Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Подготовка студентов профиля «Психология и педагогика начального общего образования» к работе с младшими школьниками по развитию цифровой компетентности

А.С. Рылеева, Л.Н. Филонова
80,00 ₽

УДК 37.02+004

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.051  

А.С. Рылеева,

канд. пед. наук, доцент

Курганский государственный университет

e-mail: ib.75@mail.ru

Л.Н. Филонова,

канд. пед. наук, доцент

Курганский государственный университет

e-mail: filonova_ln@mail.ru

 

В статье представлены ключевые аспекты теоретической и практической подготовки студентов по развитию цифровой компетентности у младших школьников. Рассмотрена типология младших школьников в зависимости от цели применения цифровых инструментов и уровня их развития. Также описаны особенности проявления цифровой компетентности у младших школьников. Охарактеризованы цифровые инструменты, которые возможно использовать педагогу начальных классов в работе с детьми. Представлены результаты экспериментального исследования по определению уровня развития цифровой компетентности у младших школьников, выполненного студентами направления «Психолого-педагогическое образование» в период прохождения ими педагогической практики. Авторы указывают, что применение цифровых инструментов студентами — будущими учителями начальных классов в ходе педагогической практики может способствовать поддержанию мотивации и стимулировало развитие цифровой компетентности у участников эксперимента.

Ключевые слова: цифровые инструменты, цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, цифровая грамотность, младший школьник.

Литература

  1. Моспан Т.С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед наук. Кемерово, 2020. 24 с.
  2. Ивановская М.Н. Исторические предпосылки понятия информационно-коммуникационной компетентности в теории педагогики // Вектор науки ТГУ. 2012. No. 1 (8). С. 160–163. URL: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/048_ivanovskaj.pdf
  3. Путин В.В. Выступление на Международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных «Artificial Intelligence Journey 2021». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67099 (дата обращения: 14.03.2022).
  4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. Москва. URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 16.02.2022).
  5. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Информационное общество, 2000. URL: http://mcbs.ru/files/documents/Documents/charter_inf_obschestvo.pdf
  6. Цифровая компетентность учителя — условие информационной безопасности школьника. Итоги внедрения образовательной программы по повышению цифровой компетентности. URL: http://tisulimc.ucoz.ru/Niniva/Dok_MO/Obschestvo/Soldatova.pdf
  7. Petrova, N.P., Borlakova, S.A., Klushina, N.P., Klushina, E.A. [et al]. Philosophical-anthropological view on higher education teacher professionalism and creativity // Opcion. 2018. Vol. 34. No. S15. P. 681–705.
  8. Wellman B., Gulia M. Net-surfers don’t ride alone: Virtual communities as communities // Networks in the global village. Routledge, 2018. P. 331–366.
  9. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: монография. М.: Дашков и К, 2003. 232 с.
  10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. Шкаратана О.И. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  11. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М., 2013. 144 c. URL: https://ifap.ru/library/book536.pdf
  12. Рабинович П.Д., Заведенский К.Е. Образование из будущего ФГОС 4.0 — первый цифровой // Образовательная политика. 2020. No. 3 (83). С. 60–73.
  13. Аллахвердиева Л.М., Гаспирашвили А.Т. Цифровая социализация школьников и ее влияние на развитие гуманитарной направленности российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. No. 5. С. 26–31. DOI: 10.20339/AM.05-21.026
  14. Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. No. 10 (45). С. 12–15.
  15. Рылеева А.С., Хомутникова Е.А., Еманова С.В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. 2022. Т. 12. No. 1. P. 77–98. DOI: 10.15293/2658-6762.2201.04. EDN GSBMJE.
  16. Голосов А.О., Полотнюк И.С., Филиппович А.Ю. Автоматизация образовательных учреждений на базе интеграционной платформы // Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. No. 4. С. 8.
  17. Крылова Е.Б., Симакина М.А., Тарасова Г.В. Проблемы использования основных доступных образовательных платформ, необходимых для организации учебного процесса в дистанционной форме в условиях COVID-2019 // Знание. Понимание. Умение. 2021. No. 1. С. 35–52.
  18. Куликова Н.Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. No. 4. С. 29.