Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемные ситуации, создающие у подростков состояние когнитивного диссонанса в учебной деятельности

Л.Ш. Амрахлы
80,00 ₽
УДК 373+159.95
 

Амрахлы Л.Ш,

канд. психол. наук, доцент

Институт образования Азербайджанской Республики, г. Баку

https://orcid.org/0009-0003-3152-873X

e-mail: limunet@mail.ru

 

 

В статье рассмотрен процесс формирования у подростков умения преодолевать трудности в познавательной деятельности, в частности, в ситуации когнитивного диссонанса. Уточнены психологические характеристики этой ситуации и условия, требующие усилия воли, интеллекта, а также планирования и прогнозирования познавательного процесса. Здесь учащийся может столкнуться с конфликтными ситуациями, тормозящими деятельность и требующими более сложных решений, когда поставленные задачи выходят за рамки его обычных навыков и способностей. К ситуации диссонанса относится несоответствие между ситуациями, с которыми сталкиваются подростки, и их личным опытом, а также между личным опытом и опытом группы. Апробированы методы, разработанные для успешного разрешения ситуаций волевого диссонанса.

Ключевые слова: познавательная деятельность, когнитивная карта, подросток, проблемная ситуация, когнитивный диссонанс, психологические методы и педагогические приемы

 

Литература

  1. Амрахлы Л.Ш. Когнитивная психология: современный подход к познавательной деятельности. Баку: МС, 2018. 334 с.
  2. Амрахлы Л.Ш. Психологические тренинги. Баку: Адылоглу, 2020. 260 с.
  3. Арон И.С. Специфика когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития // Психолог. 2016. № 3. С. 70–78.
  4. Ахметова З.А., Дорохова С.В. Основы когнитивной психологии. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. 232 с.
  5. Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 247 с.
  6. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. Курган: Курганский гос. ун., 2003. 124 с.
  7. Решетова Т.Я. Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожности у учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 1998.
  8. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 63–69.
  9. Торндайк Э. Процесс учения у человека. М.: Учпедгиз, 1935. 74 с.
  10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Речь, 2000. 318 с.
  11. Халитов Р.Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2012.
  12. Bernstein B. Class, codes and control. L. & N. Y.: Routredge group, 2003. 212 p.
  13. Neisser U. Cognitive Psychology. N. Y.: Appleton, 1967, 351 p.
  14. Миллер Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. URL: https://www.ebbinghaus.ru/wp-content/uploads/2010//.
  15. Invinson G. Re-imaging Bernstein’s restricted codos // European Educational Research Journal. 2017. P. 1-16.  DOI: 10.1177/1474904117745274. URL: https://www.researchgate.net/publication/292652048_Bernstein_Codes_and_s...
  16. Когнитивный диссонанс. URL: https://znanierussia.ru/articles//
  17. Способы управления когнитивным диссонансом. URL: https://vc.ru/flood/1082239//