Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Компетенции в образовательном законодательстве и подзаконных нормативных документах

В.С. Сенашенко
80,00 ₽
УДК 378
 

В.С. Сенашенко,

д-р физ.-мат. наук, профессор

Международная академия наук высшей школы

e-mail: vsenashenko@mail.ru

 

Целью настоящей работы является исследование в контексте Федерального Закона ФЗ-273 понятия «компетенция» как элемента естественного развития традиционной знаниевой образовательной модели, реализуемой совокупностью основных образовательных программ высшей школы, как личностной характеристики работающего специалиста.

Ключевые слова: высшее образование, знаниевая образовательная модель, знания, умения, навыки, компетенция, образовательная реформа
 

Литература

  1. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б.      Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46.
  2. Андреев А.Л. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 3–11.
  3. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 5. С. 16–22.
  4. Брызгалина Е.В. Проблемы интеграции естественно-научного и философского знания в современном образовании: социальные аспекты // Философия и общество. 2017. № 2. С. 87–123.
  5. Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 9–31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31
  6. Сухарев О.С., Спасенников В.В. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности // Эргодизайн. 2020. № 3 (09). С. 107–119. DOI: 10.30987/2658-4026-2020-3-107-119
  7. Яковлева И.В., Косенко Т.С. Компетентностный и знаниевый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №  1. С. 3474–3480. DOI: 10.15372/PEMW20200110
  8. Сенашенко В.С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 9–15. DOI: 10.20339/AM.12-23.009
  9. Проект ФГОС ВО 4-го поколения. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos4/Maket_FGOSVO_4.pdf
  10. Гастев А.К. Народная выправка // Восстание культуры. Харьков, 1923.
  11. МакКлелланд Д.К. Оценка не умственных способностей, а компетенции (Testing for Competence Rather than for Intelligence) // American Psychologist. 1973, January. P. 1–14.
  12. Wu Jui-Lan. The Study of Competency-Based Training and Strategies in the Public Sector: Experience from Taiwan // Public Personnel Management. 2013. 42 (2).
  13. Spencer L.M., & Spencer S.M. Competence at work: Models for superior performance. New York: John Wiley & Sons, 1993. (Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с.)
  14. Mark Doggett, Muhammad Jahan. Perceptions of the Advanced Manufacturing Competency Model (AMCM) for curriculum development. URL: https://www.researchgate.net/publication/321228615
  15. Сенашенко В.С. О переходе высшей школы на новые образовательные стандарты // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 8. С. 6–14.
  16. Сенашенко В., Кузнецова В. Дополнительные образовательные профессиональные программы в структуре вуза // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 39–47.
  17. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No. 8–9. С. 24–42.
  18. Demchuk А., Karavaeva Y., Kovtun Y., Rodionova S. Competencies, learning outcomes and forms of assessment: The use of Tuning Methodology in Russia // Tuning Journal for Higher Education. 2015. V. 3. No. 1. P. 149–185. URL: http://www.tuningjournal.org/article/view/97/1089 (дата обращения: 10.10.2024).
  19. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. № 10. C. 61–89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-61-89
  20. Макарова Н.С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=14729 (дата обращения: 10.10.2024).
  21. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Высшая школа и потребности реальной экономики // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. С. 11–16.
  22. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 56–68. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68
  23. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 5–15.
  24. Рукавишников В.А. Актуализация образовательных стандартов четвертого поколения // Вестник КГЭУ. 2016. № 4. С. 156–164.
  25. Садовничий В.А. Университеты как ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России. // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2024. Т. 22. № 1. С. 9–25.