УДК 37.09-042.3:332.1
https://doi.org/10.20339/AM.12-20.063
В.Г. Лизунков,
канд. пед. наук, доц.
Юргинский технологический институт —
филиал Национального исследовательского
Томского политехнического университета;
Уральский государственный экономический университет
e-mail: vladeslave@rambler.ru
Приведены результаты авторского исследования в контексте основ проектирования системы подготовки востребованных специалистов на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Представлены три основных этапа, характеризующих внутреннюю логику построения процесса формирования системы ТОСЭР. Выявлен последовательный алгоритм вариативного проектирования системы подготовки востребованных специалистов на ТОСЭР. Определены ключевые цели проектирования системы, среди которых: стратегические, определяющиеся отдаленными результатами развития профессиональной подготовки, тактические, связанные с переменами в системе на этапах, оперативные, необходимые для решения вопросов в ходе проектирования. Описаны ключевые особенности системы подготовки востребованных специалистов на ТОСЭР, включающие актуальные умения будущих специалистов, востребованных в сфере машиностроения, основные из которых информационные, оценочные, предпринимательские и внедренческие. Определено, что построение системы подготовки специалиста, востребованного на ТОСЭР, следует проводить с использованием проекции названных факторов относительно выбранной территории.
Ключевые слова: специалисты, система подготовки, ТОСЭР, проектирование, алгоритм, востребованные кадры.
Литература
1. Кадырова Х.Р. Вариативная система многоуровневой подготовки кадров для машиностроительных предприятий региона на основе интегративного подхода. Казань, 2013.
3. Ибрагимов Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43–52.
4. Jarvis, P. The sociology of Adult and Continuing Education. London, 1985.
5. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства технологии и предприятий газовой отрасли. Казань, 2008.
6. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования. Гродно, 2003. С. 256–260.
8. Бекренев А.Н. Интегративная система высшего инженерного образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 125–128.
9. Кадырова Х.Р. Современные подходы к подготовке трудовых ресурсов для предприятий машиностроительной отрасли // В мире научных открытий. 2009. № 6. С. 60–65.
10. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–26.
11. Лизунков В.Г. Прогнозирование влияния инновационных факторов экономического роста на состояние рынка труда // Инновационные технологии и экономика в машиностроении. Томск, 2010. С. 375–376.
12. Алашеев С.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку трудовых ресурсов в системе профессионального образования региона. URL: http://www.labourmarket.ru/Pages/conf1
13. Клячко Т.К. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. М., 2009.
14. Савельев А.Я. Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования. М., 2002.
16. Шамова Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров. М., 2006.
17. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58–62.
Исследование проведено при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых — кандидатов наук МК-313.2019.6.