Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Личностно ориентированная модель формирования ЗОЖ у студентов высшей школы: опыт Российского университета медицины

К.В. Зорин, Д.А. Пустовалов, В.А. Топорков, А.Н. Архангельская
80,00 ₽
УДК 378+613.9
 

 

К.В. Зорин,

канд. мед. наук, доцент

кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России

е-mail: zkv1000@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

Д.А. Пустовалов,

канд. мед. наук, доцент

кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»

Московский государственный медико-стоматологический университет  имени А.И. Евдокимова Минздрава России

е-mail: pustovalovda@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-5408-5244

В.А. Топорков,

канд. философ. наук, доцент

кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России

е-mail: toporkov@msmsu.ru; https://orcid.org/0000-0001-5483-1668

А.Н. Архангельская,

канд. мед. наук, доцент

кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития»

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России

е-mail: cattiva@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-0792-6194

 

Здоровье студентов-медиков в процессе обучения ухудшается. Высшие учебные заведения как интеллектуальные и культурные центры страны призваны укреплять здоровье и обучать студентов принципам ЗОЖ, а также здоровьесберегающему мышлению и поведению на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России. В работе применялись следующие методы: теоретические (изучение и анализ специальной литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, системный анализ, теоретическое познание) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, рейтинговая система и самооценка, педагогический эксперимент). Авторы статьи делают вывод о том, что перспективным способом формирования ЗОЖ средствами образования является личностно ориентированная модель. Она включает в себя активные и групповые методы обучения на практических и лекционных занятиях. Это важно учитывать при разработке и внедрении единой программы здоровьесбережения российского студенчества.

Ключевые слова: формирование ЗОЖ, здоровьесберегающее мышление и поведение высшее медицинское образование.

 

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 27 марта 2023 года)». URL: https://docs.cntd.ru/document/554815875#64U0IK

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/

3. Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211040017?index=3

4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015

5. Чукреев М.П., Калинкин Д.Е. Анализ образа и качества жизни студентов-медиков // Профилактическая медицина. 2022. № 25 (9). С. 77–84.

6. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12 (54). Ч. 4. Декабрь. С. 45–47.

7. Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Пустовалов Д.А., Рогозная Е.В., Ураков А.Л., Гуревич К.Г. Ассоциация гиподинамии и других поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2017. № 94 (1). С. 15–20.

8. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017. № 2 (28). С. 4–11.

9. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Олюшина Е.А. и др. Оценка физического здоровья студентов-медиков выпускного курса и молодых врачей // Здоровье населения и среда обитания. 2023. Т. 31. № 4. С. 70–76. 

10. Лапин П.Н. Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся // Молодой ученый. 2020. № 49.1 (339.1). С. 13–14.

11. Макарова В.К. Пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5 (10). С. 49–54.

12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210–213.

13. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 206–208.

14. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Монография. Воронеж, 2017. 324 с.

15. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Архангельская А.Н. Подготовка врача в свете изменений федерального закона «Об образовании» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 4. С. 71–74. DOI: 10.20339/AM.04-24.071

16. Зорин К.В., Пустовалов Д.А., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организационно-методические аспекты здорового образа жизни и профилактической медицины. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. М.: РИО МГМСУ, 2020. 60 с.