В.П. Слепцов,
директор МБОУ Ары-Толонская основная общеобразовательная школа
имени А.С. Сыромятниковой, Республика Саха (Якутия)
e-mail: 79644270006@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-0509-6520
Н.С. Слепцова,
учитель МБОУ Ары-Толонская основная общеобразовательная школа
имени А.С. Сыромятниковой, Республика Саха (Якутия)
e-mail: myroom123@mail.ru
М.В. Осипова,
старший преподаватель
кафедры педагогики Педагогического института
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
e-mail: marisssa2@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0367-2585
А.В. Тимофеева,
младший научный сотрудник
Международная научно-исследовательская лаборатория
«Лингвистическая экология Арктики»;
аспирант
Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
e-mail: aitalina0895@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3310-942X
Введение. В настоящее время направление дистанционного обучения активно развивается во многих странах мира. Это также справедливо для России. Несмотря на то, что в нашей стране в рамках частных образовательных организаций данное направление развивается давно, в государственных школах соответствующий опыт был получен в период пандемии. Он стал толчком для проведения многочисленных исследований о позитивных и негативных последствиях дистанционного обучения. Наряду с прочими, такой аспект, как качество обученности школьников, остался нераскрытым.
Цель. Поиск путей преодоления негативных последствий дистанционного обучения, проявившихся в качестве обученности школьников.
Методология, методы и методики. Методы анализа и синтеза научных публикаций на основе системного подхода.
Результаты. В рамках исследования представлена структура, включающая такие аспекты изучаемой проблемы, как обеспеченность процесса дистанционного обучения, позиции заинтересованных сторон, недостатки и рекомендации. Выявлены такие негативные стороны дистанционного обучения, как недостаточное развитие обеспечивающей инфраструктуры и технических средств, неравный доступ к сети Интернет, непроработанная структура и содержание учебных программ, слабые коммуникации между учителями и учениками, учителями и родителями, учениками и родителями. В позиции учеников можно отметить такие негативные последствия, как время, затрачиваемое на обучение, нагрузка, препятствия технического и психологического характера, сниженная мотивация, психосоматические и эмоциональные нарушения, проблемы со здоровьем, снижение когнитивных способностей, успеваемости, потери при обучении. При этом негативные последствия в разных группах школьников разнились.
Сложности возникали у учителей и родителей. У учителей возникали сложности в овладении современными технологиями, использовании эффективных методов обучения, обеспечении коммуникаций. У родителей возникали сложности эмоционального характера на фоне длительного нахождения с детьми и вынужденного участия в образовательном процессе. В результате процесс адаптации к дистанционному обучению был медленным. Он выступил как сложная задача, которая требует участия родителей, учителей и школьных администраторов в образовательном процессе, поскольку страдает качество обученности школьников.
Для преодоления возникающих проблем требуется слаженная система взаимодействия между заинтересованными сторонами, основанная на глубоких исследованиях с опорой на обширные статистические данные. Поскольку в настоящее время соответствующих исследований недостаточно, возможны усилия практиков по проведению экспериментов, позволяющих совмещать очное и дистанционное обучение.
Научная новизна. Настоящее исследование является попыткой интегрировать данные исследований отечественных и зарубежных ученых на предмет влияния дистанционного обучения в период пандемии на качество обученности школьников с учетом основных факторов воздействия.
Практическая значимость. Полученные данные, в первую очередь, предназначены для специалистов, которые формируют методические основы дистанционного обучения. Опыт других стран позволяет сравнить таковой с отечественным и разработать оптимальные подходы к выстраиванию дистанционного образовательного процесса с учетом интересов всех задействованных сторон.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, онлайн-образование, качество обученности, потери при обучении.
Исследование выполнено в рамках научного проекта «Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации» (грант Правительства РФ, соглашение № 075-15-2021-616)
Литература/References
1. Harmey, S., Moss, G. Learning disruption or learning loss: using evidence from unplanned closures to inform returning to school after COVID-19. Educational Review. 2023; 75 (4): 637–656.
2. Fitzpatrick, D. Meta-analytic evidence for year-round education’s effect on science and social studies achievement. Middle Grades Research Journal. 2018; 12 (1): 1–8.
3. Patall, E., Cooper, H., Allen, A. Extending the school day or school year: A systematic review of research (1985–2009). Review of Educational Research. 2010; 80 (3): 401–436.
4. Cooper, H., Allen, A.B., Patall, E.A., Dent, A.L. Effects of full-day kindergarten on academic achievement and social development. Review of Educational Research. 2010; 80 (1): 34–70.
5. Cooper, H., Nye, B., Charlton, K., Lindsay, J., Greathouse, S. The effects of summer vacation on achievement test scores: A narrative and meta-analytic review. Review of Educational Research, 1996: 66 (3): 227–268.
6. Cooper, H., Valentine, J., Charlton, K., & Melson, A. The effects of modified school calendars on student achievement and on school and community attitudes. Review of Educational Research. 2003; 73 (1): 1–52.
7. Потери в обучении из-за пандемии Covid-19: прогнозирование и поиск способов компенсации [Электрон. Ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost (дата обращения: 23.12.2023).
Learning losses due to the Covid-19 pandemic: forecasting and finding ways to compensate. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 28]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost (In Rus.)
8. Alma Mater (Вестник высшей школы). [Электрон. ресурс]. URL: https://almavest.ru/ (дата обращения: 24.02.2024).
Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). URL: https://almavest.ru/ (accessed on: 24.02.2024).
9. В ИВМиИТ проведено исследование закономерностей влияния пандемии COVID-19 на успеваемость учеников школ. Казанский федеральный университет. [Электрон. Ресурс]. URL: https://kpfu.ru/computing-technology/v-ivmiit-provedeno-issledovanie-zakonomernostej.html (дата обращения: 23.12.2023).
ICMIT conducted a study of the patterns of the impact of the COVID-19 pandemic on the performance of school students. Kazan Federal University. [Internet] 2023. [cited 2023 Dec 28] Available from: https://kpfu.ru/computing-technology/v-ivmiit-provedeno-issledovanie-zak... (In Rus.)
10. Керша Ю.Д., Недосып О.В., Пиотух Е.И. Преодоление барьеров: как пандемия устранила разрыв в успеваемости в сельских и городских школах // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. С. 114–130.
Kersha, Yu.D., Nedosyp, O.V., Piotukh, E.I. Overcoming barriers: how the pandemic eliminated the achievement gap in rural and urban schools. Psiholog-icheskaia nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2023; 28 (5): 114–130. (In Rus.)
11. Расчеты на основе данных Росстата и Минпросвещения России, 2019–2020 гг. ВШЭ посчитала готовность регионов к дистанционной работе школ. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/416606518.html (дата обращения: 23.12.2023).
Calculations based on data from Rosstat and the Ministry of Education of Russia, 2019-2020. The Higher School of Economics has assessed the readiness of the regions for remote work of schools. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 28]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/416606518.html (In Rus.)
12. Потери в обучении из-за пандемии Covid-19: прогнозирование и поиск способов компенсации. [Электрон. ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost (дата обращения: 23.12.2023).
Learning losses due to the Covid-19 pandemic: forecasting and finding ways to compensate. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 28]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost (In Rus.)
13. Two thirds of the world’s school-age children have no internet access at home, new Unicef-Itu report says Unicef and the international telecommunication union call for urgent investment to bridge a digital divide currently preventing children and young people from accessing quality digital learning and opportunities online. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 23]. URL: https://www.unicef.org.uk/press-releases/two-thirds-of-the-worlds-school-age-children-have-no-internet-access-at-home-new-unicef-itu-report-says/
14. Maqsood, A. et al. The paradigm shift for educational system continuance in the advent of COVID-19 pandemic: mental health challenges and reflections. Current Research in Behavioral Sciences. 2021; 2: 100011–100015.
15. Survey of National Education Responses to COVID-19 School Closures. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 23]. URL: http://tcg.uis.unesco.org/wp-content/uploads/sites/4/2020/07/COVID-SURVEY_technical-note-20200702.pdf
16. Bond, M. (2020). Facilitating student engagement through educational technology: Current research, practices and perspectives (PhD). Carl von Ossietzky Universität Oldenburg, Oldenburg, Germany. [Internet] [cited 2024 Jan 1]. URL: https://www.researchgate.net/publication/339271967_Facilitating_student_engagement_throu
17. Almanthari, A. et al. Secondary School Mathematics Teachers’ Views on E-Learning Implementation Barriers during the COVID-19 Pandemic: The Case of Indonesia. Eurasia journal of mathematics, science and technology education. 2020; 16 (7): 1-9.
18. Selvaraj, A. et al. Effect of pandemic based online education on teaching and learning system. International Journal of Educational Development. 2021; 85: 102444–102448.
19. Tomasik, M.J., Helbling, L.A., Moser, U. Educational gains of in‐person vs. distance learning in primary and secondary schools: A natural experiment during the COVID‐19 pandemic school closures in Switzerland. International Journal of psychology. 2021; 56 (4): 566–576.
20. Schlegelmilch, J., Douglas, C. Initial Coronavirus Disease-2019 Closure Strategies Adopted by a Convenience Sample of US School Districts: Directions for Future Research. Disaster Med. Public Health Prep. 2020; 14: e17–e18.
21. Tang, S. et al. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. Journal of affective disorders. 2021; 279: 353–360.
22. Chaabane, S., Doraiswamy, S., Chaabna, K., Mamtani, R., Cheema, S. The impact of COVID-19 school closure on child and adolescent health: a rapid systematic review. Children. 2021; 8 (5): 415–425.
23. Орлова И.И., Бортникова Г.Н., Гольм Л.А., Уланов В.Н., Григорьев В.В., Анисимов В.А. Влияние дистанционного формата обучения на физическую активность и образ жизни школьников в период пандемии // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 337–342.
Orlova, I.I., Bortnikova, G.N., Golm, L.A., Ulanov, V.N., Grigoriev, V.V., Anisimov, V.A. The impact of distance learning on physical activity and lifestyle of school-children during a pandemic. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta = Scientific notes from Lesgaft University. 2022; 3 (205): 337–342. (In Russ.).
24. Stewart, H., Watson, N., Campbell, M. The cost of school holidays for children from low income families. Childhood. 2018; 25: 516–529.
25. Di Pietro, G. et al. The likely impact of COVID-19 on education: Reflections based on the existing literature and recent international datasets. Luxembourg: Publications Office of the European Union. [Internet] 2020. V. 30275. [cited 2024 Jan 2]. URL: https://www.researchgate.net/publication/342735256_The_likely_impact_of_COVID-19_on_education_Reflections_based_on_the_existing_literature_and_recent_international_datasets
26. «Школьное дистанционное образование в условиях пандемии и постпандемии». Учитель математики МБОУ СОШ № 7 имени историка, профессора Н.И. Павленко г. Ейска МО Ейский район // Романова Л.В. [Электрон. ресурс]. URL: https://eyiskmatematiki.ucoz.ru/shkolnoe_distancionnoe_obrazovanie_v_uslovijakh_pa.pdf (дата обращения: 22.12.2023).
School distance education during a pandemic and post-pandemic. Mathematics teacher MBOU Secondary School No. 7 named after the historian, professor N.I. Pavlenko, Yeisk municipal district, Yeisk district. Romanova, L.V. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 22]. URL: https://eyiskmatematiki.ucoz.ru/shkolnoe_distancionnoe_obrazovanie_v_usl... (In Rus.)
27. Ijadi-Maghsoodi, R., Harrison, D., Kelman, A., Kataoka, S., Langley, A.K., Ramos, N., Cugley, G.M., Alquijay, M.A., Tate, K., Lester, P. et al. Leveraging a public-public partnership in Los Angeles County to address COVID-19 for children, youth, and families in underresourced communities. Psychol. Trauma Theory Res. Pract. Policy. 2020; 12: 457–460.
28. Masonbrink, A.R., Hurley, E. Advocating for children during the COVID-19 school closures Pediatrics. [Internet] 2020. [cited 2023 Dec 29]; 146 (3). URL: https://www.researchgate.net/publication/342248636_Advocating_for_Children_During_the_COVID-19_School_Closures
29. Roe, A., Blikstad-Balas, M., & Klette, K. (2020). The youngest students had the least contact with the teacher during home schooling. [Internet] [cited 2023 Dec 28]. URL: https://www.uv.uio.no/quint/nglish/news-andactivities/news/2020/youngest-students-with-least-follow-up-in-home-schooling.html
30. Misirli, O., Ergulec, F. Emergency remote teaching during the COVID-19 pandemic: Parents experiences and perspectives. Education and information technologies. 2021: 26 (6): 6699–6718.
31. Branquinho, C. et al. “Hey, we also have something to say”: A qualitative study of Portuguese adolescents’ and young people’s experiences under COVID‐19. Journal of community psychology. 2020; 48 (8): 2740–2752.
32. Duan, L. et al. An investigation of mental health status of children and adolescents in china during the outbreak of COVID-19. Journal of affective disorders. 2020; 275: 112–118.
33. Kılınçel, Ş. Et al. Factors affecting the anxiety levels of adolescents in home‐quarantine during COVID‐19 pandemic in Turkey. Asia‐Pacific Psychiatry. 2021; 13 (2): e12406–e12108.
34. Commodari, E., La Rosa, V.L. Adolescents in quarantine during COVID-19 pandemic in Italy: perceived health risk, beliefs, psychological experiences and expectations for the future. Frontiers in psychology. 2020; 11: 559951–559952.
35. Becker, S.P. et al. Remote learning during COVID-19: Examining school practices, service continuation, and difficulties for adolescents with and without attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal of Adolescent Health. 2020; 67 (6): 769–777.
36. Purwanto, A. COVID-19 pandemic and home online learning system: Does it affect the quality of pharmacy school learning? Sys Rev Pharm. 2020; 11 (8): 524–530.
37. Bond, M. Schools and emergency remote education during the COVID-19 pandemic: A living rapid systematic review. Asian Journal of Distance Education. 2021; 15 (2): 191–247.
38. Руденко А.И., Николаева А.А. Инновационные методы обучения и их роль в повышении мотивации школьников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 158–164.
Rudenko, A.I., Nikolaeva, A.A. Innovative teaching methods and their role in increasing the motivation of schoolchildren. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2021; 3 (146): 158–164. (In Rus.)
39. Симонов В.П. Уровень обученности – основной достоверный показатель качества в образовании. [Электрон. ресурс]. URL: https://knigainformatika.narod.ru/Level_ru.pdf (дата обращения: 06.01.2024).
39. Simonov, V.P. The level of training is the main reliable indicator of quality in education. [Internet] 2020. [cited 2024 Jan 6]. URL: https://knigainformatika.narod.ru/Level_ru.pdf (In Rus.)
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за советы и конструктивные замечания, которые способствуют улучшению статьи и делают ее более значимой в педагогической среде.