Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде

Е.М. Захарова, С.М. Берникова, М.И. Бакина, М.В. Андреева
80,00 Р

УДК 316.6-056.4:004

https://doi.org/10.20339/AM.12-20.082          

 

Е.М. Захарова,

канд. пед. наук, доц.

e-mail: mem229@mail.ru

С.М. Берникова,

старший преподаватель

e-mail: svetlana_minina@mail.ru

М.И. Бакина,

студент

e-mail: akeri.akkella@mail.ru

М.В. Андреева,

студент

e-mail: marina-2589@mail.ru

Курганский государственный университет

 

Исследована проблема интернет-зависимости у жителей Курганской области в возрастном диапазоне от 13 до 60 лет в сравнительном аспекте. В литературном обзоре по проблеме рассмотрены основные виды интернет-зависимости, симптомы ее проявления, негативные последствия, направления профилактики. На основе диагностических методик Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот, а также Кимберли Янг проведено тестирование 109 респондентов на интернет-зависимость. Представлены сравнительные характеристики различных показателей интернет-зависимости в трех возрастных категориях: школьники (13–18 лет), студенческая молодежь (19–30 лет), взрослые пользователи (31–60 лет). Исследование показало, что больше всего интернет-зависимых в молодежной возрастной категории (50%), среди школьников интернет-зависимостью охвачены 30% пользователей. Во взрослой же среде интернет-зависимость отсутствует. При этом II стадия интернет-зависимости, требующая проведения лечебных мероприятий, в большей степени выражена также в молодежной среде (10%), в школьной среде таких пользователей всего 2%. Стадия увлечения более характерна для взрослых пользователей (83%), среди школьников она выражена у 64%, среди молодежи у 20%. У зависимых пользователей преобладают следующие виды предпочтений: селфи-зависимость — 47%, зависимость от социальных сетей — 42%, кибераддикция (компьютерные игры) — 11%.

Ключевые слова: интернет-зависимость, сетеголизм, кибераддикция, диагностика интернет-зависимости, стадии интернет-зависимости.

 

Литература

  1. В Китае официально признали интернет-зависимость болезнью // Медпортал. 11.10.2008. URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2008/11/10/addiction/
  2. Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. 2008. Вып. 2. С. 72–76.
  3. Гуреева А.Ю., Сизов С.В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы // Актуальные вопросы психотерапии и клинической психологии. 2015. № 2. С. 127–129.
  4. Долганина В.В., Ширванян А.Э. Влияние социальных сетей на формирование психологической зависимости у студентов педагогического вуза: практический аспект // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 39–48.
  5. Дмитриева К.О. Влияние современного интернета на жизнь человека // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург, 2019.
  6. Колумба М.В. Влияние игровой компьютерной зависимости на эмоциональную сферу подростков // Кооперация без границ: расширение рамок социальной экономики. 2017. С. 644–652.
  7. Кулетова Г., Турмаганбетова А.Т., Умбетова Б.Е. Проблема интернет-зависимости среди молодежи. URL: https://yandex.ru/q/question/hw/kak_oformliat_elektro (дата обращения:  02.04.2020)
  8. Лутошлива Е.С., Смирнова И.А. Интернет-зависимость личности: основные характеристики и особенности // Психология образования: состояние и перспективы. Иркутск, 2014. С. 257–261.
  9. Малышев И.В. Особенности интернет-аддикции у учащихся и студентов в современных условиях. Саратов, 2018. С. 201–206.
  10. Маслова В.С. Проблема интернет-зависимости среди молодежи // Культура и образование. 2015. № 2 (18). С. 11.
  11. Минина Е.М. Организация валеологической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Курган, 1999. С. 73–75.
  12. Никитенко С.В., Недбаева С.В., Алдакимова О.В. Психолого-педагогические условия преодоления интернет-аддикций в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 295–298.
  13. Носова Ю.Г., Писаревская М.А. Проблема интернет-зависимости в психолого-педагогической науке. М., 2015. С. 113–118.
  14. Овдиенко Д.А., Сомов М.В. Профилактика информационной зависимости у подростков // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. М., 2019. С. 313–316.
  15. Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость. URL: https://wiseparent.ru/test/тест-кимберли-янг-на-интернет-зависим/
  16. Тулегенова А.Г. Игровая интернет-зависимость в студенческой среде // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 45-5. С. 292–299.
  17. Челышева И.В. Селфи-зависимость или новое искусство? // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selfi-zavisimost-ili-novoe-iskusstvo
  18. Чернова Н.М., Бегунов М.А. Школьники и использование интернета // Концепт. 2017. № S9. С. 51–55.
  19. Шахов Л.М. Положительное и негативное влияние интернета на социализацию молодежи // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе. Екатеринбург, 2019. С. 429–435.
  20. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Днепропетровск, 2006.