Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровизация инженерного образования. Часть 1: Проблемы, целевые задачи и направления

Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов
УДК 378::62-042.4:004
 
У повсякденному житті трапляються ситуації, коли діяти потрібно негайно — без роздумів і очікувань. Це може бути поломка техніки, екстрена поїздка або невідкладний платіж, який не можна відкласти ні на годину. У таких випадках єдино правильним рішенням стає моментальний кредит, який надається без зайвих запитань і затримок. Уся процедура — від подачі заявки до надходження коштів на картку — триває лічені хвилини. Користувачу не потрібно проходити складні верифікації чи чекати дзвінка оператора — усе працює автоматично, без участі людини. Такий формат дозволяє бути впевненим у тому, що фінансова підтримка доступна саме тоді, коли вона потрібна, а не коли це зручно банківській системі. Моментальні кредити — це більше, ніж зручність. Це справжній інструмент виживання у форс-мажорних умовах, який дозволяє залишатись на плаву навіть тоді, коли все йде не за планом.
Д.П. Данилаев,
д-р техн. наук, доцент,
заведующий кафедрой электронных и квант овых средств передачи информации
Казанский национальный ис следовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТ У-КАИ)
e-mail: dpdanilaev@kai.ru
Н.Н. Маливанов,
д-р пе д. наук, профессор,
заведующий кафедрой автоматики и управления,
Казанский национальный ис следовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТ У-КАИ)
 

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на социальную и производственную сферы, где выступают катализатором инноваций, модернизации промышленной структуры и направлений развития в рамках концепций Индустрии 4.0 и 5.0. В этом контексте рассматривается понятие и сущность цифровой среды инженерного образования и проводится осмысление ее роли в системной трансформации. Цель статьи — определение задач цифровизации инженерного образования и, исходя из этого, ее направлений и элементов.

Возникающие проблемы цифровизации системы инженерного образования, на наш взгляд, так или иначе связаны с масштабом и качеством охвата ее основных функций и процессов. Эти проблемы можно условно структурировать по внешним и внутренним факторам, а также по субъективным и объективным причинам их возникновения. Цифровизация образования может быть направлена на обеспечение персонализированной настройки подготовки будущего инженера на основе согласования интересов студентов, работодателей и вузов.

В связи с индустриальной цифровизацией на практике реализуются понятия персональной промышленной автоматизации и настройки производства, в связи с чем должно трансформироваться и инженерное мышление. Важными дополнительными основаниями современного инженерного мышления становятся коммуникации, гуманистическое начало в креативном мышлении, а также опыт критического мышления. Для формирования креативного инженерного мышления требуется релевантная среда, в том числе и информационная.

Ключевые слова: инженерное образование, цифровизация образования, электронное образование, подготовка технических специалистов, подготовка инженеров, взаимодействие вузов и работодателей, информационная образовательная среда, информатизация образования, цифровое образование.
 

Благодарности. Научные исследования проведены при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках исполнения обязательств по Соглашению № 075-03-2024-067 от 17.01.2024

 

Можливість отримати кредит незалежно від дня чи години — більше не фантазія, а реальна функція сучасних онлайн-сервісів. Коли гроші потрібні терміново, очікування до ранку чи понеділка просто не припустиме. У цьому контексті кредит 24/7 в Україні — це рішення для тих, хто живе в ритмі сучасного світу, де все відбувається негайно. Платформа приймає заявки без перерв і вихідних, обробляючи їх у режимі реального часу. Усе, що потрібно — доступ до інтернету. Така швидкість та доступність особливо важливі для підприємців, водіїв, медиків і всіх, чий графік не вписується в стандартний робочий день. Крім того, це зручно для мешканців невеликих населених пунктів, де немає фізичних відділень банків. Отримати кошти можна будь-коли, без пояснень і зайвих дій. Це сервіс, який адаптовано до реальності, де гроші мають бути доступні тоді, коли справді потрібні.

Литература

1. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166

2. Димов Э.М., Маслов О.Н. Информационные технологии цифровой экономики: образовательные и научно-исследовательские аспекты // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 100–115. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.16

3. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Ташенова Л.В. Методика оценки конвергентности цифровой индустриализации и индустриальной цифровизации в условиях Индустрии 4.0 и 5.0 // π-Economy. 2023. Т. 16. № 5.  С. 91–108. DOI: 10.18721/JE.16507

4. Лобова, С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 92–106. DOI 10.15826/umpa.2020.02.016

5. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116–147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

6. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А. и др. Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 490–505. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

7. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М. М. Поиск резервов в тисках «вменённого»: к парадоксам нашей стратегии образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 95–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-95-103

8. Исаев А.П., Плотников Л.В. Адаптация или деградация: что происходит с образовательной инновацией в условиях типового образовательного процесса? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-149-166

9. Burland J.B. Reflections on Victor de Mello, friend, engineer and philosopher // Soils and Rocks. 2008. Vol. 31. No. 3. P. 111–123. DOI: 10.28927/SR.313111

10. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 86–104. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-01-86-104

11. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 89–109. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109

12. Феоктистов А.В., Кислов А.Г., Шипко И.В., Гордилов В.Е. Хронотоп инженерно-педагогического мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 135–156. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-135-156

13. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 18–21.

14. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Особенности взаимодействия предприятий и вузов в условиях цифровой экономики // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 122–130. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.18

15. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. 2017. № 12. С. 3–12.

16. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. 3D цифровой образовательный кластер // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 107–116. DOI: 10.55421/2499992X_2022_2_107 — EDN YRGFGI.

17. Костюков В.Е., Кривошеев О.В., Трищенков А.В. Функциональная архитектура системы промышленной автоматизации, разрабатываемой в составе типовой информационной системы предприятий гос. корпорации «РОСАТОМ» // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 18–26.

18. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Патент № 2665275C1 Российская Федерация, МПК G06Q 10/06, G06F 17/40, G05B 19/418. Система управления трудовыми ресурсами предприятия — «Цифровой кластер» – предприятие – вуз»: № 2017126461: заявл. 21.07.2017: опубл. 28.08.2018.