УДК 316.4+338.1
https://doi.org/10.20339/AM.11-20.092
В.К. Левашов,
д-р социол. наук, директор
Института социально-политических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
(ИСПИ ФНИСЦ РАН)
e-mail: levachov@mail.ru
И.С. Шушпанова,
канд. социол. наук, доц., ведущий научный сотрудник
Центра стратегических социальных
и социально-политических исследований
Института социально-политических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
(ИСПИ ФНИСЦ РАН)
e-mail: i.s.shushpanova@mail.ru
А.В. Анищенко,
аспирант
Института социально-политических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
(ИСПИ ФНИСЦ РАН)
e-mail: aav030585@mail.ru
Исследуются социальные и политические эффекты COVID-кризиса, оказавшие существенное влияние на все сферы жизнедеятельности российского гражданского общества и правового государства. В сложившихся условиях российское предпринимательство, малый и средний бизнес оказались под угрозой непредвиденных вызовов в экономике, до максимальных значений выросли в последние годы риски банкротств и безработицы. Для понимания причин и содержания происходящих в экономике процессов становится актуальным анализ адекватности и эффективности государственных мер социальной, политической и экономической поддержки с точки зрения предпринимателей, осуществляющих конкретный вклад в экономику страны и обеспечивающих рабочие места и заработную плату работников. Налаживание обратной связи, диалога во взаимодействии бизнеса и власти является проблемной зоной применения инструментов государственной поддержки. Результаты исследований показали, что более половины предприятий не попали в перечень пострадавших отраслей, составленный органами власти, а предложенные государством меры поддержки оказались недоступными либо неэффективными для оперативного решения актуальных проблем большинства российских предпринимателей. В статье исследуются резервы и возможности повышения эффективности мер государственной поддержки российскому предпринимательству.
Ключевые слова: российское предпринимательство, COVID-кризис, малый и средний бизнес, гражданское общество
и правовое государство, меры социально-политической и социально-экономической поддержки бизнеса.
Литература
1. Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. № 5. С. 71–82.
2. Исаева И.А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. 2020. № 5-4 (28). С. 37–42.
3. Королев В.К., Евграфова О.В. «Декоронация» глобализации и этномультикультурализм в посткризисной экономике // Философия хозяйства. 2020. № 3. С. 44–59.
4. Малофеев С.Н. Современные технологии формирования финансовых ресурсов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 695–699.
5. Нижегородцев Р.М. Коронакризис: становление вирусно-цифровой экономики // Философия хозяйства. 2020. № 3. С. 125–152.
6. Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 752–755.
7. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода их него // Журнал экономических исследований. 2020. № 2. С. 52–71.
8. Fukuyama F. The Pandemic and Political Order. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2020-06-09/pandemic-and-po...
Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0137-2019-0037 «Социологический мониторинг “Как живешь, Россия”»?