https://doi.org/10.20339/AM.12-16.077
В.И. Жуковский,
д. философ. н., проф.
Гуманитарный институт
Сибирского федерального университета
e-mail: jln@kraslib.ru
Раскрыт сущностный характер произведения изобразительного искусства, а также описан процесс его диалогового общения со зрителем в образовательном пространстве. На каждом уровне диалога произведения искусства и зрителя формируется новое образовательное пространство, зависящее от специфики данного этапа диалога и имеющее свою образовательную задачу. Зритель, вступая в диалог с произведением искусства, проходит долгий путь собственного преобразования, позволяющего ему стремиться к самопознанию, самораскрытию. Анализируя взаимодействие участников диалога, автор приходит к выводу, что пространство диалога произведения искусства и зрителя действительно является полноценным образовательным пространством, содержащим систему объектных эталонов, схемы действия с ними и область их возможной экстраполяции.
Ключевые слова: произведение изобразительного искусства, образовательное пространство, диалог, художественный образ, процесс, зритель, педагог, искусствовед.
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. — М., 2002.
3. Жуковский В.И. Произведение искусства в эпицентре художественной культуры // Философия и культура. — 2013. — № 11. — С. 1613–1620.
4. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства. — СПб., 2011.
5. Жуковский В.И. Художественный образ и образовательное пространство // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 5. — С. 105–106.
6. Лоскутова И.М. Образовательное пространство (социологический анализ). — М., 2012.
7. Образовательная функция художественной культуры. — Красноярск, 2013.
8. Пивоваров Д.В. Синтетическая парадигма в философии: избранные статьи. — Екатеринбург, 2011.
9. [URL]: http://www.pedpro.ru/termins/105.htm
10. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство. — М., 2014.
11. Mickunas A., Scudder J. Meaning, dialogue, and enculturation: Phenomenological philosophy of education. — Washington, 1985.
12. Zhukovsky V.I., Pivovarov D.W. Artistic creativity and visual thinking // European Journal of Natural History. — 2014. — № 1. — P. 48–52.