Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Возможности высшей школы в адаптации спортсменов после завершения карьеры

И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.Е. Савина
80,00 ₽

УДК 378+796

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.086  

И.А. Алешковский,

канд. экон. наук, заместитель декана

факультета глобальных процессов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Author ID 140009, Scopus ID 57190586626,

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9276-3133

e-mail: aleshkovski@yandex.ru

А.Т. Гаспаришвили,

канд. филос. наук, заместитель директора

Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

доцент кафедры социологии

Российский университет дружбы народов;

старший научный сотрудник

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российская академия наук (Институт социологии)

Author ID 630593, Scopus ID 6506912741, Researcher ID H-2092-2012,

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2832-4122

e-mail: gasparishvili@yandex.ru

О.В. Крухмалева,

канд. социол. наук, заведующая отделом

Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

доцент кафедры социологии

Российский университет дружбы народов

Author ID 357522, Scopus ID 57195356477, Researcher ID T-9611-2017, ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7132-5919

e-mail: kruhoks@yandex.ru

Н. Савина,

научный сотрудник Центра стратегии развития образования

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Author ID 840725, ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2571-5518

e-mail: savina.opinio@yandex.ru

 

В основу работы положены результаты социологического исследования «Адаптация российских спортсменов по завершении спортивной карьеры: ожидания и возможности», проведенного сотрудниками МГУ и РУДН в 2022 г. Целью исследования был комплексный анализ мнений российских спортсменов об их планах после завершения активной спортивной карьеры, о возможности получения ими образования, переквалификации.

В статье на примере полученной в ходе личных интервью информации анализируются основные потребности, возможности и ограничения, которые возникают у действующих спортсменов при завершении ими спортивной карьеры. Особенно остро данная проблема проявляется в текущей социально-политической ситуации, в которой находится Россия, когда завершение спортивной карьеры и уход из спорта становится для многих вынужденным и досрочным. В этой связи важным и зачастую определяющим, является слаженное взаимодействие и готовность основных социальных институтов оперативно реагировать на возникающие вызовы и предоставлять условия и возможности для сглаживания и оптимизации решения проблем. В качестве практических рекомендаций по совершенствованию процесса ресоциализации и адаптации спортсменов авторы предлагают ряд возможных мер, предпринимаемых со стороны высшей школы, которые будут направлены на решение этих проблем.

Данная работа адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется проблемами высшего образования, реакцией системы образования на современные системные вызовы и взаимодействием с другими социальными институтами общества.

Ключевые слова: высшее образование, ресоциализация, адаптация, квалификация, спорт, санкции, дополнительное образование, социологический анализ исследования, профессиональные траектории.

Литература

 

  1. Бальмонд С. Отмены матчей и турниров: что происходит с российским спортом после введения санкций //Forbes.life. 1 марта 2022 г. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/457479 (дата обращения: 11.10.2022).
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / пер. с англ. М.: Медиум. 1995. 323 с.
  3. Высоцкая Т.П., Шутова Т.Н., Столяр К.Э., Кузьмин М.А. Предложения по социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 3 (20).
  4. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС. 1999. 703 с.
  5. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003. 381 с.
  6. Ковалева А.И., Перинская Н.А. Ресоциализация. Энциклопедия гуманитарных наук // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 297–300. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.26
  7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 272 с.
  8. Пономарчук В.А., Козлова В.С. Институт спорта (истории и реалии). Минск: БГАФК, 2002. 266 с.
  9. Шихвердиев С.Н. Психологическое сопровождение спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры: монография. СПб. 2011. 184 с.
  10. Blind E.M. & Stratta T.M. “Sport career death” of college athletes: Involuntary and unanticipated sport exist. Journal of Sport Behavior. 1992. Vol. 15. P. 3–20.

Sanders G., Stevinson C. Associations between retirement reasons, chronic pain, athletic identity, and depressive symptoms among former professional footballers. European journal of sport science. 2017. No. 17 (10). P. 1311–1318. DOI: 10.1080/17 461391.2017.1371795