедряющими инновационные образовательные программы, а самое главное — реально работающими на экономику региона.
На сегодняшний день фактически удалось сформировать группу вузов, которые должны взять на себя ответственность за достижение качественно нового уровня развития системы образования, за подготовку специалистов принципиально нового формата для новой, модернизированной экономики знаний. Это университеты, которые уже обладают чертами, характерными для ведущих университетов мира.
На данный момент уже заложена основа сети федеральных университетов. Системный характер всему процессу ее формирования призвана придать Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, одобренная Межведомственной рабочей группой по приоритетному нацпроекту «Образование» при Совете при Президенте РФ в сентябре 2009 г.
Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты — два ведущих вуза России, с принятием в ноябре 2009 г. специального закона не только получили право реализовывать основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе собственных образовательных стандартов, но и смогут выдавать собственные дипломы, т. е. в полной мере возьмут на себя ответственность за качество подготовленных специалистов.
Сформирована сеть из 7 федеральных университетов. В дальнейшем к ним должны добавиться еще.
Начат второй этап формирования сети национальных исследовательских университетов. Основной задачей государственной поддержки национальных исследовательских университетов является создание в России именно университетов мирового класса, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, а также ответственность за развитие и коммерциализацию в России высоких технологий.
Напомню, что в рамках первого этапа отобраны 14 вузов, получивших категорию «национальный исследовательский университет» и выделены существенные бюджетные средства на реализацию их программ развития.
В середине февраля 2010 года объявлен новый конкурс национальных исследовательских университетов. Он будет проводиться по ранее утвержденным правилам и, как ожидается, завершится присвоением категории «национальный исследовательский университет» еще 15-16 ведущим вузам Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Хочу остановиться на еще одном важном аспекте. 2009 г. не только отчетливо обозначил стоящие перед Россией социальные вызовы, но и, по сути, заложил основы посткризисного развития экономики страны. Стало совершенно очевидно — российская экономика исчерпала потенциал экстенсивного, неинновационного развития.
Центральным элементом инновационного сценария развития экономики является развитие национальной инновационной системы, обеспечивающей необходимые условия для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживание масштабного производства новых, конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.
Благодаря предпринятым в последние годы усилиям удалось достичь подвижек практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной системы. В частности, в 2009 г. завершается разработка нормативной базы по национальным исследовательским центрам, принят и начал реализовываться закон о малых инновационных предприятиях, как уже отмечалось, проведен первый этап конкурса национальных исследовательских университетов, созданы основные элементы инновационной инфраструктуры (ИТЦ и технопарки, фонды прямых и венчурных инвестиций, специальные консалтинговые и другие сервисные структуры). Правительством была принята система оценки результативности научной деятельности исследовательских институтов. Действенными механизмами поддержки инноваций стали особые экономические зоны, различные институты развития, в том числе Фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, «Российская венчурная компания», а также ГК «Роснанотех», успешно реализуются несколько федеральных целевых программ в сфере НИОКР, основанных на принципах частно государственного партнерства и существенно диверсифицированных по исполнителям.
По результатам мониторинга, проводимого Рособразованием, о готовности к созданию 200 хозяйственных обществ и организации на их базе 1253 рабочих мест заявили 68 вузов.
В настоящее время в министерство поступило 112 уведомлений о создании хозяйственных обществ.
В рамках основных программ выполнения НИОКР Фондом поддержки малых форм предприятий в научно технической сфере в 2009 г. профинансировано свыше 1800 контрактов на сумму более 2,3 млрд. рублей.
В ГК «Роснанотех» на различных этапах экспертизы и рассмотрения находятся порядка 240 инвестиционных проектов общей стоимостью более 500 млрд. рублей и долей финансирования корпорации около 300 млрд. рублей, утверждены к финансированию более 60 проектов общей стоимостью порядка 92 млрд. рублей <...>.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на значительно меньший, по сравнению с ведущими индустриальными державами, опыт ведения инновационной деятельности, в России сейчас существует действующая национальная инновационная система, осуществляется коммерциализация научно технических результатов и обеспечен рост производства новой высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем, масштаб этой деятельности пока еще неудовлетворителен. Главными ограничителями роста продолжают оставаться недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, низкий уровень коммерциализации получаемых научно технических результатов, слабая заинтересованность бизнеса в поддержке и реализации отечественных инноваций, недостаточная координация предпринимаемых действий.
Убежден, что ключ к решению этих вопросов лежит в существенно более тесной интеграции науки, образования и реального сектора экономики.
Правительство РФ, осознавая необходимость такой интеграции, дополнительно направит в ближайшие три года 90 млрд. рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах страны — по 30 млрд. рублей ежегодно.
Сегодня университеты, конкурирующие с РАН, становятся равноправными участниками научных исследований, конкурируя с институтами РАН, ГНУ, другими ведущими научными центрами. Одновременно с внутренней конкуренцией мы обязаны развивать конкуренцию с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира.
На это направлены наши усилия по вхождению России в рамочные программы ЕС, участие в крупных международных проектах, запуск конкурсов, в которых, наряду с российскими учеными, участвуют наши соотечественники из других стран и иностранные ученые.
В рамках указанных мер предполагается обеспечить государственную поддержку развития кооперации вузовских, академических научных коллективов и научных подразделений государственных корпораций в регионах. Кроме этого, бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе коммерческим предприятиям для реализации проектов, включающих стадию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерческую стадию, реализуемую за счет средств бизнеса.
Также запланирована государственная поддержка мероприятий, направленных на привлечение к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, в том числе зарубежных, включая соотечественников. Бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе в виде гранта ученому на реализацию проекта в российском вузе.
Хочу подчеркнуть, что по б?льшей части упомянутые механизмы уже прошли апробацию в рамках реализуемых Минобрнауки федеральных целевых программ.
Как, например, в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», к экспертизе научных проектов которой впервые привлекались зарубежные ученые. При реализации мероприятия «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей» к экспертизе заявок были привлечены российские ученые, живущие и работающие за рубежом, в том числе входящие в Международную ассоциацию русскоговорящих ученых.
На конкурсы поступило около 400 заявок, обладателями 110 грантов стали наши соотечественники из ведущих научно-образовательных центров США, Германии, Франции, Японии. 60% привлеченных исследователей приходится на Европу, причем можно отметить довольно равномерное распределение ученых по европейским странам. 27% ученых соотечественников представляли США.
При этом предполагается, что экспертиза всех подобных новых форм развития и интеграции науки и образования в России должна отвечать самым высоким международным требованиям. Как ожидается, это позволит, в том числе, обеспечить как эффективность расходования бюджетных средств, так и результативность предпринимаемых мер в плане развития отечественной инновационной системы в целом.
Основные показатели оценки эффективности научных организаций
— Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме выполненных научной организацией работ, услуг
— Число публикаций и цитируемость работников научной организации в Web of Science и РИНЦ, отнесенное к численности исследователей научной организации
— Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научной организации, отнесенное к численности исследователей
— Объем средств, поступивших по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР
— Удельный вес исследователей в общей численности работников научной организации
— Фондовооруженность
В настоящее время проводится работа по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Базовыми для них являются сформулированные Президентом РФ Д. А. Медведевым пять приоритетов технологического развития экономики России.
Уточнение списка приоритетных направлений и критических технологий позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса на развитии существующих и создание новых технических решений, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации. В целом этот комплекс мер должен повысить эффективность и отдачу государственного сектора науки, а также повысить эффективность бюджетных расходов.
Председатель Правительства В. В. Путин, открывая последнее заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям, во вступительном слове подчеркнул: «...нужно уходить от финансирования {...} учреждений на основе «безликих смет». Мы не можем себе позволить содержать «вывески», за которыми нет ничего, кроме громкого названия или, может быть даже, достойного прошлого, оплачивать исследования, которые неактуальны, дублируют друг друга, а порой и просто достаются из пыльных шкафов прошлого века. Это неправильно, это ущербно, затратно и неэффективно».
На повышение эффективности деятельности подведомственных учреждений направлен переход на новые формы и механизмы финансирования сети бюджетных учреждений, в частности внедрение с 2011 г. механизма субсидий.
Перевод бюджетных учреждений подведомственный сети на финансирование через механизм субсидий, а также переход на систему государственного задания значительно повысят прозрачность бюджетного финансирования, в том числе в части осуществления ими инновационной деятельности. При этом принципиально важно допустить к бюджетному финансированию в рамках выполнения государственного задания организации всех форм собственности.
Это послужит основой повышения экономической мотивации учреждений, в частности через увеличение финансирования тех из них, которые работают наиболее эффективно.
Осуществить переход к финансированию на основе субсидии в 2010 г. предполагается также в части расходов государственных академий наук.
Министерство всегда выступало за проектный подход и повышение конкуренции при распределении бюджетных средств. Это не в последнюю очередь касается фундаментальных исследований. Примером высокоэффективного механизма конкурсного распределения средств на поддержку фундаментальных исследований является деятельность Российского фонда фундаментальных исследований и Российского государственного гуманитарного научного фонда. Считаю принципиально важным соблюдение упомянутых принципов конкурсности и состязательности и при реализации государственными академиями наук Программы фундаментальных исследований.
Хочу еще раз подчеркнуть, что роль учреждений в сфере образования и науки — не обеспечить занятость работников этой сферы, а решать задачи социально-экономического развития страны, общества, каждого гражданина России.
И любые изменения в этой сфере направлены не на экономию бюджетных средств, а на максимально эффективное их использование, что мы не раз демонстрировали на конкретных примерах.
В заключении хотел бы остановиться на еще одном важном направлении нашей деятельности. В конечном итоге все, что делает государство, направлено на удовлетворении потребностей общества, граждан и организаций в государственных услугах. В этом смысле потребителям важно как качество этой услуги, так и возможность быстрого и беспрепятственного доступа к ней. В этой связи Президент и Правительство поставили масштабные задачи по переходу в ближайшее время на оказание государственных услуг в электронном виде. В сфере деятельности Министерства — это наиболее массовые и социально значимые услуги, связанные с лицензированием и аккредитацией, поступлением в вузы и ссузы, подтверждением документов об образовании, со сдачей ЕГЭ. Реализация поставленных задач позволит существенным образом оптимизировать процедуры, связанные с получением госуслуг, значительно снизить временные и финансовые затраты граждан и организаций на их получение, сделать их прозрачными для общества.
Уважаемые коллеги!
9 марта исполнилось 6 лет с момента создания нашего Министерства и подчиненных ему агентств и служб. За это время произошло много событий, возникли принципиально новые задачи. Их решение невозможно без консолидации всех ресурсов, находящихся в ведении Министерства, в том числе организационных и кадровых. В этой связи Президентом Российской Федерации принято решение об упразднении находящихся в ведении Минобрнауки Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию с передачей всех функций последних Министерству. Выстраивается более жесткая управленческая вертикаль, одновременно повышается личная ответственность Министра за результативность деятельности. Нам предстоит в самое ближайшее время оптимизировать структуру управления Министерством, устранив дублирование и изменив неэффективно работавшие механизмы.
Уверен, что все это позволит нам в установленные сроки выполнить намеченные руководством страны масштабные задачи по модернизации сферы образования и науки, повысить степень их интеграции с реальным сектором экономики.
Спасибо за внимание.
к началу