Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О Совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России


Справка

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики была создана в мае 2009 г. На ее первом заседании были определены пять приоритетных направлений: повышение энергоэффективности, включая разработку новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура); медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

О Совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (31.08.2010. Москва, Кремль)

Д.А. Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

... Мы с вами сегодня рассматриваем тему, имеющую непреходящее значение для развития страны, — тему образовательную, приоритеты профессионального образования (ПО), которые влияют на развитие нашего государства, на развитие экономики, социальной сферы. <...> Я напомню также, что контуры развития профессиональной нашей системы образования были намечены практически 10 лет назад в концепции модернизации образования. Позднее эта тема дважды, в 2001 и в 2005 гг., рассматривалась на заседании Госсовета, но она столь важна, что, с определ?нной периодичностью мы к ней обязаны возвращаться.

В рамках национального проекта «Образование» также были созданы условия для повышения качества работы учреждений профессионально-технического образования, были заложены принципы, на которых эта система должна развиваться. На мой взгляд, один из важнейших принципов здесь, помимо собственно методологических, дидактических, — принцип экономический, принцип софинансирования. Потому что ещ? ранее мы определили, что без софинансирования профтехобразование не может развиваться полноценно, и в этом софинансировании должны принимать участие как государственные бюджеты, так и представители бизнеса, которые, собственно, и являются основными заказчиками кадров ПО.

Были приняты специальные законы, которые заложили основу модернизации профтехобразования. Кроме того, были приняты акты общего порядка, которые также непосредственно влияют на ситуацию в этой сфере. Я имею в виду закон об автономных учреждениях, о ЕГЭ, о переходе на двухуровневую модель высшего образования, о создании на базе вузов инновационных предприятий.

В целом в рамках образовательной реформы было создано семь федеральных университетов, 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов, были созданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база значительного числа ведущих вузов нашей страны.

Вообще, когда мы сейчас говорим об образовании, то мы понимаем, что оно сильно изменилось. Типично для ситуации жаловаться на недостаток финансирования. Собственно говоря, это не только наша национальная черта. О недостатке финансирования в образовании говорят практически в любом государстве мира. С другой стороны, за последние годы мы смогли сконцентрировать в системе образования огромные ресурсы. Я только напомню, что в прошлом году консолидированный бюджет системы образования, прич?м без частных вкладов граждан, составил триллион 750 млрд рублей. Это очень большие деньги, даже для такого крупного государства, как Россия. В этом году он практически на 100 млрд больше, то есть триллион 850 с лишним миллиардов. И такими деньгами необходимо правильно распоряжаться.

Тем не менее тех решений, которые принимались, недостаточно. Для полномасштабной модернизации образования требуются новые шаги. Нам нужно окончательно расчистить основу для развития ПО и встроить его в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации. Прич?м ключевым ориентиром должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях: и в НПО, и в СПО, и в ВПО. Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, такими кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, реально востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации нашей экономики.

Одной из важных задач является создание так называемых цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей-колледж-университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями. Такой опыт есть уже во многих регионах.

Особое значение имеет взаимодействие вузов с промышленностью, организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий. В настоящее время в рамках реализации соответствующего закона, который был принят в прошлом году, в Минобразования поступило 507 уведомлений о создании хозяйственных обществ на базе 135 вузов и научных учреждений.

Мы должны признать также очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна. И в этом убеждаешься, не только посещая ведущие иностранные университеты и учреждения СПО, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о средних профессиональных учебных заведениях в мире.

Система ПО у нас оста?тся несбалансированной по уровням и в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств. Очевиден тот перекос, который образовался в начале 90 х годов в силу самых разных причин, социальных, демографических, экономических, перекос в сторону высшего образования. И очевидна нехватка специалистов, выпускников НПО и СПО.

Подготовка специалистов должна вестись с уч?том реальных потребностей экономики в условиях модернизации нашей экономики. Чтобы профтехобразование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны регионально-отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах. То есть нужен ч?ткий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом.

Один из ключевых принципов развития ПО - его непрерывность. Сегодня наша страна в разы отста?т от стран ОЭСР по охвату взрослого населения непрерывным образованием. Также необходимы дополнительные программы переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества. Важно, безусловно, развивать и систему подготовки специалистов в лучших зарубежных учебных заведениях. Речь ид?т о практиках, о стажировках, об обменах, о приглашении ведущих уч?ных и исследователей для работы по долгосрочным контрактам. И такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения. <...> Надо вспомнить, как это было в дореволюционной России: значительной частью преподавательского корпуса были иностранцы. И не потому, что наши были плохие, а просто потому, что необходим образовательный обмен.

Да, сейчас есть возможности интернет-образования, дистанционные возможности. Но как человек, который довольно долго занимался преподавательской деятельностью, могу сказать, что ничто не заменит непосредственного общения со студентами. Только таким образом можно увлечь людей, объяснить им подчас очень сложные вопросы, которые трудно уяснить из книг или даже во время обучения на дистанционном уровне. <...>

А.А Фурсенко: В решении задачи перехода от антикризисных мер к комплексной модернизации российской экономики система ПО может и должна сыграть особую роль. Ей предстоит не просто встроиться в инновационную систему, но стать локомотивом, движущей силой изменений. <...>

Вопрос «чему учить» в условиях перехода к инновационному развитию требует от нас знания о предстоящих структурных изменениях экономики, мировых трендах, точках возможных технологических прорывов, об областях нашей потенциальной и глобальной конкурентоспособности и лидерства в первую очередь по приоритетам, которые определены Комиссией по модернизации ..., необходим качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического развития в увязке с обеспечивающими этот прогноз кадровыми потребностями.

Выстраивая стратегию инновационного развития, мы исходим из того, что образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и даже не может пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес-среде и в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации в приоритетных отраслях, и тем самым ответить на вопрос, чему учить.

Успешное решение второго не менее важного вопроса «как учить» тоже требует тесного сотрудничества с работодателями. Речь ид?т, во-первых, об обновлении образовательных стандартов, то есть требований к результатам, условиям и структуре программ всех уровней ПО. Именно эти пункты заложены в новом законе об образовательных стандартах. Такое обновление должно осуществляться на основе современных требований к профессии, сформулированных работодателями и создаваемыми ими саморегулируемыми организациями. Хотя сегодня нормативно и закреплено участие бизнеса в разработке образовательных стандартов, успехи, достигнутые при этом в области информационно-коммуникационных технологий, атомной энергетики, авиации, являются, скорее, исключениями, чем правилами. Бизнес недостаточно активно работает в формировании как квалификационных требований, так и требований к образовательным стандартам. И мы очень надеемся, что более активную часть работодателей в деятельности Общественно-профессионального совета по стандартам, который был создан в соответствии с постановлением Правительства, изменит к лучшему ситуацию в принятии, доработке проектов ФГОС, в их экспертизе.

Не менее важным, чем обновление стандартов, является вопрос комплексной модернизации всей сети ПО и интеграции с ведущими научными организациями и бизнес-структурами. Эффективным и дающим быструю отдачу инструментом интеграции должно стать активное участие студентов в работе профильных предприятий, научных институтов, что позволит этим студентам лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям заранее оценить потенциал возможных сотрудников. Сегодня эти требования включаются как обязательные в новые ФГОСы на всех уровнях ПО. Однако если в невузовском секторе, в НПО и СПО, такие связи налажены и, в общем, налажены неплохо, то для вузов это пока серь?знейшая проблема. Я могу сказать, что здесь есть положительные примеры. Например, очень интересное сотрудничество «КамАЗа» с Казанским авиационным институтом. Но такие примеры сегодня исключение. В то же время, если ведущие предприятия, общественные институты, госструктуры не заинтересованы в выпускниках того или иного вуза, то, строго говоря, такой вуз и не нужен. Он должен быть либо интегрирован с более успешным и востребованным учебным заведением, либо реорганизован, либо просто закрыт.

В соответствии со спецификой и дифференциацией новых задач, решаемых на всех уровнях ПО, мы начали серь?зные изменения сети образовательных учреждений. ... Сегодня в самых разных конкурсах, которые связаны с взаимодействием высшей школы с реальным сектором экономики, с развитием инновационной инфраструктуры, с привлечением к образованию ведущих уч?ных, получением научных грантов на привлечение таких уч?ных в наши университеты, участвует не более трети российских вузов. Побеждают ещ? меньше. И учитывая это, а также оценки работодателей, можно сказать, в полной мере соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в настоящее время порядка 100-150 вузов.

Кстати, именно эти вузы и создают при себе малые предприятия, именно вокруг них вс? происходит. Либо они участвуют во вс?м, либо вокруг них ничего не происходит. И, кстати, эти предприятия, которые созданы, реально работают.

По нашим оценкам, реально работают, производят продукцию сегодня как минимум 75-80% из тех, которые уже созданы (507 ед.). Мы считаем, что где-то 350-400 уже сегодня активно работают. Это хорошая цифра. <...>

Потенциал лидеров, т. е. тех, кто ориентирован на задачи развития, задачи подготовки качественных кадров для новой экономики, должен быть максимально использован для ускорения оптимизации сети. Парку лидеров необходимо концентрировать ресурсы, передавать им под управление образовательные учреждения, которые не соответствуют требованиям заказчиков. А заказчиками являются регионы, отраслевые ведомства, наука, бизнес. Главный заказчик — это сами учащиеся, которые хотят быть востребованными после того, как закончат учебное заведение.

Аналогичные подходы к концентрации ресурсов должны реализовываться и во вневузовском секторе ПО. При этом соцподдержка, соцзащита должны быть выведены в отдельную задачу и целенаправленно решаться на местном уровне через адекватные структуры и механизмы, а не навешиваться в нагрузку на систему ПО. Конечно, учреждения ПО, в т. ч. начального, должны заниматься воспитательной работой, но они при этом не должны превращаться в «камеры хранения» для трудных подростков.

Очевидно, что ведущая организационная роль в развитии вневузовского сектора — за региональным уровнем власти в тесном взаимодействии с отраслями, приоритетными для социально-экономического развития, в первую очередь для социально-экономического развития данного региона.

Для поддержки инициатив с мест в этом направлении мы предлагаем распространить инструменты комплексных проектов модернизации образования, которые себя нормально показали в ходе нацпроекта, на систему профподготовки кадров. Речь ид?т о выделении на конкурсной основе субсидий тем регионам, которые предложат программу модернизации систем СПО и НПО, обеспечивающую подготовку квалифицированных рабочих и технических специалистов. Создание в рамках нацпроекта «Образование» совместно с регионами-работодателями более 300 ресурсных центров вневузовского образования показало востребованность и эффективность таких программ. <...>

Проблемы в сфере образования сегодня усугубляются сильным демографическим спадом, уменьшением числа учащихся, а значит, и дефицитом молодых специалистов, приходящих в экономику. Ситуация начн?т улучшаться только к концу этого десятилетия, а это значит, что модернизация экономики требует существенного расширения образования и переподготовки взрослых. Нужны современные модели организации непрерывного дополнительного образования, которое обеспечивает готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации.

Кроме того, образованию надо более гибко ориентироваться на возрастающий спрос населения на программы, связанные не только с профессиональным, но и с личностным ростом, с развитием гуманитарных знаний и компетенции. Мы знаем, как много народа сегодня интересуется получением дополнительных знаний в иностранных языках, в искусстве, в культуре. И эти вещи тоже может дать сегодняшняя высшая школа, тем более что там происходит де-факто уменьшение образовательной нагрузки на преподавателей в связи с уменьшением роста студентов. Но для этого требуется новое качество преподавания.

Реализуемых сегодня проектов по привлечению в ПО ведущих преподавателей и уч?ных, в том числе из-за рубежа, недостаточно. Нужно обеспечить большую мобильность и ротацию кадров, как преподавателей, так и руководителей учреждений, привлечь в эту сферу успешных людей из науки и бизнеса. Например, один из вопросов, который, наверное, надо обсудить, это вопрос о возможности ограничить время пребывания руководителей образовательных учреждений в должности в одном и том же университете, в одном и том же образовательном учреждении. Одновременно необходимо к аттестации преподавателей, к обновлению квалификационных требований к преподавателям привлекать работодателей будущих выпускников.

Уважаемые коллеги, успех модернизации образования неразрывно связан с эффективным измерением правильности наших действий. Сегодня, несмотря на все вопросы к нему, единственный достоверный, объективный, независимый инструмент оценки качества образования — это ЕГЭ. Мы ставим перед собой задачу, чтобы такой механизм применялся на всех уровнях образования. И при этом мы должны соотносить наши действия с международными требованиями, а значит, на государственном уровне принимать участие в ведущих международных сопоставительных исследованиях, расширять общественную экспертизу и заниматься оценкой не только профессиональной компетенции, но и вклада всех уровней образования, в том числе профессионального, в социальное развитие.

И в завершение я хочу ещ? раз подчеркнуть: при переходе на инновационный путь развития важно модернизировать ПО в целом, включая невузовское. И, может быть, даже в большей степени делая сегодня упор именно на невузовское образование, неуниверситетское. Если мы хотим, чтобы последнее было действительно привлекательным, надо создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, реально востребованных ведущими предприятиями инновационного сектора. Такими предприятиями, в которых люди хотели бы работать, даже некоторые из тех, кто уже получил высшее образование.

Д.А. Медведев:Андрей Александрович, одна вещь, которую Вы сказали, зацепила меня — ограничить пребывание в должности. Я согласен, нездорово, когда, скажем, жизнь меняется, страна меняется, в одной стране жили, в другой стране жив?м, а, допустим, какую-то научную организацию возглавляет один и тот же человек. Образовательную, допустим, систему. Но, с другой стороны, нельзя этот эксперимент или эту позицию механически распространять на все должности, ведь, например, заведующим кафедрой или лабораторией, сектором каким-нибудь может быть очень молодой человек. И что, через короткое время мы должны его обязательно поменять? Как это видится из Министерства? Это вс?-таки не ротация должностных лиц на государственной службе, что действительно необходимо. Как здесь избежать ошибок?

А.А Фурсенко: Дмитрий Анатольевич, в плане предложения я считаю, можно рассмотреть вопрос исключительно о руководителях образовательных учреждений, прич?м одного и того же. На самом деле было бы очень неплохо, если бы ректор успешного вуза после пребывания в своей должности два, может быть, три срока, имел бы возможность и был бы мотивирован на то, чтобы перейти и возглавить какой-то другой вуз. Это позволило бы усилить всю систему в целом и при этом дало бы возможность двигаться впер?д тем людям, которые в этом вузе уже выросли.

Д.А. Медведев: То есть речь ид?т только о руководителях образовательных учреждений?

А.А. Фурсенко: Только о руководителях учреждений высшего и, может быть, среднего профессионального образования.<...>

В.М. Кресс: ... Сравнивая государственную политику в сфере профессионального образования в 90 е годы прошлого века и нынешнюю, могу констатировать существенное различие. За эти годы значительно выросли бюджетные расходы на образование, ощутимо увеличились зарплаты в этой сфере, внебюджетные фонды многих университетов стали сопоставимы с бюджетными. Сформировались региональные рынки образовательных и интеллектуальных услуг. Большинство российских семей ориентирует своих детей на получение, как правило, высшего образования. Часть из них даже готовы за него платить.

Крупный бизнес и работодатели начали участвовать в подготовке кадров для экономики регионов. Даже в условиях кризиса, когда российский валовой внутренний продукт сократился почти на 8%, расходы на образование, особенно высшее, постоянно росли, за что мы, регионы, признательны федеральному центру.

Однако если ситуация в высшем образовании развивается и здесь больше вопросов к самим университетам, то НПО и СПО не могут быть удостоены аналогичной оценки. Эта система, выстроенная ещ? в советское время исключительно по отраслевому принципу как часть планового снабжения отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами, слабо изменилась. Нынешняя система ПО никак не соответствует ориентации на инновационную экономику. Между тем потребность в новом рабочем классе постиндустриального времени очевидна.

О проблемах НПО и СПО. В большинстве российских регионов проявились одни и те же не радующие никого тенденции. Скажу о двух.

Первая тенденция. За последние годы с федерального на региональный бюджет переданы тысячи учреждений НПО и СПО. Но состоялась передача только текущего финансирования. Настоящая же регионализация предполагает и передачу инвестиций для модернизации сети. Поэтому в этой системе мало что принципиально поменялось.

Новый опыт в НПО и СПО в регионах можно пересчитать по пальцам. Эксперты в качестве новаторов в этой сфере называют Республику Татарстан, Красноярский край, Тверскую, Липецкую, Томскую области. Да, у нас созданы многопрофильные и многоуровневые учреждения, да, работают единые ресурсные центры, есть опыт привлечения средств работодателей в подготовку специалистов в колледжах и техникумах. Внедрить подобную практику способны и другие регионы без участия федерального центра. Однако этого недостаточно для модернизации всей системы.

На наш взгляд, было бы целесообразно при подготовке инновационных программ развития госкорпораций предусмотреть кадровый блок по подготовке высококвалифицированных рабочих, как это сделано у нас в Томске Транснефтью, где готовят рабочих для эксплуатации нефтепроводов Сибирь-Тихий океан.

Вторая тенденция. НПОи даже СПО стали непрестижными в обществе. <...> Как следствие — снижение числа обучающихся, об этом свидетельствует статистика, отток молод?жи, особенно из сельских территорий, вымывание молодых качественных преподавателей, полупустые, обветшалые здания НПО, устаревшее оборудование, особенно в сельской местности. Справедливости ради надо сказать, что есть и другие, пока ещ?, правда, единичные примеры. Опять же это там, где в подготовке кадров заинтересована серь?зная экономическая структура.

Регионам самим не изменить описанную ситуацию без помощи федерального центра. Хочу внести предложение на этот сч?т. Нужно продолжить национальный проект «Образование» в части НПО и СПО. Позитивный эффект этого проекта, пожалуй, никто не станет сегодня оспаривать.

Руководителям российских регионов нужно не менее внимательно относиться к колледжам и техникумам, чем к средним школам. Нужны подобно национальному региональные проекты развития начального и среднего профессионального образования. Для этого в регионах надо находить деньги в наших бюджетах.

Необходимо изменить нормативную базу. Вс?, что наработано сегодня в законодательном плане по вузам, а это и возможность создания при них малых предприятий, и частногосударственное партн?рство, и договоры с госкорпорациями и бизнесом, должны быть перенесены в систему начальной и средней профессиональной подготовки.

На наш взгляд, на законодательном уровне необходимо внести изменения и не облагать налогом зарабатываемые училищами средства. Пусть они их направляют на рост заработной платы и укрепление материальной базы. Нужно дать возможность объединению университетов с колледжами и техникумами. Очень хороша идея прикладного бакалавриата, где 50% обучения занимает производственная практика. И разрешить финансировать эти комплексы из разных уровней бюджетов.

Таким образом, и власть, и университеты, и бизнес должны считать модернизацию ПО своим кровным делом. Хорошо бы объявить федеральный конкурс на лучшую региональную программу по модернизации системы ПО. <...>

Коротко о высшем образовании. ... Предлагаю разработать и реализовать пилотный проект по созданию в нескольких российских регионах консорциумов университетов и научных организаций как модели интеграции образования, науки и науко?мкого бизнеса. К примеру, для нашей области подсчитано, что результатом реализации подобного проекта станет расширение пояса инновационных предприятий как минимум на 200 компаний, создание в течение пяти лет не менее 150 конкурентоспособных технологий для коммерциализации, появление нескольких тысяч рабочих мест для специалистов новой экономики.

Предлагаю внести дополнение в 217 й ФЗ, связанный с возможностью использования упрощ?нной системы налогообложения для предприятий, созданных при вузах. Также вузы должны иметь возможность приобретать акции или доли ранее созданных при них инновационных предприятий. Предлагаю внести изменения в 94 й ФЗ по закупкам для выполнения научно-технических проектов по заказу бизнеса. Без таких изменений частногосударственное партн?рство может остаться на бумаге.

И в заключение. Для модернизации ПО сейчас, как это ни покажется странным, наступает самое подходящее время, в том числе по демографическим причинам. В течение ближайших 8-9 лет будет значительно снижаться доля обучаемых, а значит, нагрузка на бюджет. Россия в ближайшие годы будет терять по миллиону студентов в год, а к 2013 г. число студентов уменьшится на 25%. Таким образом, высвободится 100 тыс. преподавателей. Большая часть из них и могла бы составить костяк будущей модернизированной системы НПО и СПО. <...>

О.И. Бетин: ... Подготовка профессиональных кадров всегда была проблемой из проблем, поэтому мы поддерживаем сформулированные в докладах и материалах Комиссии предложения. Со своей стороны, мы также внесли предложения по конкретизации ряда подходов и созданию механизмов их внедрения в практику. Поэтому я в сво?м выступлении остановлюсь лишь на двух проблемах. Во-первых, на перспективности, на наш взгляд, создания интегрированных научно-образовательных центров, которые бы объединяли внутри себя науку, учреждения высшего и среднего специального образования и производственные предприятия, которые непосредственно участвуют в осуществлении инновационных разработок. <...> Считаю также очень важным, особенно для создания прикладного бакалавриата, принятие специальной федеральной программы по развитию современной межвузовской библиотечной системы на основе новых информационных технологий. Сегодня с библиотеками в вузах очень сложная ситуация.

И, во-вторых, для выполнения задач инновационного развития было бы целесообразным введение федерально-регионального механизма реализации государственного заказа на подготовку кадров. <...>

Д.А. Медведев: ... Понятно, что библиотеки сейчас существуют реальные и виртуальные, электронные. И проблемы реальных библиотек понятны: закупка книг: новых и современных, книгообмен. Что касается проблем электронных библиотек, то посмотрите, как они зачастую выглядят в университетах: каждый университет запирает свою библиотеку на ключ. То есть если я, например, не отношусь к соответствующей студенческой части или не отношусь к преподавателям этого университета, то я туда зайти не могу зачастую. Вообще-то, это плохо. Эти библиотеки, если уж так разобраться, в государственных университетах — это наше с вами национальное достояние. И то, что университеты запрещают к ним доступ, это неправильно. Я хотел бы обратить ваше внимание как руководителей субъектов и обратить внимание ректоров университетов. Надо делать свободный доступ. Я понимаю, это ещ? нагрузка на серверы, вопрос закупки правильного оборудования. Это можно решить. Но закрывать свои библиотеки для студентов и вообще всех заинтересованных наших людей, которые хотели бы, допустим, посмотреть книги из того или иного университета, а они вс?-таки разные в разных местах, — это ошибка, е? нужно исправить.

М.Д. Прохоров: <...> Мне хотелось бы поднять вопрос о подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. ... Основная проблема существующей системы в том, что не решается вопрос массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров.

За последние 20 лет ведущие корпорации у себя дома решили свой вопрос через корпоративные институты, договора с крупными вузами, с техникумами и ПТУ. Свой локальный вопрос они решили. Тем не менее для остальной экономики подготовка особенно новых рабочих профессий, так называемых сквозных профессий, оста?тся крайне острой.

Первая проблема, которая есть в нашей стране, — у нас отсутствует национальная современная система квалификации. По современному единому тарифному справочнику профессий, он был создан в 50-60 е годы, т. е. ему больше 50 лет, у нас больше 7 тыс. рабочих профессий. В странах развитых этот список состоит из 600-800. Соответственно, мы теряем огромные деньги и ресурсы на постоянную переподготовку кадров.

Вторая проблема, это — «неувязка» заказа. Я хотел бы привести цифры. Современная система подготовки готовит 70% специалистов с высшим образованием, 20 — со средним и 10 — с начальным. Требования рынка сейчас таковы: 80% - это начальное и среднее и 20% - высшее. То есть больше 50% выпускников гарантированно остаются сейчас без работы.

... Я согласен с тем, что современное ПТУ и вообще система ПТУ или колледжей, которые сейчас их заменили, является системой перевоспитания трудных подростков. На наш взгляд, нужно разделить и отказаться от трудового обучения. Нужно отделить социальные функции и прийти к настоящему профессиональному образованию.

Другая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, — это разбалансированность системы образования с трудовым законодательством. Что происходит на практике? В 15-16 лет молодой человек ид?т в ПТУ, в колледж, 2-3 года обучается. До 18 лет он не имеет права по трудовому законодательству пройти профильную практику на предприятии. Соответственно, когда он приходит на предприятие, то в основном убирает мусор. Стимулов для продвижения в профессии нет. В 18 лет его забирают в армию. В 20 лет, когда он возвращается из армии, его нужно готовить по-новому. Те деньги, которые потратило государство, общество, ушли практически впустую.

Соответственно, если продолжить тему о разделении образования с профессиональной подготовкой, то в современных странах обучение профессии длится от 6 до 8 месяцев. Наши же дети учатся два-три года, потому что совмещают общеобразовательную уч?бу с профессиональной. И созда?тся ощущение, что это трудовая повинность или трудовое воспитание, а не трудоустройство на интересную и престижную работу. <...>

Мне кажется, нужно создать федеральный модульный центр, который выполнял бы для рабочих профессий две функции. Первое — являлся бы эталоном того, как и к каким профессиям нужно готовить. И второе — он бы являлся центром постоянного изучения как российского, так и иностранного опыта по системе подготовки и переподготовки рабочих профессий. При наличии этого эталона в региональных учреждениях было бы к чему стремиться.

А.С. Мишарин: ... На примере Свердловской области могу сказать, что если выпускников с ВПО мы готовим на 15 тыс. больше, чем востребовано регионом, то с НПО - на 5 тыс. меньше сегодня. И эта цифра, несмотря на то, что мы увеличиваем выпуск, не снижается за последнее время, а даже увеличивается.

... Уже достаточно много говорилось о качестве НПО. Одним из выходов из этой ситуации мы видим развитие и создание сети ресурсных центров. Их в области сегодня создано девять по основным направлениям. На примере Первоуральского колледжа создан ресурсный центр, на базе которого создан совет предпринимателей, отрабатывается методология и программы развития, сформированы критерии к материальной базе. Сегодня этот центр у нас взаимодействует не только с ассоциацией предпринимателей, которая заключила соглашение в том числе с профсоюзами, но и с другими ПТУ и колледжами, которые осуществляют на их базе подготовку преподавателей и формируют программы. <...>

Второй вопрос, с которым мы столкнулись, — это, собственно, координация ресурсных центров. И в этой части, на наш взгляд, интересен опыт создания производственных цепочек так называемых, которые здесь звучали, и привлечение к этой работе высших учебных заведений. Известно, что на Урале создан Уральский федеральный университет. Мы его позиционируем как Высшая инженерная школа, и на сегодняшний день ему поручено дальнейшее прогнозирование и разработка программ развития профессионального образования.

И третье. Здесь достаточно много говорилось о повышении эффективности работы профессиональных образовательных учреждений. В этой части, я думаю, при определении финансирования образовательных учреждений могли бы учитываться целевые показатели эффективности работы, которые выражались бы в т. ч. в количестве трудоустроившихся выпускников по специальности, потому что сегодня известно, например, что по Свердловской области не более 50% работают по специальности. Мы говорим об этом как о данности, о факте, но опыт работы с крупными корпорациями, предприятиями показывает, если эту работу организовать правильно, а ректор должен быть в этом заинтересован, то количество выпускников, работающих по специальности, значительно увеличивается.

Кроме этого, такие показатели, как научные разработки, востребованные реальным сектором экономики, и создание предприятий, о которых говорили, на наш взгляд, являются тоже важными показателями оценки эффективности.

Ю.М. Лужков: ... Есть несколько проблем, которые требуют повышенного внимания.

Первая проблема — это комплектование наших колледжей, ПТУ современным оборудованием. Сегодня их уровень оснащ?нности — это проблема, которая приводит к тому, что мы готовим рабочий класс на отсталом оборудовании. Они не соответствуют тем условиям новых технологий в современном производстве. Это в высшей степени важная задача.

Вторая тема высшего уровня важности, это специализация профтехобразования для ребят-инвалидов, детей-инвалидов и, будем так говорить, для детей, которые имеют недостатки в сво?м развитии. Это особая статья. И здесь нам приходится преодолевать сложности и методологического плана, и сложности самые разнообразные по определению тех специальностей, которые более или менее пригодны для последующей взрослой работы этих детей. Сложная проблема (мне кажется, нам всем имеет смысл обратить на не? внимание) является, наверное, общей. У нас, в Москве, 26 тысяч детей-инвалидов. Примерно такой же процент по России.

И третий, последний, вопрос, который я хотел бы здесь предложить к очень внимательному осмыслению, — это новый закон, проект закона, который готовится по образованию. Там исключ?н термин «начальное профессиональное образование», он замен?н на термин «профподготовка». «Профподготовка» — это кратковременная система, которая, по существу, не даст нам готовить нормальный рабочий класс.

«Начальное профобразование» является общемировым термином, который используется везде, в том числе пропагандируется ЮНЕСКО, используется во всех законодательных актах цивилизованных стран. Мы сегодня, заменяя его на «краткосрочную профподготовку», по существу, делаем шаг назад. Мне кажется, этот вопрос имеет смысл рассматривать с предельным вниманием, когда будет приниматься закон об образовании.

Д.А. Медведев: ... По поводу детей-инвалидов. Абсолютно правильная ремарка. Это наша всеобщая забота, в т. ч. при создании модели НПО, СПО, не говоря уже о ВПО.

Что касается нового закона, то мне бы хотелось, чтобы министр (А.А. Фурсенко) прокомментировал...

А.А. Фурсенко: ... Нам необходимо разделить НПО от задачи получения общего образования, и в этом плане сосредоточиться на том, чтобы получали ПО, даже начальное, те люди, которые уже получили общее образование, через специальные центры подготовки, во вс?м мире они называются vocational training. Там нет терминов «начальное» и «среднее», там есть vocational training, который и говорит о том, что люди после получения нормального общего образования получают ПО и становятся техническими специалистами. Потом, переходя в колледж, следующее образование получают, что у нас называется техникумом. Проект этого закона сейчас обсуждается. И тот вопрос, что поднял Юрий Михайлович, окончательно ещ? не реш?н, однако такое предложение есть. Многие представители работодателей, так же как представители образования, как раз настаивают на том, что НПО в том виде, в котором оно сегодня есть, вообще уже не соответствует требованиям времени.

Д.А. Медведев: Знаете, я вообще не сторонник терминологической игры.... Но есть опасность просто, если мы что-то поменяем, не продумав, это будет сопровождаться дальнейшей деградацией того, что мы называем сегодня начальным профобразованием или профессиональной подготовкой. Дело не в термине, а в том, чтобы за этим не последовали меры по сворачиванию того, что у нас осталось, совсем скромного. <...>

Е.С. Савченко: ... Хочу три пожелания высказать. Первое пожелание. Я считаю, что нужно ликвидировать законодательно как явление платное обучение в вузах, да и в сузах тоже, которое, на мой взгляд, развратило вообще систему высшего образования и резко снизило качество обучения. Кстати, если мы сравним процент обучающихся на платной основе в России со странами Запада, то там несколько процентов, не более 10-15% обучаются на платной основе, и то, как я подозреваю, это иностранные, наверное, студенты. Это первое пожелание.

Второе. Считаю, что нужно вс?-таки вернуться или, может быть, ввести порядок обязательного направления выпускников вузов и сузов по направлениям, по предварительным заявкам работодателей, в том числе и бюджетной сферы. Возможно, даже подумать над тем, чтобы и дипломы выдавать, скажем, после одного года работы. Тогда уже будет понятно качество образования и качество подготовки в том или ином учебном заведении.

И третье пожелание сводится к тому, чтобы ввести плату работодателей за выпускников вузов, равную нормативным затратам на обучение, которая пойд?т на материальное поощрение сотрудников того или иного учебного заведения.

Считаю, что эти три меры создадут сбалансированную, взаимно ответственную систему между системой профессионального образования и работодателями. Если нам, скажем, как бюджетной системе нужно сегодня 1000 преподавателей подготовить в год, мы выберем высшее учебное заведение, заплатим по 150-200 тыс. рублей за одного преподавателя и то заплатим тогда, когда убедимся, что это качественно подготовленный продукт или услуга, студент. То же самое и по поддержке народных промыслов и так далее. Я просил бы рассмотреть и по возможности поддержать.

Д.А. Медведев: ... Я думаю, от Ваших предложений вся система нашего образования вздрогнула просто. (Смех.) ... Объективности ради, надо признать, что вс?-таки в большинстве развитых государств в основном высшее образование, к сожалению, платное. И только очень незначительная часть людей учится за государственный сч?т или за сч?т частного образовательного учреждения. Это сверхталантливые студенты, такие, которые имеют огромный IQ и которые являются просто будущими научными гениями. <...>

Вы говорили про распределение, возврат к системе распределения. Мы об этом неоднократно говорили, это, конечно, выглядит, привлекательно для выпускников. Было бы здорово, чтобы любой студент понимал, что после окончания университета он будет трудоустроен в то или иное место. Но у нас нет таких возможностей, во всяком случае, при нынешней системе образования изначально закреплять всех за теми или иными предприятиями, учреждениями и требовать распределения в эти места — нет юридических возможностей, потому что это не соответствует действующему законодательству об образовании, никого нельзя принудить работать на том или ином предприятии. Здесь другой путь, я неоднократно об этом говорил, его нужно практиковать активно. С теми, кто учится по направлениям от соответствующих организаций, предприятий, учреждений, в ряде случаев от государства, должен быть заключ?н договор, по которому они обязаны либо отработать положенное время на том или ином предприятии, если оно в них заинтересовано, либо, если не хочет отрабатывать, вернуть деньги за образование и работать в другом месте. Это абсолютно современный способ мотивировать к работе в том месте, которое тебя направило на образование, для того чтобы получить диплом.

И.Б. Ф?доров: ... Не так давно в стране были созданы федеральные университеты на базе каждого федерального округа, назначены ректоры этих федеральных университетов. Очень бы не хотелось, чтобы те федеральные средства, которые будут отпускаться в эти федеральные университеты, пошли банально на строительство и реконструкцию зданий и сооружений.

Ректоры, которые назначены, — достойные люди. Предложение — создать рабочие группы при каждом федеральном университете во главе с этим ректором. В эту рабочую группу должны войти соответствующие губернаторы, входящие в федеральный округ, руководители госкорпораций, естественных монополий, общественности. Министерство, вырабатывая методологию и системный подход к решению этой задачи, которую Вы сегодня поставили, должно отработать подходы. Рабочая группа должна системно отработать, через определ?нное время отчитаться и показать результаты.

Д.А. Медведев: ... Одну вещь только скажу по Вашему выступлению. Я полностью согласен с тем, что те деньги, которые выделяются, неважно, кстати, какие: федеральные, региональные, деньги частного бизнеса — не должны тратиться только на реконструкцию зданий и сооружений, хотя многие из этих зданий и сооружений в очень плохом состоянии. Я понимаю ректоров, которые такие решения пробивают. Но вс?-таки главная задача университетов заключается в том, чтобы учить. Поэтому деньги прежде всего должны идти на образовательные программы. Но при этом, конечно, нужно поддерживать и технологическую сеть, нужно поддерживать нормальную инфраструктуру. А для крупных университетов стоит задача формирования университетских кампусов, которые, собственно, являются основой для нормальной университетской жизни. То есть это такие вещи, связанные, конечно. <...>

Уважаемые коллеги, тема большая, но в то же время всем нам знакомая. ... Поэтому я скажу несколько существенных, на мой взгляд, вещей в заключение нашего обсуждения.

Очевидно, что без радикального улучшения ПО никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров. Чем был удачен национальный проект в этой сфере? Он привязал деньги к определ?нным планам по воссозданию системы образования. И в ч?м-то это удалось. Поэтому я думаю, первое, что нужно было бы зафиксировать, и пилотные проекты, и вообще продолжение национального проекта в области образования должно распространяться и на систему НПО и СПО.

То, что мы тогда делали, — я не помню общее количество этих грантов, но мы соединяли деньги федеральные, около миллиона долларов, по-моему, с софинансированием со стороны регионов и работодателей, — помогло достаточно большому количеству ссузов. Надо эту практику продолжить. Там, где уже сегодня сам бизнес финансирует свои профессиональные учебные заведения, это очень хорошо, слава богу, что называется. В этом случае они сами определили, как им работать дальше, какой контингент преподавателей иметь, какие финансовые инструменты использовать, какие зарплаты платить. Но в ряде случаев бизнес ещ? не готов к этому. Нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы, например, на те или иные профессии.

Теперь в отношении будущего. Я поддерживаю идею реализации мероприятий, которые должны бы способствовать повышению престижа рабочих специальностей. Это войд?т и в поручение по итогам Госсовета, включая возможности использования социальной рекламы, ознакомления учащихся с перспективами трудоустройства. То есть это должна быть современная система мониторинга и современная система поиска и распределения. И меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений СПО.

Ещ? одна вещь — разработка с участием объединений работодателей комплексных региональных или межрегиональных программ развития ПО, которые направлены на достижение стратегических целей инноваций. Такого рода работа должна вестись не только на уровне Федерации, такого рода программы должны быть в каждом регионе.

Ну и ещ? одна тема, на которую я не успел отреагировать, она поднималась в содокладе В. М. (Кресса) по поводу общей ситуации со студентами, демографических проблем, которые, к сожалению, в нашей стране имеются. Тот провал, который возник в начале 90 х годов, сейчас как раз уже докатился до университетов. Нам действительно нужно подумать, как поступать с профессорско-преподавательским составом. Это очень тонкая тема, она требует внимательного, абсолютно конкретного подхода к каждому человеку, к каждому преподавателю. Есть возможности перераспределения преподавателей в наиболее успешные вузы, есть возможности объединения университетов и не только под маркой университетов брендовых, таких, как университеты национальные или национально-исследовательские университеты. Просто можно укрупнять университеты, это абсолютно нормальная вещь. Вы знаете, у нас огромное количество вузов, которые требуют реорганизации, объединения, а некоторые из них в конечном сч?те должны просто исчезнуть. Поэтому такой переток профессорско-преподавательских кадров возможен. Но я бы не стал исключать то, о ч?м было сказано в содокладе, это абсолютно нормальная вещь. Часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учебные заведения. Это не вопрос амбиций, это вопрос работы, работы по специальности. Поэтому такого рода программы по профессорско-преподавательскому составу для тех университетов, которые теряют студентов, нужно будет подготовить, нужно к этому относиться предельно внимательно, но честно. Нет смысла держать такие штаты в том случае, если у университета нет студентов. Нужно думать, как поступать. Нужно думать, как дать преподавателям работу.

Я хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации в этом плане вместе с Министерством образования также подготовили свои предложения. <...>