Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Технология формирования социального взаимодействия обучающихся с легкой умственной отсталостью

Л.Н. Гиенко, О.Л. Беспалова
80,00 ₽

УДК 376

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.046 

Л.Н. Гиенко,

канд. пед. наук, доцент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

e–mail: lyubov.gienko@mail.ru

О.Л. Беспалова,

магистрант,

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул;

учитель Заринской общеобразовательной школы-интерната, г. Барнаул

email: bespalovaolga75@yandex.ru

 

В статье раскрывается проблема формирования умений социального взаимодействия обучающихся с легкой умственной отсталостью. Дано описание развития психических процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью (различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития). Обозначены задачи воспитания (включение обучающихся в разностороннюю деятельность, формирование способностей к успешной адаптации в обществе, воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении цели). Уточнена структура социального взаимодействия. Представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить проблемное поле обучающихся с легкой умственной отсталостью. Определены критерии социального взаимодействия обучающихся с легкой умственной отсталостью: самостоятельность, социальная адаптированность, нравственность. Представлена технология формирования умений социального взаимодействия обучающихся с легкой умственной отсталостью. Технология коррекционной работы направлена на осознание таким обучающимся себя, своего «Я», нахождение в себе положительных качеств, развитие адекватной самооценки, на развитие и совершенствование навыков самообслуживания и личной гигиены, обучение самостоятельности в процессе взаимодействия с социумом и умений, способствующих социальной адаптации и социальной активности обучающихся с легкой умственной отсталостью. Дана характеристика показателей и практические упражнения формирования умений социального взаимодействия обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, обучение, социальное взаимодействие, обучающиеся, умственная отсталость, диагностика, социализация, социализированность личности, формирование умений социального взаимодействия, критерии социального взаимодействия, технология.

Литература

  1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф‑тов пед. ин-тов. М.: Школа-Пресс,1994. 416 с.
  2. Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076
  3. Гиенко Л.Н. Развитие компетенций обучающихся в процессе реализации программ внеурочной занятости // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 43–46. DOI: 10.20339/AM.01-22.043
  4. Макаров И.В. Умственная отсталость у детей и подростков. Клинические рекомендации (протокол лечения). СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Минздрава России; Российское общество психиатров, секция детской психиатрии. 2015. С. 3–4. URL: https://psychiatr.ru/download/2303?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A3%D0%9E... (дата обращения: 01.11.2022).
  5. Методические рекомендации Минобрнауки РФ по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.03.2016 г. № ВК-452/07. URL: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/33a/metodichskie_rekomendatcii_po_voprosam_vnedreniia_fgos_ovz.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
  6. Письмо Министерства просвещения РФ от 31.08.2020 № ДГ-1342_07 «Об организации образования лиц с УО». URL: Pismo-Minprosveshcheniya-Rossii-DG_1342_07-Ob-organizatsii-obrazovaniya-lits-s-umstvennoy-otstalostyu.pdf (ppms22.ru) (дата обращения: 01.11.2022).
  7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  8. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. М.: ВЛАДОС, 2006. 247 с.
  9. Чуркин А.А., Творогова Н.А. Психиатрическая помощь населению России в 2006 году // Российский психиатрический журнал. 2007. № 4. С. 4–12.
  10. Beukelman D.R., Mirenda P. Augmentative and alternative communication; Supporting children and adults with complex communication needs. Baltimore, MD: Paul H. Brookes. 2007. 116 p.
  11. Greenspan S., Wieder S. The Child with Special Needs: Encouraging Intellectual and Emotional Growth. N.Y.: A MerloydLaurenge Book, 1998. 495 p.