УДК 316:378
https://doi.org/10.20339/AM.12-21.007
К.В. Воденко,
д-р филос. наук, проф.,
заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук
e-mail: vodenkok@mail.ru
С.С. Черных,
д-р филос. наук, доц., проф.
кафедры социальных и гуманитарных наук
e-mail: s.s.chernykh@mail.ru
Е.В. Сусименко,
д-р филос. наук, проф.,
заведующий кафедрой иностранных языков
e-mail: lesusima@yandex.ru
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Основная цель представленной статьи заключается в экспликации возможностей современного университета эффективно проводить социальную политику в поликультурном регионе. В статье рассмотрены образовательные тенденции последних лет, связанные с общественным запросом и возможностями реализацией третьей миссии университета. В данной связи в качестве основных образовательных трендов были выявлены установки на коммуникацию, практики интеллектуального досуга и активное участие университетов в создании информационных сетей. В статье дается описание социокультурных маркеров, которые позволяют с уверенностью говорить о критериях выделения поликультурных регионов, характерных для России. Авторы статьи обращают внимание на необходимость университетов более активно участвовать в формировании региональных идентичностей в целях обеспечения культурной безопасности жителей страны. В заключение статьи делается вывод о высоком потенциале университетов выступать ресурсом культурной стабилизации и социализации в поликультурном регионе, т.е. совместно с государством и институтами гражданского общества реализовывать программы, направленные на гармонизацию межэтнических отношений.
Ключевые слова: третья миссия университета, поликультурный регион, региональная идентичность, культурная безопасность, перспективы развития современного образования, культурная политика, проблемы регионализации.
Литература
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс; пер. с исп. M.: ACT, 2001. 509 с.
- Ньюмен Дж.Г. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 208 с.
- Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.
- Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2014. 288 с.
- Рачипа А.В., Латышева А.Т., Самыгин С.И. Институализация цифрового образования высшей школы: социологический анализ проблем социализации молодежи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2021. Т. 14. № 3. С. 52–60.
- Воденко К.В., Черных С.С. Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях индустрии 4.0 // Гуманитарий Юга России. 2021. Т. 10. № 1. С. 30–43.
- Медушевский Н.А. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 3. С. 19–31.
- Montesinos P. Third Mission Ranking for World Class Universities: Beyond Teaching and Research // Higher Education in Europe. 2008. No. 33. P. 259–271.
- Marhl M., Pausits A. Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies // Evaluation in Higher Education. 2011. No. 5 (1). Р. 43–64.
- Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 266–287.
- Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 3. С. 2000–2010.
- Шадже А.Ю. Глобальные вызовы в идентификационном пространстве полиэтнического региона // Научные труды КубГТУ. 2018. № 10. С. 313–322.
- Посухова О.Ю., Сериков А.В. Национальная политика РФ в оценке и восприятии населения Южно-российского региона // Власть. 2017. Т. 25. № 8. С. 143–150.
- Сериков А.В. Региональная идентичность в контексте молодежного экстремизма в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 235–241.
- Колесникова Е.Ю. Система высшего образования как фактор устойчивого развития Юга России // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2014. № 1 (8). С. 50–57.
Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и становления индустрии 4.0» (НШ-2582.2020.6).