УДК 378
И.А. Алешковский,
канд. экон. наук, доцент
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: aleshkovski@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-9276-3133, Scopus ID: 57190586626
А.А. Гребенюк,
д-р экон. наук, профессор,
заместитель директора по научной работе
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: gaa-mma@mail.ru
ORCID: 0000-0001-9003-4551, Scopus ID: 56297122600
Е.И. Ефименко,
аспирант
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: efimenko_katyrina@mail.ru
ORCID: 0000-0002-2554-785X
В настоящей статье обобщены результаты опроса и полуструктурированных интервью преподавателей российских вузов относительно систем оценки деятельности научно-педагогических работников и их эффективности. Результаты исследования выявили, что преподаватели вузов положительно относятся к применяемым в высшей школе методикам стимулирования деятельности научно-педагогических работников. При этом степень удовлетворенности преподавателей и оценка эффективности систем напрямую зависят от особенностей их применения в конкретном вузе. Результаты исследования подтвердили тенденцию к повышению значимости научной деятельности при оценке результатов труда преподавателей вузов и могут стать предпосылкой для выработки новых решений в области обеспечения эффективности социально-трудовых отношений с преподавателями.
Ключевые слова: научно-педагогические работники, показатели эффективности деятельности преподавателя, система оценки деятельности преподавателя вуза.
Литература
1. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–111. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111
2. Бондаренко В.В., Селезнев П.С., Танина М.А., Юдина В.А. Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз // Образование и право. 2020. № 5. С. 186–190. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10533
3. Ганченко И.О., Гривенная Е.Н. Актуальные проблемы внедрения рейтинговой оценки научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2 (46). С. 157–162.
4. Гозалова А.В., Рыжова В.С., Скачкова Л.С. «И швец, и жнец, и на дуде игрец...»: универсальны ли научно-педагогические работники? // Управленец. 2022. Т. 13. № 5. С. 85–101. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-5-6
5. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
6. Кем Б.М. Рейтинги университетов — воздействия и непредвиденные побочные эффекты // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 71–80. DOI: 10.31857/S013216250001960-9
7. Кирюшина М. А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 40 с.
8. Климук В.В., Никишова А.В., Комаров О.Е. Методика оценки результативности работы профессорско-преподавательского состава вузов (рейтинговая система) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 79–83. DOI: 10.20339/AM.11-16.079
9. Козьмина Я.Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-135-151
10. Кочухова Е.А. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278–302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302
11. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
12. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136. DO1: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136
13. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136–146.
14. Полевая М.В. Система оценки эффективности работников учреждений высшего образования: современная практика и ключевые показатели // Социально-трудовые исследования. 2019. № 37 (4). C. 98–105. DOI: 10.34022/2658-3712-2019-37-4-98-105
15. Прахов И.А. Основные практики научной и публикационной активности преподавателей вузов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 28 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2604-0
16. Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам. М.: НИУ ВШЭ, 2020. — Мониторинг экономики образования. Вып. 13.
17. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: Позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–40. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40
18. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012 // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 38–47.
19. Ball S.J. The Teacher’ s Soul and the Terrors of Performativity // Journal of Education Policy. 2003. No. 2. P. 215–228.
20. Connell R. The Neoliberal Cascade and Education: an Essay on the Market Agenda and Its Consequences // Critical Studies in Education. 2013. Vol. 54. No. 2. P. 99–112.