Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интегративная роль курса «История дизайна Уральского региона» в профессиональной подготовке дизайнеров

Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Е.В. Ильяшева
80,00 ₽

УДК 378:74

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.093    

 

Н.С. Жданова,

канд. пед. наук, профессор,

кафедра дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: gdnacerg@mail.ru

С. Гаврицков,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный  технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: zlatokuznec@mail.ru

Е. Ильяшева,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: elena.i.59@mail.ru

 

В статье рассмотрена роль специального курса «История дизайна Уральского региона», который разрабатывался как интегративная дисциплина, позволяющая активизировать компетенции студентов, полученные в начале обучения. Стержнем интеграции стала универсальная компетенция, формирующая у студентов восприятие межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Целью нашей работы было установление интегративной связи между несколькими курсами истории, в том числе развития дизайна в Европе и Уральском регионе. Особое место было уделено преемственности знаний основных причин и условий их развития, а также воспитанию толерантного отношения к межкультурному разнообразию общества через признание достижений каждого народа.

История дизайна Уральского региона рассмотрена с XVII по ХХ век, последние темы посвящены современному состоянию дел. Наибольшее внимание уделено истории развития предприятий художественной промышленности, многие из которых со временем перешли на массовое производство и заложили основы будущего дизайна.

Ключевые слова: интегративное обучение, история дизайна, Уральский регион, профессиональное обучение.

Литература

  1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: монография. Екатеринбург: СГИПИ, 1994. 152 с.
  2. Голынец Г.В., Голынец С.В. Академия художеств и искусство Урала // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2005. No. 35. С. 188–202.
  3. Григорьев А.Д., Егоров П.А. К проблеме креативного мышления в профессиональном становлении архитекторов и дизайнеров // Архитектура. Строительство. Образование. No. 1. 2012. С. 204–214.
  4. Жданова Н.С. Формирование эстетических ценностей в процессе профессиональной подготовки магистрантов декоративно-прикладного искусства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. No. 4. С. 97–100. DOI: 10.20339/AM.04-19.097. EDN WNALGT.
  5. Жданова Н.С., Гаврицков С.А., Саляева Т.В. Всесторонняя интеграция как фактор повышения профессиональной компетенции будущих дизайнеров // Глобальный научный потенциал. 2019. No. 3 (96). С. 69–74. EDN ZSHDPN.
  6. Максяшин А.С. Центры художественной росписи по металлу на Урале XVIII–XX вв. // Художественный металл Урала XVIII–XX вв.: материалы конференции. Свердловск. Октябрь 1990. Екатеринбург: Внешторгиздат, 1993. С. 118–119.
  7. Максяшин А.С. Генезис художественного образования в области изобразительного искусства Урала. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 340 с.
  8. Моисеев А.В. Особенности профессиональной подготовки мастеров художественно-ремесленных профессий на Урале в XVIII веке // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. No. 1 (38). С. 30–33. EDN PBJRKH.
  9. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. М.: МЗ ПРЕСС, 2005. 368 с.
  10. Силонова О.Н. Из истории подготовки специалистов художественных и художественно-ремесленных профессий Демидовыми в XVIII веке // Первые Худояровские чтения. Н. Тагил: изд-во «ИП Языкова Е.С.», 2004. С. 31–47.
  11. Соколов М.В. Сохранение традиций российского декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности в современных условиях // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: сборник статей, Новосибирск, 01 ноября 2015 г. Вып. 13. Новосибирск, 2015. С. 41–49. EDN UZSECP.
  12. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование в России // Мир образования — образование в мире. No. 1. 2007. С. 156–164.
  13. Устинова Е.А. К вопросу об истории изучения подносного промысла на Урале // Худояровские чтения: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу, Нижний Тагил, 21–22 октября 2021 г. Нижний Тагил, 2021. С. 317–324. EDN DMMSYI.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования-бакалавриат по направлению подготовки 54.03.01. «Дизайн» утвержден 13 августа 2020 г. No. 1015. С. 20.
  15. Sokolov M.V., Sokolova M.S., Shokorova L.V. National-regional component in the training of artists of decorative-applied art // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. No. 4. P. 519–522. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24614. EDN PJKHJZ.