К.В. Зорин,
канд. мед. наук, доцент
кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России
е-mail: zkv1000@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8819-6818
Д.А. Пустовалов,
канд. мед. наук, доцент
кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России
е-mail: pustovalovda@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-5408-5244
В.А. Топорков,
канд. философ. наук, доцент
кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России
е-mail: toporkov@msmsu.ru; https://orcid.org/0000-0001-5483-1668
А.Н. Архангельская,
канд. мед. наук, доцент
кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»
Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России
е-mail: cattiva@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-0792-6194
Здоровье студентов-медиков в процессе обучения ухудшается. Высшие учебные заведения как интеллектуальные и культурные центры страны призваны укреплять здоровье и обучать студентов принципам ЗОЖ, а также здоровьесберегающему мышлению и поведению на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России. В работе применялись следующие методы: теоретические (изучение и анализ специальной литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, системный анализ, теоретическое познание) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, рейтинговая система и самооценка, педагогический эксперимент). Авторы статьи делают вывод о том, что перспективным способом формирования ЗОЖ средствами образования является личностно ориентированная модель. Она включает в себя активные и групповые методы обучения на практических и лекционных занятиях. Это важно учитывать при разработке и внедрении единой программы здоровьесбережения российского студенчества.
Ключевые слова: формирование ЗОЖ, здоровьесберегающее мышление и поведение высшее медицинское образование.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 27 марта 2023 года)». URL: https://docs.cntd.ru/document/554815875#64U0IK
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/
3. Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211040017?index=3
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015
5. Чукреев М.П., Калинкин Д.Е. Анализ образа и качества жизни студентов-медиков // Профилактическая медицина. 2022. № 25 (9). С. 77–84.
6. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12 (54). Ч. 4. Декабрь. С. 45–47.
7. Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Пустовалов Д.А., Рогозная Е.В., Ураков А.Л., Гуревич К.Г. Ассоциация гиподинамии и других поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2017. № 94 (1). С. 15–20.
8. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017. № 2 (28). С. 4–11.
9. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Олюшина Е.А. и др. Оценка физического здоровья студентов-медиков выпускного курса и молодых врачей // Здоровье населения и среда обитания. 2023. Т. 31. № 4. С. 70–76.
10. Лапин П.Н. Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся // Молодой ученый. 2020. № 49.1 (339.1). С. 13–14.
11. Макарова В.К. Пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5 (10). С. 49–54.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210–213.
13. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 206–208.
14. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Монография. Воронеж, 2017. 324 с.
15. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Архангельская А.Н. Подготовка врача в свете изменений федерального закона «Об образовании» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 4. С. 71–74. DOI: 10.20339/AM.04-24.071
16. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. М.: РИО МГМСУ, 2020. 60 с.